Не мигайте фарами – не поможет!

Автоинспекция будет бороться с нарушителями и c теми, кто предупреждает встречных коллег-водителей о патруле, с помощью скрытой видеосъемки. Накажут всех!

Полет мысли ГАИ просто поражает воображение: теперь инспекторы будут сидеть в неприметном автомобиле на обочине дороги, снимать на видеокамеру нарушителей и сообщать о них патрулю, который дежурит в 300 метрах от них. В Днепропетровске уже расставлены первые засады. Таким прогрессивным способом правоохранители хотят заставить водителей больше уважать правила, а заодно и бояться патрульных. Ведь ни для кого не секрет, что автомобилист автомобилиста в беде не бросит: как только кто-то проехал мимо ДПС, тут же включается “народная служба спасения” и все встречные машины предупреждаются о патруле подмигиванием фар. Скорость сразу же сбавляется, и мимо инспекторов вы проезжаете неспешно и с чувством собственного достоинства.

Естественно, что такая сигнальная система не слишком влияет на общую культуру движения – пока нет прямой угрозы, за скоростью никто особо следить не собирается.

– Сейчас в городе работают две такие бригады, – сказал “Газете…” глава Центра по связи с общественностью Днепропетровского ГАИ Владимир Лебедев. – Каждая состоит из 2 служебных машин и 1 гражданской, снабженной цифровой видеокамерой. Бригады расставляются только на аварийно опасных участках.

Важно отметить – мигать фарами правилами не запрещается! Конечно, гаишники и знают об этом нехитром способе предупреждать коллег о ближайшем патруле, но никаких правовых оснований наказывать “сигнальщиков” не имеют. Да они и не собираются. Цель ГАИ – наказать тех, кто по сигналу встречных авто срочно сбрасывает скорость.

Как уверяют в автоинспекции, главная задача такого способа работы – приучить водителей к мысли о том, что за ними ведется наблюдение и заставить их быть более осторожными. А для большего резонанса время от времени материалы съемок будут передаваться на местные телеканалы – опять же, чтобы горожане смогли увидеть себя со стороны и, возможно, устыдиться.

Оригинальное ноу-хау может иметь большой пропагандистский эффект, но вот с его правовой стороной могут быть проблемы. Хотя гаишники уверяют, что скрытое наблюдение является обыденным способом фиксации нарушений, вопросы все же возникают. Ведь, по Гражданскому кодексу Украины, физическое лицо может быть снято на фото-, видеопленку только с его согласия. Съемка без согласия может проводиться только в установленных законом случаях, и тут уже юридических трактовок конкретного случая может быть много. Пока что инициатива ГАИ касается только Днепропетровска. В остальных регионах милиция действует старыми методами – от засад до картонных “патрульных”.

Ноу-хау: ГАИ на выдумки хитра

Госавтоинспекция – не только вездесущая, но и крайне изобретательная организация. Только за последние пару лет ГАИ разродилась целой кучей гениальных идей, призванных улучшить борьбу с нарушителями на дорогах.

Торчащий полицейский. Самое креативное новшество – манекены гаишников вместо реальных сотрудников ГАИ. В Харькове к вырезанным из картона “сотрудникам” добавляли еще и списанный автомобиль с милицейскими атрибутами. Используют такие “патрули” для того, чтобы попугать любителей быстрой езды. Дешево и сердито.

Скрытая угроза. “Скорость движения контролируется прибором” – видели такие объявления? Подобные предупреждающие объявления, вывешенные на скоростных трассах, отнюдь не означают, что за вами на самом деле следит милицейская видеокамера. Но заставляют, по задумке инициаторов установки таких объявлений, понервничать.

Интеллектуальная автоматика. ГАИ начала кампанию по установке “умных радаров”, которые записывают все нарушения на дорогах, а затем с инспектором проводится “разбор полетов”. Еще более прогрессивное новшество – “интеллектуальный светофор”. Эти устройства будут снабжены датчиками движения и смогут анализировать информацию по ситуации на дороге, принимая нужное именно в этот момент решение. Правда, первое новшество пока как-то не прижилось на дорогах, а второе – только ждет своего воплощения и бюджетного финансирования.

Контрольная поездка. В Запорожье группы автодружинников садятся в маршрутку как обычные пассажиры и фиксируют все нарушения водителя. В конце поездки, вместе с нарядом ГАИ, который ждет маршрутку на конечной остановке, составляется админпротокол.

“Автоматический гаишник” не прижился

В 1999 днепропетровский предприниматель, промышлявший эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей (позже подобная деятельность была запрещена), решил расширить свой бизнес. По согласованию с горсоветом закупил две немецкие установки автоматической регистрации скорости. Умные устройства не только фотографировали авто лихачей, но и могли, идентифицировав номерной знак, подавать сигнал об угнанных машинах. Но прогрессивная новинка не прижилась – против нее ополчилась… ГАИ. Городские власти тоже пошли на попятный. Чиновники, очевидно, сообразили, что от робота-полицейского не застрахуешься, а первые кандидаты в нарушители – они сами. Автоматические регистраторы скорости так и не появились на улицах города, а предприниматель “попал” на $100 тыс.

Леся Падалка, Борис Брагинский. ГАЗЕТА ПО-КИЕВСКИ

You may also like...