Продам себя «на запчасти»…
Почему в поисках нужного для пересадки органа украинцы выезжают за границу?
В настоящее время среди европейских государств Украина занимает второе место после Молдавии по развитию «черной» трансплантологии. К такому выводу пришла специальная комиссия по изучению этого вопроса. Как известно, в 1999 году в Украине появился закон, регулирующий правовые аспекты трансплантации (пересадки) внутренних органов и тканей человека, в соответствии с которым в стране запрещается как купля-продажа, так и пересадка внутренних органов от живого человека к живому человеку, кроме родственников. За нарушение этого закона предусмотрено уголовная ответственность. Донором может быть только близкий родственник больного (мать, отец, родной брат и т.д.). Правда, им может стать и мертвый человек, который до своей смерти согласится на этот шаг или на это дадут согласие родные покойного, что бывает крайне редко.
В связи с этим в Украине делается только 30-35% операций по пересадке органов от необходимого количества. Все остальные, кто нуждается в донорском органе, ожидают годами, и большинство из них по определению обречены…
Однако есть граждане, готовые помочь им за определенное вознаграждение. Да и в донорах, а вернее, людях, нуждающихся в деньгах, – оказывается, недостатка тоже нет. В Интернете можно найти массу самых разных предложений: «Продам почку, печень. Безвозмездно подберу донора. Помогу с документами на родство, выезд за границу» и т.д. Либо такие объявления: «Предлагаем информацию по донорству, особенностях трансплантации почки, печени, костного мозга. Регистрируем в базе доноров Центра трансплантации. Конфиденциально, с соблюдением интересов обратившихся. Регистрация и получение необходимой информации производятся на условиях оказания материальной помощи Центру (50-200 грн.)». Правоохранительные органы не скрывают того, что в Украине постоянно действуют подпольные операционные, где хирург за одну операцию получает больше, чем за работу в течение года в государственной больнице.
Недавно мы познакомились с Андреем С., которого год тому назад «покупатели» уговорили продать свою почку. Он рассказал:
«Однажды, когда я шел с работы, возле подъезда дома ко мне подошли люди, которые попросили не пугаться сразу, а выслушать их до конца. Они сказали, что одному человеку нужна срочная пересадка почки, иначе он умрет. Оказывается, в больнице они получили информацию о тех, у кого подходит группа крови и другие параметры. И я – в их числе. По их словам, первые несколько человек, к которым они приезжали и делали такое же предложение, как и мне, отказались, и я чуть ли не последняя их надежда. За почку мне предложили 15 тысяч долларов. Деньги это большие, по крайней мере, для меня, и я обещал подумать до обеда следующего дня. От знакомого доктора узнал, что с одной почкой человек может жить вполне нормально и что подобные операции у нас в порядке вещей. Он также мне сказал, что покупатели порядком завысили цену, потому что в Украине никто не хочет давать за почку больше 4 тысяч долларов. На следующий день состоялась встреча, где я согласился продать почку на условиях, что со мной будет мой друг и что деньги мне заплатят наперед. В тот же день на работе оформил двухнедельный отпуск, а уже через 24 часа в другом городе была сделана операция. Причем в больнице все было оформлено так, как будто бы я попал в аварию, вследствие чего мне удалили почку. Это было год назад. Пока что со здоровьем у меня все в порядке, и я не чувствую никаких отклонений. Правда, моя супруга до сих пор ничего обо всем этом не знает. А на полученные деньги я открыл небольшой бизнес».
Представьте себе, это далеко не единственная история в Сумах! Андрей дал нам координаты человека, который также заработал на продаже почки и роговицы. Тридцатилетний Виталий М. пошел на это лишь потому, что мечтал купить квартиру и пожить хоть немного по-человечески. Вот его история:
«Однажды я увидел по телевизору передачу о том, что люди, которые хотят заработать на своих органах, дают объявление в Интернете. Решил сделать то же самое. Через десять дней мне позвонили и предложили за почку такие большие деньги, что я было подумал: меня хотят разобрать «на запчасти». Сначала испугался и отказался от этой идеи. Но потом, когда меня по-настоящему припекло в финансовом плане, снова разместил объявление, и целый месяц мне звонили десятки людей, в том числе и из-за границы, предлагая различные суммы. Наконец я выбрал тех, кому согласился продать почку и роговицу глаза. За мной приехал человек из Турции, который заплатил 50% от всей суммы сразу и купил турпутевку, а через 10 дней мне сделали операцию.
Я, конечно, жалею уже, потому что три года назад в погоне за деньгами я не слишком думал, что у меня возникнут проблемы со зрением. Решил, что одного глаза хватит… А теперь отказывает и второй…
Но таких денег мне и за всю жизнь не заработать! Так что, если бы повернуть время вспять, я все равно пошел бы на этот шаг».
Как видите, люди продают себя по частям не от хорошей жизни. Мы решили также попробовать разместить объявление и посмотреть, откликнется ли на него кто-нибудь. На протяжении недели не получили ни одного звонка, обратились во Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов (г.Киев) и поговорили с вице-президентом этой организации ВИКТОРОМ СЕРДЮКОМ. По его словам, украинские законы и те, кто их создает, виноваты в том, что 90% нуждающихся в донорских органах, умирают.
– Законы, согласно которым наложен запрет на подобное донорство, имеются, а путей решения проблемы никто почему-то не предложил. Почему человек, который желает помочь другому, не имеет права этого сделать? Более того, людей просто запугали, ведь большинство уголовных дел против медиков, которые якобы похищали органы и ткани человека, сфабрикованы. Например, в начале 90-х во Львове было открыто уголовное дело, которое впоследствии послужило началом антидонорской агитации. История такова: в больницу доставили женщину, которая нуждалась в срочной операции. Все было настолько серьезно, что опытный хирург не стал предпринимать самостоятельных действий, а пригласил другого известного хирурга, который в то время занимал должность ректора Львовского университета. Женщина была спасена. Но проблема состояла в том, что ей, кроме сшивания сосудов и т.п., нужно было еще удалять почку. И, поскольку операция длилась очень долго, уставшие медики просто не записали в журнале факт удаления органа. Пациентка впоследствии подала в суд, обвиняя медиков в хищении почки. В конечном итоге их оправдали. Если бы законодатели продумали все коллизии, не было бы подпольных операций по пересадке органов и никаких печальных последствий для доноров. И родственники умерших не боялись бы, что кто-то хочет заработать на их близких. Но, несмотря на очевидность этой проблемы, не предпринимается никаких мер для ее решения. Поэтому-то многие и обращаются за помощью за границу. Существует такое понятие, как общемировой банк донорства. Тот, кому нужна операция, может подать заявку, и, когда будет найден донор, больного оповестят и смогут пересадить ему почку или ту же роговицу и т.д. То же относится и к донорам, которые едут туда, чтобы продать свой орган. Но ведь Украина не является участником и этого банка! И когда мы наконец станем мало-мальски цивилизованными, нас будет меньше еще на 1-5 миллионов…
Чтобы узнать, как обстоят дела по вопросу донорства и трансплантологии в Сумской области, мы обратились к главному областному хирургу Николаю Кобылецкому:
– Что касается трансплантации органов и ситуации в области, то, например, только в донорской почке сегодня нуждаются как минимум 80 человек, которые в данное время находятся на гемодиализе. И если кто не знает, то могу сказать, что пересадка почки на сегодняшний день стоит от 100 тысяч гривен. И это при том, что донорский орган живет максимум 5-6 лет. Затем человеку необходимо снова пересаживать почку. За этот период такой пациент обходится государству от 50 до 100 тысяч гривен в год. В Сумах подобных операций не делают. В Украине есть только три центра, где производится пересадка внутренних органов, – в Киеве, Запорожье и Львове. Но после истории в 90-х годах во Львове хирурги отказываются проводить пересадку, потому что боятся беспочвенных обвинений, которые могут лишить их свободы. И их можно понять…
Фактически работают только два центра. Мы же относимся к Киеву. Реципиент пишет заявление, и мы отправляем его в Киевский институт трансплантологии, где человека осмотрят и сделают выводы о целесообразности пересадки. Затем, если у него нет родственников, которые могли бы стать донорами, ему придется ждать, пока где-то с кем-то что-то не случится. Как это ни печально – это так! Почему к нам не идут доноры? Да потому что это и для них немалый риск. Если через некоторое время с оставшейся у донора одной почкой возникнет проблема, он также встанет в очередь… А что касается «черной» трансплантологии, то, насколько мне известно, фактов, доказывающих участие украинских медиков в незаконных операциях, не зафиксировано…
* * *
К слову, в Сумской области действительно не было ни одного уголовного дела, касающегося трансплантации. А вот, к примеру, в Мариуполе Донецкой области в начале текущего года оказались за решеткой сразу несколько хирургов, которые удаляли органы, не ставя в известность самих пациентов.
Мы связались с Администрацией президента Украины, чтобы узнать, планируется ли в ближайшее время решение этой общенациональной проблемы. Очень хочется думать, что ответ, который показался нам обнадеживающим, окажется не пустыми словами:
– За короткое время правительство менялось несколько раз, поэтому вопрос о трансплантологии в Украине откладывался. Но недавно президент поручил Кабмину разработать Государственную программу развития трансплантации на 2006-2010 годы. Украина станет участником программы «Евротрансплантант», что позволит, во-первых, нанести удар по «черному рынку» донорства и, во-вторых, решит проблемы многих тысяч украинцев.
Максим Новиков, Ваш шанс