КАРАУЛ УСТАЛ

В выходные свой вердикт итогам голосования вынесла Верховная рада – результаты второго тура она признала недействительными. Впрочем, от этого мало что изменилось: никаких правовых последствий принятое парламентом постановление не имеет. Равно как и другое – выражающее недоверие Центризбиркому. И хотя на заседании была даже названа конкретная дата проведения повторного голосования – 12 декабря, это ничего не значит. Во-первых, страна просто не успеет подготовиться к новым выборам. (Как заявил “Известиям” депутат и представитель правительства в Раде Владимир Рыбак, за это время не успеют сформировать новый Центризбирком и напечатать бюллетени.) Во-вторых, до этого времени вряд ли смогут найти выход из законодательного тупика, в котором оказалась страна. А тупик между тем более чем серьезный. Никаких правовых рычагов выхода просто не существует. А для их формирования (например, внесения изменений в закон о выборах) нужно время. Но на Украине сейчас все спешат.

Пути выхода из кризиса ищут три силы украинской “каштановой революции”: законодательная (парламент), юридическая (Министерство юстиции) и уличная (протестующие избиратели).

Юристы не знают

Что же конкретно решит в понедельник Верховный суд? Он вполне может отменить постановление Центризбиркома о результатах выборов и обязать ЦИК повторно рассмотреть вопрос. Судьям Верховного суда не позавидуешь: закон “О выборах” вообще не предусматривает объявление недействительными выборов по всей стране. Только на конкретных участках или в округах.

Так что теперь надо будет искать формулировки. При этом существует принципиальная разница в том, какую предпочтут судьи: или выборы будут признаны несостоявшимися, или результаты будут признаны недействительными и отменены. В первом случае, согласно ныне действующему закону, надо будет начинать все сначала – то есть проводить и первый, и (если понадобится) второй тур. Но при этом (опять-таки по закону) к участию в новых выборах не могут быть допущены участники предыдущего голосования. То есть Ющенко и Янукович. На этот вариант Верховный суд не пойдет. Остается второй: решение ЦИК по результатам голосования будет отменено.

После чего надо будет обращаться в ЦИК с просьбой признать выборы несостоявшимися. И если ЦИК на это согласится, то решение о назначении новой даты будет принимать Рада. Голосование должно пройти через 90 дней после решения парламента. То есть не в декабре 2004-го, а в феврале 2005-го.

Но тут вновь возникает вопрос: а что если и во второй раз Украина проголосует так же, как и в первый? Оппозиция настаивает: этого не произойдет, если заранее обезопасить себя от фальсификаций – конкретно, отменить “открепительные талоны”. Но в первый раз, накануне второго тура, это предложение не прошло – запрет наложил Леонид Кучма.

Власти не могут

Однако на этот раз даже он – действующий президент – не может опротестовать выборы. Как заявил “Известиям” депутат Валерий Коновалюк, причина происходящего в том, что, принимая закон, каждый депутат предполагал, что победит его кандидат и отсекал возможность признания выборов недействительными.

Спикер Верховной рады Владимир Литвин считает, что наиболее реальным был бы вариант, когда один кандидат становится президентом, а второй – премьером. После проведения конституционной реформы они получают практически равные права. Но, как заметил Литвин, для такого варианта он не видит ни одного законного основания.

Сам спикер вместе с Кучмой должен выступить посредником на переговорах Ющенко и Януковича. Сейчас договариваются не кандидаты, а их представители: от Ющенко – экс-спикер Иван Плющ, от Януковича – экс-президент Украины Леонид Кравчук. Их переговоры затягиваются. И проходят за плотно закрытыми дверями. Известно только то, что из намеченных двух туров состоялся один.

Наконец, остается решить, что делать с Центризбиркомом, точнее, с его нынешним составом. Постановление Верховной рады о недоверии ЦИК никакой юридической силы не имеет. Будет ли решать и этот вопрос Верховный суд – неясно. В принципе, ситуацию может разрешить действующий президент – только он наделен полномочиями роспуска ЦИК. Он же обладает правом предложить новые кандидатуры, которые затем должна одобрить Верховная рада.

Глава ЦИК Сергей Кивалов уже дал понять: за кресло он не держится и готов уйти в отставку. “Я готов уйти со своего поста, если все происходящее на Украине успокоится”, – сказал глава ЦИК. Но тут же оговорился: “Но также могу потребовать доказательств”. С адресованными в его адрес обвинениями в фальсификациях он не согласен.

Улицы не хотят

Сторонники Ющенко и Януковича, стоящие на морозе уже неделю, ждать, какой выход найдут политики вместе с юристами, порядком устали. Ющенко им обещает: “Наступит время, и власть нам сама принесет ключи от президентской администрации”.

Сторонники премьера считают: затягивание ситуации – на руку оппозиции, которая собирает в Киеве новых последователей Ющенко. Оппозиция утверждает: от стагнации выигрывает власть, играющая на размежевании Украины. По словам Ющенко, главы Донецкой, Харьковской и Луганской областей объявляют о своей автономии, выполняя указ “сверху”.

На киевских митингующих улицах сепаратизм отменяется. Одетые в оранжевое сторонники Ющенко начинают брататься с “синими” – приверженцами Януковича. В Киев их прибыло около 6 тысяч. Проведя митинг на Привокзальной площади и получив пайки с пометкой “Министерство обороны”, “синие” отправились на “оранжевый” майдан Незалежности. Пайки разделили по-братски с ющенковцами. Те ответили чаем и кофе. На вечерней уличной дискотеке танцевали сине-оранжевые пары и хороводы. Улица устала избирать президентов. Она выбрала единую Украину.

The Guardian Западные СМИ освещают события на Украине предвзято

Западные средства массовой информации освещают последние события на Украине предвзято. Будь то Албания 1997 года, Сербия 2000 года, прошлогодняя Грузия или Украина сейчас, СМИ предлагают зрителям одну и ту же сказку о том, как молодые демонстранты свергают авторитарный режим, просто приходя на какой-нибудь рок-концерт на центральной площади. Два миллиона пацифистов могут выйти на улицы Лондона, но это событие остается политиками незамеченным. Между тем несколько десятков тысяч человек в центре Киева приравниваются к народу, тогда как полиция, суды и правительственные учреждения именуются не иначе как “средства гонения”. Воображение Запада настолько захвачено его собственной мифологией народной революции, что обыватель уже демонстрирует опасную терпимость к двойным стандартам при освещении событий в СМИ. В Киеве прошли массовые акции в поддержку Виктора Януковича, однако западные телеканалы не сочли нужным их осветить. А вот манифестации оппозиции отражаются в полной мере. Несмотря на то что зритель может видеть на экране многочисленные палатки, лазерные подсветки, совершенные звуковые системы, он продолжает думать, что эти акции спонтанные.

The Washington Times Украинский кризис может быть решающей битвой между Россией и Западом

“Холодная война” не закончилась с крахом коммунизма, и отношения между Западом и его давним противником – “русским медведем” еще никогда не были настолько прохладными со времен падения Берлинской стены в 1989 году. История скандальных выборов на Украине явственно продемонстрировала, насколько в действительности непрочны эти отношения и как много стоит сейчас на кону – для обеих сторон. Госсекретарь США Колин Пауэлл сразу объявил выборы незаконными из-за массовой фальсификации. Еще раньше американские представители предсказывали “период охлаждения” в отношениях с Украиной. Это охлаждение не замедлило наступить. Речь идет не просто о выборах, какими бы важными они ни были для украинского народа. В действительности на кону стоит последний бастион России в борьбе за господство в регионе после того, как она сдала свои позиции сверхдержавы, проиграв “холодную войну”. Многие в России все еще воспринимают старые владения – Украину, Белоруссию, Молдавию как часть империи и с ностальгией оглядываются на советские времена. Они считают, что Москве до сих пор принадлежит право голоса. Российский президент Владимир Путин понимает, что Украина – его последний рубеж в борьбе за власть на территории бывших республик и если он проиграет, то их получит Запад. Путин знает также, что тяжеловесная тактика советских времен больше не сработает. Сейчас требуется более благоразумный подход, который обеспечит приход к власти преданных Москве руководителей. Украинский кризис может быть последней решающей битвой между Россией и Западом.

Янина Соколовская, Елена Шестернина Известия

You may also like...