Украина: дети «дают на гора»

…Несправедливость – она знакома миллионам людей. С ней человек встречается с первых минут своей жизни, с первых шагов и с первым здравым осознанием своего “я”. Сегодня речь о том, что вместо того, чтобы учиться, играть в футбол и общаться с родителями дети вынуждены зарабатывать себе на хлеб насущный. Международная организация труда (МОТ) отмечает, что во всем мире около 250 миллионов детей в возрасте от пяти до семнадцати лет занимаются тяжким трудом. Из них почти половина не учится вообще. Самое страшное, что детей используют за мизерное вознаграждение, а то и без такового во вредных производствах в промышленности, на поле, и даже в шахтах и каменоломнях. Нередко дети отрабатывают долги своих родителей. Вследствие чего молодой, неокрепший организм получает уже к 25-30 годам букет заболеваний и степень износа, который соответствует глубокой биологической старости. Причиной всему – чрезвычайная бедность в семьях или сиротство.НЕЛЕГАЛЬНЫХ ШАХТ В УКРАИНЕ НЕ БЫЛО ДАЖЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ…

Несчастные случаи, отсутствие трудовых и страховых договоров в полной мере характеризуют мировой опыт трудовой эксплуатации детей. К сожалению, и в Украине есть шахтеры, коим бы в песочнике играться да марки собирать – но, увы, на голодный желудок что-то марочки не клеятся. И приходится детишкам долбать уголек здоровенной киркой да вытягивать нагора из “копанки” в огороде ведрами “черное золото”.

У детей прав не меньше, а то и больше. Но об ущемлении своих свобод и нарушениях они боятся заявлять во всеуслышание, они не знают, что можно и нужно об этом говорить. Хотя кое-кто скажет: разве ребенку станет от этого лучше? Допустим, накажут дяденьку-работодателя – он отвалит положенный штраф. А дальше что, если все так же продолжает урчать живот и младшая сестренка с зареванным взглядом опять просит колбаски и сладкую булочку? На родителей-пьяниц надежд мало, а в интернат идти не охота, – хоть и живут в хате-клоповнике, зато в своей и при папе с мамой. Все равно придется дитю идти и к кому-нибудь наниматься в работники. Логика железная, но небезукоризненная – ждать, пока в стране уровень жизни и социальные традиции достигнут уровня стандартов высокоразвитых стран – значить бездействовать и поощрять деградацию нашей поросли, гнущей спины за красивыми вывесками благих намерений. Дети должны учиться трудиться и преодолевать жизненные трудности, но отнюдь не в средневековом стиле.

Интересно, что до 1842 года в Великобритании дети в возрасте от 4 до 5 лет могли легально работать в шахте – и это притом, что установленный минимальный возраст трудоустройства равнялся десяти годам. В тех же США еще в начале XX века в шахтах работали восьмилетние дети. Но за прошедшее столетие Старый и Новый свет наложил на детский труд массу условностей и ограничений. Причем, мало того, за их соблюдением неукоснительно следят.

Во многих украинских семьях о достатке, беспечном и веселом детстве знают понаслышке. По данным Украинского института социальных исследований, почти 70% семей самоидентифицируют уровень своего материального благополучия “ниже среднего”. Посему не удивительно, что значительно уменьшились затраты семей на детей, все больше семейств используют детский труд для решения насущных материальных проблем. В этих условиях ощутимо нивелируется воспитательная функция семьи,

Замечено, что в связи с послаблениями требований к общему среднему образованию в Украине увеличился процент подростков, кои не только не получают среднего, но и даже незаконченного среднего образования.

Коммерциализация детского досуга привела к тому, что организованные формы отдыха в т.ч. физкультура и спорт, интеллектуальные клубы стали недоступными для малообеспеченных семей. Максимум – это от случая к случаю посещение “стрелялок” в компьютерном клубе, отсюда и возрастающее влечение подростков к маргинальному поведению.

В соответствии с Кодексом законов о труде дети в возрасте до 16 лет не могут быть трудоустроенными (в отдельных случаях – с 14 лет). Все эти факторы ведут к безусловной маргинализации подростковой среды, выходу детей на неофициальный рынок труда, нередко эти поиски заканчиваются криминальными поступками и последующим пребыванием в колонии для несовершеннолетних. Конечно, сим моментом пользуются многие грязные дельцы, – попрошайничество, в т.ч. с участием детей-инвалидов, некоторые виды мошенничества и краж (те же “форточники” и карманники) часто густо организуются профессиональными злодеями с немалым криминальным прошлым. Дети для них – лишь дешевая рабочая сила, приносящая немалую прибыль.

Страшная тема – дети в шахтах. Подростки вынуждены зарабатывать на хлеб, рискуя не выбраться из самодельных “копанок”, устроенных местными дельцами и нередко собственными родителями. Интересно, что нелегальные шахты не возникали у нас даже в самые тяжелые времена – в период немецкой оккупации и после войны – первые “копанки” стали появляться в конце 90-х.

Независимые эксперты считают, что в Украине существует около 3000 шахт, где работают дети – как правило, это мелкие нелегальные предприятия, где кустарным способом добывают уголь. К сожалению, официальной статистики по этой проблеме нет.

Например, известен случай, когда одна из многодетных семей Донбасса взяла к себе на воспитание 10 детей из интерната – в итоге, приемные родители всех загнали в “копанку” и нещадно там пользовали, в т.ч. ночью. Когда о попавших в рабство ребятишках, получающих вместо родительского тепла и любви тумаки да скудные харчи, стало известно общественности, детей вернули в интернат.

РАБОТАЮЩИЕ ДЕТИ НА ФОНЕ БУРИЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ

Всего в Украине за последние восемь месяцев возбуждено 20 уголовных дел по фактам трудовой эксплуатации детей. В нашем распоряжении имеется несколько залитых детским потом и слезами страниц сюжетов из жизни маленьких тружеников.

– Месяц назад я ездил в поселок Липцы Харьковской области – в то время там проводилась милицейская отработка, – рассказывает начальник отдела организации борьбы с преступностью среди несовершеннолетних ДКМДН МВД Украины подполковник милиции Борис Шилин. – Причиной визита в этот населенный пункт послужила жалоба местных жителей на своего земляка – предпринимателя средних лет.

Бизнесмен сей имеет дочь-подростка. 15-летняя Жанна (имя изменено – авт.) как-то, вняв просьбам своего знакомого парня, дала ему отремонтировать ранее сломанный ею же CD-плеер. Но талант у сего самохвала “Кулибина” оказался явно преувеличенным и, не солоно хлебавши, тот, капитулировав перед иноземной техникой, пришел к подружке признаваться в собственной беспомощности. Все бы сошло деткам с рук, да вот прознал о невезухе поселкового радиомастера Жанкин батя – он же и подарил чаду дорогое и модное удовольствие.

Вскипев, по привычке нрава своего, мужичок накалил нервы до предела и организовал встречу с пареньком. Бизнесмен бросил в руки хлопцу плеер и громогласно, дабы не возникало сомнений, заявил: “ничего не знаю, ты эту штуковину взялся чинить – разломал ее окончательно, посему предлагаю вернуть вещице прежний, рабочий вид, иначе… сам понимаешь”. Искреннее понимание не помогло юному любителю техники совладать с премудростями заокеанских конструкторов и реанимировать любимую игрушку меломашни. Не помогли и “тысячи извинений”, принесенных мальчишкой грозному папаше, – тот по-свойски его отлупил. Тогда ситуацию с избиением несовершеннолетнего кое-как удалось утрясти – проще говоря, “замять” дело.

Но приобретенный в неравных стычках с недорослями опыт общения сего бокс-воспитателя плавно перенесся в коммерческую сферу. Хотя поводом к возникновению очередного прецедента к разбирательствам послужило опять не совсем благорассудное поведение Жанны. Однажды, решив пропиариться на всю тинейджерскую тусовку поселка, она неким широким жестом подарила знакомому парню мобильный телефон. Приятель несказанно обрадовался презенту вдвойне – подружка тогда же предложила ему помогать отцу зарабатывать деньги, нанявшись к нему в работники, приобщив и брата – также несовершеннолетнего. Правда, ни о каких договорах и прочих “ненужных бумажках” речь не шла.

Аркадий занимался тем, что бурил для дачников и иных охочих, а главное – денежных заказчиков, скважины для водоснабжения домовладений. Работенка тяжелая – таскать трубы, копать лопатой и вечно в грязи – ни выходных, ни проходных. Правда, особо зарплатой с наемниками хозяин сего геологического производства не разбрасывался – вот и подыскивал трудяг посговорчивей и непритязательней – вроде Жанкиных друзей.

Сотрудники ОКМДН Харьковской области обратились сначала в прокуратуру и сообщили о наличии информации, подтверждающей факт противоправной эксплуатации детского труда. Но там порекомендовали сии наметки довести до необходимых для возбуждения уголовного дела стандартов. Сложность в том, что подобные дела для правоохранителей весьма редки – и правоприменительная практика ст. 150 УК Украины, определяющая как преступление трудовую эксплуатацию детей с целью получения прибыли, не достигнувших возраста, с коего законодатель разрешает трудоустройство, не так уж широка и повсеместно известна. Посему милиционеры вызвали на место расположения скважин специального эксперта, он изучил ситуацию, пообщался с братьями и Аркадием, и пришел к заключению, что здесь работа для детей не просто слишком тяжела, но и опасна для здоровья и жизни подростков. Кроме того, недоросли пахали с раннего утра до позднего вечера – до 10-12 часов кряду. Выходных и праздников у них практически не было.

Скажу, что раскрыть это преступление, собрать необходимые данные, улики, было даже много тяжелее, нежели изобличить какого-нибудь вора или грабителя. К стати, отметим, что 150 ст. УК Украины предусматривает арест на срок до шести месяцев или ограничение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на тот же строк. Эти же действия, совершены относительно нескольких детей или если они причинили существенный вред здоровью, физическому или образовательному развитию ребенка или были сопряжены с использованием детского труда на вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

К примеру, сия участь ожидает некоего предпринимателя из г. Каменец-Подольского Хмельницкой области 25-летнего Александра С., который в собственном кирпичном цеху использовал труд родных братьев 15-летнего Ильи и 14-летнего Александра, учеников одной из городских школ. В придачу сотрудники ОКМДН Центрального ОМ в г. Хмельницком задокументировали противоправную деятельность 29-летнего жителя областного центра, кой собрал под свое “крыло” семиклассника и восьмиклассника, которые вблизи одного из торговых центров оказывали услуги мобильной связи.

Результаты исследования, проведенного в рамках программы Международной организации труда “Предупреждение и ликвидация наихудших форм детского труда в Украине” (ИПЕК) подтверждают, что в украинских детей наиболее распространенными видами трудовой деятельности являются торговля на рынке (18%), сбор металлолома (16%), попрошайничество (8%) и работа грузчиком (8%). Причем занимаются тяжелым трудом преимущественно мальчики. А вот к процессу выпрашивания милостыни, сбору макулатуры и рыночной торговле подключаются и девчонки, хотя большая часть из числа потенциальных кандидаток в “рабыни изауры” все же остаются дома на хозяйстве и присматривают за малолетними сородичами. Интересно, что городские дети более склонны к самоорганизации, нежели их одногодки из сельской местности. Это происходит потому, что у мещан больше возможностей найти работу или занять какую-то, сколь нибудь прибыльную нишу в городском сообществе. В тоже время 3% детей заверили, что они трудятся дома, за что получают вознаграждение от родителей.

Во время исследования удалось установить, что подростки практически поголовно работали на основании устных соглашений, хотя примечательно то, что на селе 14% опрошенных все же заключили такие трудовые соглашения, число городских ребятишек, имеющих на руках подобные договора, не превышает 8%.

ГЕННАДИЙ КАРПЮК, ДКМДН МВД Украины, специально для “УК”

You may also like...