Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Шесть лет российской оккупации Крыма…

Оккупация Крыма, российские военнослужащие. Февраль 2014 года Фото: Reuters

Оккупация Крыма, российские военнослужащие. Февраль 2014 года Фото: Reuters

Оккупация Крыма, российские военнослужащие. Февраль 2014 года Фото: Reuters

На фоне увеличения попыток действующей власти урегулировать ситуацию на Донбассе из официальных речей исчезает тема Крыма. Вместе с тем смягчается политика мировых игроков в отношении РФ в надежде уговорить Владимира Путина прекратить военные действия на Донбассе.

Примером этого может служить возвращение российской делегации в ПАСЕ без выполнения условий освобождения оккупированного полуострова. Почему о Крыме на международных площадках вспоминают все реже? Какой должна быть государственная политика в отношении Крыма? Как Украине сохранить связь с жителями оккупированного Крыма? Об этом в газете “ДЕНЬ” побеседовали с лидером крымскотатарского народа Мустафой ДЖЕМИЛЕВЫМ.

«РОССИЯ ОПАСАЕТСЯ, ЧТО ПРОЦВЕТАЮЩАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ УКРАИНА МОЖЕТ СТАТЬ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫМ ПРИМЕРОМ»

— Развязав войну и оккупировав часть Донбасса, а также навязав Украине Минские договоренности, Кремль фактически переключил внимание с Крыма на восток Украины. Это стало не просто тестом для цивилизованного мира, но и проблемой, конечно, главным образом для нашей страны. Теперь этот вопрос должна уже решать новая власть во главе с Президентом Украины Владимиром Зеленским. Озвучивает ли она сегодня вопрос Крыма во весь голос?

— Еще в промежутке между первым и вторым турами президентских выборов, когда уже было вполне очевидно, что В.Зеленский станет 6-м президентом Украины, я через средства информации обратился с пятью вопросами по поводу позиции нового президента по отношению к Крыму. Ответы были вполне положительные. Но, к сожалению, тема Крыма в последнее время отошла на задний план, а в стане правящей партии время от времени раздаются очень неприемлемые для нас голоса.

— Какой должна быть пошаговая политика Украины по возвращению оккупированного полуострова?

— Не думаю, что возвращение Крыма будет пошаговым. Вопрос в том, будет Россия соблюдать международное право, уважать суверенитет нашей страны и ее территориальную целостность или нет. Если да, то она должна немедленно вывести свои войска с нашей территории и сама, не дожидаясь международного суда, начать расследование совершенных своим руководством преступлений против нашей страны и привлечь виновных к ответственности. Только так Россия может в определенной мере восстановить к себе уважение и доверие в мире и не скатиться к положению большой Северной Кореи. О каких-либо компромиссах и уступках агрессору со стороны Украины в этом вопросе быть не может.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

— Предшествует ли этому решение вопроса Донбасса, необходимо ли рассматривать эти вопросы в комплексе? Как вы оцениваете действия новой власти в этом направлении?

— Мы категорически против какой-либо «очередности» в этом вопросе. Кроме того, вполне очевидно, что Россия не намеревается присоединять Донбасс к своей территории. Она заинтересована лишь в том, чтобы там всегда было подвешенное состояние, поскольку это создает Украине огромные трудности в восстановлении своей экономики, затрудняет ее развитие по пути к евроатлантической интеграции. Руководство России очень опасается, что процветающая демократическая Украина может стать заразительным примером вектора развития для самой России.

— Какова, по вашему мнению, международная обстановка — способствует ли она деоккупации украинских территорий?

— Вполне понятно, что все страны мира, в том числе и западные, руководствуются в первую очередь национальными интересами своих стран, но, к сожалению, не всегда дальновидными, а преимущественно сиюминутными. Ведь, казалась бы, вполне понятно, что если в мире существуют разбойничьи государства, которые по праву сильного могут вторгаться в другие страны и отхватывать их территории, то никакое государство в мире не может быть в полной безопасности и что в первую очередь необходимо общими усилиями нейтрализовать эту угрозу. Но, к сожалению, этого не происходит или, во всяком случае, очень многие страны ради этого не готовы идти на какие-то для себя издержки.

«БОЯТЬСЯ ИХ РЕПРЕССИЙ И ЗВЕРСТВ — ЭТО ОЗНАЧАЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ ОККУПАНТОВ НА НОВЫЕ БЕЗЗАКОНИЯ»

— Глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров 6 декабря анонсировал подготовку и проведение международной ненасильственной мирной акции «Мир — против насилия и оккупации». Акция состоится в форме хода с материковой части Украины на Крымский полуостров. Многие называют акцию провокацией из-за рисков. Вы не боитесь, что людей арестуют?

— В российских и некоторых украинских СМИ со ссылкой на Р.Чубарова говорится, что в ходе акции не исключается и силовое противостояние. На самом деле Р.Чубаров говорил о возможном применении оружия и силы только со стороны оккупантов. Мы действительно не исключаем не только арестов, но и то, что могут открыть стрельбу. Мы же понимаем, с каким неадекватным режимом имеем дело. Но бояться их репрессий и зверств — это означает вдохновлять оккупантов на новые беззакония. Вот эта боязнь за свою жизнь и благополучие и привело к тому, что Крым сдали практически без сопротивления. Есть на востоке поговорка «Больше всего за свою шкуру трясется тот, чья шкура ничего не стоит». Думаю, что в Украине найдется достаточно людей, которые не трясутся за свою шкуру, когда речь идет о чести, достоинстве, целостности и благополучии страны.

 Кстати, на когда запланирована акция?

— Рассматривались несколько дат. В том числе 26 февраля — день сопротивления коренных жителей Крыма российской оккупации (ожидаем, что указ о «Дне Сопротивления»  будет подписан Президентом), 19 апреля — день первой официальной депортации крымского татарина со своей родины, 3 мая — день противостояния около 5 тысяч крымских татар оккупантам на кордоне с материковой Украиной, которые требовали впустить на свою родину депортированного 19 апреля 2014 года крымского татарина. В конечном счете остановились на 3-м мая.

 Планируете ли вы лично пересекать админграницу с Крымом?

— Принимая во внимание довольно большой риск, я как-то уже высказывался в том смысле, что вперед надо бы посылать не молодых людей, а тех, у которых возраст уже превышает среднестатистическую продолжительность жизни в Украине, то есть 73 года. Так что я вполне соответствую этой категории.

 Есть ли у Меджлиса план функционирования представительского органа крымских татар на случай ареста лидеров?

— Из 33-х членов Меджлиса на материковой части Украины сейчас находится 9 членов Меджлиса (7 депортированы оккупантами или выехали под угрозой ареста, двое — жители Херсонской области), еще один в Америке, а все остальные — в Крыму. Правда, пятеро из них перешли на службу к оккупантам, и они решением конференции Курултая исключены из состава Меджлиса, а несколько других стараются нигде не «высовываться» в основном по причине полученных довольно серьезных угроз от оккупантов. Одним угрожали, что они могут бесследно «исчезнуть», как несколько других в первые годы после оккупации, еще одному (фамилию по понятным причинам не буду называть) угрожали убийством его детей. Тем не менее, в Крыму остается достаточно много верных своему долгу членов Меджлиса. Но председателю Меджлиса Р.Чубарову, полагаю, все же не следует идти впереди колонны. Впрочем, все эти вопросы будут решаться на заседании Меджлиса.

«НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ — ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АРГУМЕНТ ДЛЯ УКРАИНЫ ОЧИСТИТЬ СВОЮ ТЕРРИТОРИЮ ОТ ОККУПАНТОВ»

— В 2015 году Петр Порошенко заявил о начале процесса создания крымскотатарской национально-территориальной автономии. Была создана рабочая группа, которая наработала три законопроекта. В декабре 2018 года Порошенко заявил, что готов внести в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Конституцию относительно крымскотатарской автономии, но о готовности фракций парламента голосовать еще не знает. Вас критикуют за то, что вы стали членом команды Порошенко после того, как он, состоя в должности Президента, не выполнил обещание, данное крымскотатарскому народу. Что вы можете ответить своим критикам?

— Думаю, что пятый президент искренне хотел внести соответствующие изменения в Конституцию Украины по поводу статуса Крымской автономии. Кстати, о необходимости этих изменений высказался первым он сам, то есть еще до того, как мы официально обратились к нему с этим вопросом. Это было 3 июня 2014 года в Варшаве, где он присутствовал при вручении мне Премии Солидарности. По его распоряжению была создана рабочая группа во главе с нашим корифеем в области конституционного права Буткевичем. Президент вместе с нами прошелся по всем пунктам, точкам и запятым предложенных этой рабочей группой изменений в Конституцию, внес некоторые свои правки. Оставалось передать проект предложенных поправок в Конституционную комиссию, а затем вынести в сессионный зал. К сожалению, этого не было сделано. П.Порошенко очень опасался, что в сессионном зале может не хватить голосов для принятия решения. Это была основная причина.

— По мнению Зеленского, изменения к Конституции не приведут к деоккупации. Планирует ли «Европейская солидарность» подавать уже наработанные рабочей подгруппой Конституционной комиссии законопроекты?

— Никто же не утверждает, что как только мы внесем поправки в нашу Конституцию относительно статуса Крыма, то сразу же россияне соберут свои манатки и по своему мосту покинут полуостров. Но для нас, несомненно, то, что придание Крыму статуса национально-территориальной автономии на основе международного признанного права коренных народов на самоопределение на своей территории даст Украине дополнительный мощный аргумент в международных переговорах, поскольку коренной народ Крыма, за исключением нескольких десятков или пусть даже сотен коллабаранотов, не признает оккупацию и аннексию. Кроме того, это явится дополнительным стимулом для дальнейшего ненасильственного сопротивления жителей Крыма оккупантам. Желательно, чтобы эти поправки были поданы Президентом, а не «Европейской солидарностью». Тогда уж точно спикер парламента при рассмотрении на сессии этих проектов скажет: «Прошу підтримати і проголосувати», а не «Прошу визначитися і проголосувати».

— Иногда можно услышать мнения, что сегодня нужно фокусировать внимание и мобилизовать все силы для возвращения Крыма, а не говорить о крымскотатарской национально-территориальной автономии, когда мы не контролируем полуостров. Последнее может работать на наше разъединение, ведь не все соглашаются с такой постановкой вопроса. Каково ваше мнение?

— Во-первых, восстановление национально-территориальной автономии — это не какая-то привилегия для одного этноса, а шаг в направлении ликвидации последствий преступной депортации и геноцида 1944 года и реализация предусмотренного международными нормами его законного права. А во-вторых, что особо важно для нынешней ситуации, — это дополнительный мощный аргумент в требовании Украины очистить свою территорию от оккупантов.

«ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ РАЗРАБОТАНЫ И ВМЕСТЕ С ПРОЕКТОМ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ ПЕРЕДАНЫ ПРЕЗИДЕНТУ В. ЗЕЛЕНСКОМУ»

— Верховная Рада Украины 25 апреля 2019 года приняла закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». 16 июля закон вступил в силу. В законе отмечается, что в течение полугода должен быть разработан и принят закон о языках коренных народов. По словам главы Меджлиса Рефата Чубарова, Меджлис до сих пор не привлечен к разработке этого законопроекта о языках коренных народов. Планирует ли Меджлис сам разработать и подать его через дружественных депутатов?

— Мы исходим из того, что нужно принимать не просто закон о функционировании в Украине языков коренных народов, а в целом о комплексе их прав на основе Декларации ООН о правах коренных народов, к которой Украина присоединилась в 2014 году. Проекты этих законов (Закон о статусе крымскотатарского народа в Украине и Закон о коренных народах Украины) нами давно разработаны и тоже вместе с проектом поправок к Конституции переданы Президенту В.Зеленскому. Исходя из нынешней расстановки сил в парламенте, мы считаем, что эти законы и поправки также должны быть внесены в парламент от имени Президента. С этим согласился и сам Президент во время встречи с нами 9 августа прошлого года.

— До 2014 года Меджлис на официальном уровне не был признан представительским органом крымскотатарского народа. Легитимность ему давало наличие народа и легитимные механизмы представительства. В 2014 году Меджлис был признан Верховной Радой представительским органом крымскотатарского народа на уровне подзаконных актов. Но на сегодня почти все руководство Меджлиса не имеет возможности въехать в оккупированный Крым. Насколько влияет на коммуникацию и не падает ли доверие к лидерам из-за их отсутствия в Крыму?

— При нынешних средствах коммуникации обмениваться мнениями с членами Меджлиса, с иными соотечественниками в Крыму не представляет особого труда. Правда, почти все коммуникации их спецслужбами фиксируются, прослушиваются и кодируются. Но ничего. Кроме того, члены Меджлиса и много других соотечественников регулярно посещают Киев. Регулярно в Киеве проводятся и заседания Меджлиса, конференции делегатов Курултая. В Крыму постоянно находится и один из заместителей председателя Меджлиса Нариман Джелялов. Что касается уровня доверия соотечественников, то после оккупации, по-моему, если не считать кучки коллабарантов, то он значительно возрос. Причем, не только среди крымских татар, но и людей других национальностей. Мне часто приходилось слышать от приезжающих из Крыма русских и украинцев, что сейчас надежда только на Меджлис.

— Каким может быть адекватный ответ со стороны Украины?

— Украина должна более активно и настойчивее добиваться выполнения Россией решения Международного суда ООН от 17 апреля 2017 года о немедленном снятии и запрета на деятельность Меджлиса, и снятии запрета на въезд в Крым Джемилеву и председателю Меджлиса Рефату Чубарову.

«НА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА Я ПРЕДЛАГАЛ Р.ЧУБАРОВА»

— В мае прошлого года вы оставили должность Уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа. С тех пор этот орган не имеет руководителя. Вы неоднократно предлагали Владимиру Зеленскому назначить на эту должность главу Меджлиса Рефата Чубарова. Но глава государства под разными поводами избегает принятия этого решения. Есть ли сдвиг в этом вопросе?

— Во время своего длительного, 14-ти часового интервью Президент В.Зеленский на вопрос корреспондента АТR по этой теме ответил, что ждет от нас кандидатуру на эту должность. Видимо, он забыл, что еще 9 августа прошлого года на нашей встрече я предлагал ему кандидатуру Р.Чубарова. Возражений от Президента тогда не последовало, и я надеюсь, что этот вопрос в ближайшем все же решится.

 Какой у вас вообще контакт с Владимиром Зеленским?

— Прямой контакт был только 7-8 августа прошлого года, когда я был в составе официальной делегации Украины в Турцию, 9 августа — официальная встреча Зеленского в своем офисе с председателем Меджлиса Р.Чубаровым, депутатами Джемилевым и Р.Умеровым, и самое последнее — 3 февраля этого года во время встречи совещания в рамках стратегического партнерства в Киеве с президентом Турции Р.Эрдоганом. Но сейчас на рассмотрении Президента находится проекты указов или постановлений о регулярных обязательных встречах Президента Украины с Меджлисом крымскотатарского народа и о назначении Уполномоченного Президента по проблемам крымскотатарского народа.

«СОХРАНИТЬ ВЕЩАНИЕ ЗА РУБЕЖ НА ЯЗЫКЕ ВТОРОГО КОРЕННОГО НАРОДА УКРАИНЫ СЧИТАЮ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ»

— 13 января государственный канал UA.TV прекратил вещание на крымскотатарском языке. Вместо английской, арабской, крымскотатарской и российской информационных редакций планируется создать телеканал, наполненный в основном русскоязычным развлекательным контентом. В свою очередь, финансирование крымскотатарского телеканала ATR было уменьшено более чем в 10 раз, запланированной суммы недостаточно для продолжения работы. Не видите ли вы в таких действиях государства пренебрежения к правам крымскотатарского народа?

— Когда у меня нет иных дел, я обычно шастаю по интернету, просматриваю и копирую все публикации о Крыме и крымских татарах. Так, уже в течение более 20-ти лет. Копирую их, потому что некоторые статьи, сообщения и целые сайты время от времени исчезают из интернета. У меня в архиве таких публикаций примерно на 60-ти языках — благо, что нынче с помощью google можно переводить все. Так вот, российская лживая пропаганда присутствует абсолютно на всех языках мира. А мы, оказывается, вместо распространения объективной информации и разоблачения их лжи будем их только развлекать. Если в самом деле планы таковы, то это очень странно и попахивает чем-то очень нехорошим. Но я слышал, что в Минкульте очень неудовлетворены нашим иновещанием и хотят этот канал переформатировать или создать нечто иное. Посмотрим. Но сохранить вещание за рубеж на языке второго коренного народа Украины считаю очень важным. Крымскотатарская диаспора многомиллионная и хотя они лучше владеют языком той страны, где проживают, чем родным, это было бы демонстрацией отношения Украины к крымскотатарскому народу и подняло бы уровень уважения зарубежных крымских татар к Украине.

Что касается проблемы ATR, ситуация, как мне известно, несколько иная, чем сформулировано в вашем вопросе. В прошлом году в госбюджете на этот канал, заложили 35 миллионов гривен, вместо требуемых 50 с лишним миллионов, но обещали по мере возможности к концу года добавить еще 15 миллионов. Эти 35 миллионов выдали полностью, но с обещанными 15 миллионов произошла загвоздка. Только за два дня до конца года направили 4,7 млн, которые уже невозможно было использовать и в соответствии с законом они были возвращены в казну обратно. И, действительно канал оказался в отчаянном положении — большие задолженности по зарплате сотрудникам, начались увольнения… На этот год в бюджете на канал заложили 50 миллионов вместо запрошенных 56 миллионов. По словам руководства Минкульта планируется еще около 20 млн затратить в текущем году на развитие языка и культуры крымских татар.

— Почему так происходят и как противостоять сворачиванию крымскотатарского вещания?

— Причин тут несколько, и проблема не только в обеспечении бесперебойного вещания на языке коренного народа Крыма. Большое значение имеет, конечно, какие кадры назначаются на те или иные должности. Если бы вопрос деоккупации Крыма и восстановления законных прав коренного народа Крыма был одним из приоритетных проблем, то, конечно же, во всех в той или иной мере связанной с восстановлением территориальной целостности Украины  структурах, в том числе на дипломатической службе, в посольствах в различных странах, должны быть и представители коренного народа Крыма. Но этого, к сожалению, не наблюдается. А наших регулярных поездок на различные международные форумы и встречи, причем, за собственные ограниченные средства, явно недостаточно.

«В ВОПРОСЕ ОККУПИРОВАННОГО КРЫМА МЫ ПОКА НАБЛЮДАЕМ ОСЛАБЛЕНИЕ УКРАИНСКИХ ПОЗИЦИЙ»

— Как в Меджлисе оценивают международную и внутриукраинскую ситуацию относительно оккупированного Крыма и свою роль в этом процессе?

— От наших новых чиновников разного уровня мне неоднократно приходилось слышать, что предыдущие пять лет в плане деоккупации Крыма и Донбасса прошли почти впустую, а теперь, мол, все пойдет иначе. Дай Бог, чтобы это было так, но пока, к сожалению, мы наблюдаем ослабление украинских позиций на многих направлениях, в том числе в вопросе оккупированного Крыма.

Мало кто сомневается в том, что крымскотатарский фактор, фактор коренного народа Крыма в плане деоккупации Крыма является наиважнейшим. Это хорошо понимают и россияне, ведь не случайно более 85 % заключенных в тюрьмах оккупантов — крымские татары, более 90 % обысков в Крыму у крымских татар, хотя они составляют всего около 13 % населения полуострова. Оккупанты предпринимают отчаянные попытки, не гнушаясь никакими методами и средствами, создать из их числа колонну сторонников аннексии Крыма, тратят огромные средства для созданного ими пропагандистского канала «Миллет», который считается крымскотатарским, хотя более 90 % сотрудников там россияне, точнее, внештатные сотрудники или осведомители ФСБ.

Но в Украине, полагаю, должного понимания важности этого вопроса пока нет. При предыдущей власти в руководстве страны были по крайней мере двое заместителей министра — в министерстве информационной политики и министерстве по делам оккупированных территорий, и от них была большая польза. А сейчас там их нет. Зам министра информационной политики Эмине Джеппарова, благодаря которой проводились многочисленные мероприятия, связанные с Крымом и деоккупацией, пошла работать в какой-то Датский фонд, хотя по уровню своего образования, знанию языков и иных профессиональных данных она вполне могла бы занимать достойный пост в МИДе страны или быть послом в одной из ведущих стран мира. Второй замминистра, Юсуф Куркчи которого мы специально вызвали из оккупированного Крыма остался без работы — вернуться в Крым он уже по понятным причинам не может.

Автор: Лариса ВОЛОШИНА; ДЕНЬ
Exit mobile version