Сумщина – край самоубийц

Недавно в Сумах произошел дикий случай. Двое молодых людей – оба не старше 20 лет – продолжали бурно отмечать Пасху, пока не кончилось спиртное и деньги. Когда запой прекратился, парни под влиянием галлюцинаций перерезали себе вены и легли рядом, чтобы молча истечь кровью. А когда медики их откачали, оба не могли поверить, что по собственной воле побывали на пороге смерти. Историю эту нельзя отнести просто к пьяным нелепостям. В горячке людьми управляет то, что запрятано в глубинах сознания. А самоубийство – самая распространенная на Сумщине причина неестественной смерти…

Если проанализировать статистические показатели смертности в Сумской области за последние годы, поневоле задумаешься о мистике. Количество самоубийц в этом уголке страны не только больше, чем в других областях, но и перекрывает число смертей от пожаров, дорожных аварий и других бедствий. Если в 2006 году там добровольно ушли из жизни около 500 человек (для сравнения: в Ивано-Франковской области за тот же период – 147), то в начале сего года – 40 самоубийств. Большинство из них случались в сельской местности. Но мотивы самые разные: несчастная любовь, безденежье, неизлечимая болезнь… Сумчане будто ждут повода для шага на тот свет.

Почему злой рок преследует именно Сумскую область, а не, скажем, Луганскую или Винницкую? Специалисты не могут ответить на этот вопрос однозначно. Одни высказываются, что пограничный регион уж слишком депрессивный: промышленность неразвита, сельское хозяйство – основная составляющая тамошней экономики – существует еле-еле. Отсюда много безработных, которые от безденежья спиваются или становятся наркоманами. Они автоматически попадают в группу “оступившихся” и рискуют стать заложниками депрессии.

Другие пеняют на то, что, дескать, в соседних областях ситуация не лучше, но статистические данные там годами сознательно приуменьшают, поэтому и получается, что на родине президента больше всего самоубийц. Однако большинство мнений сходятся в одном – на Сумщине катастрофически не хватает мест, в которых людям, которые уже стоят “на грани”, смогли бы оказать помощь и поддержку и тем самым предотвратить десятки трагедий. В Сумах при городской больнице работает единственный на всю область специализированный центр, в котором пытаются помочь не только тем, кто уже переступал черту жизни, но волей случая остался жив, а и людям, склонным к суициду. Разговорить пациентов центра крайне трудно, доверительные отношения у них только с доктором. Да и то эта нить настолько тонкая, что любое неловко сказанное слово может снова замкнуть их в себе. У каждого из них свой хрупкий внутренний мир, который легко разрушить. Истории у пациентов самые разные.

– Один наш пациент пытался уйти из жизни трижды, – рассказывает Василий Бочаров, заведующий сумским суицидальным центром при горбольнице №5. – Первый раз он хотел повеситься, но не выдержала труба, на которую он накинул веревку. Второй раз – оборвалась удавка из шнурков, а в третий раз он наелся таблеток, но дозы не хватило. Проблемами суицидов в нашей области я занимаюсь с 2003 года и подметил, что печальное лидерство у нас сохраняется уже не третий, а девятый год! Почему у нас больше самоубийств, чем в других областях? Да потому, что социальные службы в упадке – людям некуда пойти со своими проблемами. К тому же на другом берегу Днепра, в западной Украине, намного больше религиозных людей, чем в нашем регионе. Наш центр работает несколько лет, и общими усилиями удалось кое-как выправить ситуацию в Сумах, но в области проблема не решена. Спросите, зачем я взялся за самоубийц? Когда еще учился в мединституте, меня шокировал случай, который произошел с моим хорошим другом. В отличие от меня он вместо учебы занялся бизнесом и в те годы неплохо “раскрутился”. Купил квартиру в Киеве и переехал туда из Сум. Там развернул сеть небольших магазинчиков и зажил припеваючи. Однако увлекся игроманией, все спустил, снова вернулся в Сумы и здесь, преследуемый должниками, выбросился из окна. На меня это произвело неизгладимое впечатление – ведь друга можно было спасти. Если бы вовремя с ним поработал врач и внушил, что на самом деле проблемы не такие уж неразрешимые, беду можно было предотвратить.

Сумской центр, специализирующийся на суицидах, выискивает нуждающихся в помощи через телефоны доверия и перехватывает пациентов, попавших в отделения детоксикации, то есть тех, кто пытался отравиться. К слову, 70% самоубийц заявляют про свои намерения и желают быть услышанными. И только тогда идут на самоубийство, когда не находят собеседника, которому можно было бы выговориться. Они не хотят умирать и всерьез рассчитывают, что их спасут. Сумские психиатры считают, что исправить негативную тенденцию в области одними телефонами доверия невозможно. Не только облцентр, но и область нуждается в специальном стационаре для лечения больных неврозами. Ведь в уже существующем центре их могут только консультировать, а порой попадаются люди, которых нужно лечить стационарно, и одними консультациями делу не поможешь.

– Чтобы решать проблемы людей, которых к самоубийству склоняют угрозы кредиторов и прочие финансовые проблемы, в идеале врачам должна помогать милиция, – продолжает сумской психиатр Бочаров. – Ведь после приема у психиатра на пациента могут надавить извне, и лечение пойдет насмарку. Как правило, когда человек выбрасывается из окна или вешается из-за денег, милиция попросту списывает это на бытовой суицид, хотя зачастую есть реальные люди, которые подтолкнули человека на такой поступок.

ГАЗЕТА ПО-КИЕВСКИ

You may also like...