«Ядерная дубинка» РФ – признак силы или бессилия?

«Ядерная дубинка» РФ – признак силы или бессилия?

Президент России Владимир Путин издал указ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». В соответствии с ним вводятся в действие «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».

Этот документ заменяет аналогичный, принятый 10 лет назад и действовавший до 2020 года. Принципиальное отличие заключается в том, что предшествующий документ был секретным и не публиковался. Новые же «Основы» официально опубликованы.

В них утверждается, что «государственная политика в области ядерного сдерживания носит оборонительный характер, направлена на поддержание потенциала ядерных сил на уровне, достаточном для обеспечения ядерного сдерживания, и гарантирует защиту суверенитета и территориальной целостности государства, сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников, а в случае возникновения военного конфликта — недопущение эскалации военных действий и их прекращение на приемлемых для Российской Федерации и (или) ее союзников условиях».

В условиях, когда неядерные вооруженные силы России далеко уступают по количеству личного состава и вооружений как НАТО, так и Китаю (при том, что Организация Северо-Атлантического договора, и прежде всего США, имеет подавляющее качественное превосходство над российскими вооруженными силами как в уровне подготовки военнослужащих, так и в боевой технике), термоядерное сдерживание остается единственным инструментом, который заставляет считаться с Россией и Запад, и Китай. Сдерживать агрессора, как потенциального, так и свершившего реальное нападение, Россия собирается «всей совокупностью военной мощи РФ, включая ядерное оружие». Применять же ядерное и термоядерное оружие Москва намерена лишь при некоторых критических условиях.

В «Основах» заявлено: «Российская Федерация рассматривает ядерное оружие исключительно как средство сдерживания, применение которого является крайней и вынужденной мерой, и предпринимает все необходимые усилия для уменьшения ядерной угрозы и недопущения обострения межгосударственных отношений, способного спровоцировать военные конфликты, в том числе ядерные».

При этом всем потенциальным противникам делается грозное предупреждение: «Ядерное сдерживание направлено на обеспечение понимания потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников». Заявлено также, что ядерное возмездие должно «гарантированно нанести неприемлемый ущерб потенциальному противнику в любых условиях обстановки», и говорится о готовности и решимости Российской Федерации «применить такое оружие».

Количество государств, против которых Кремль применяет или может применить политику ядерного сдерживания, практически не ограничено. В «Основах» говорится: «Российская Федерация осуществляет ядерное сдерживание в отношении отдельных государств и военных коалиций (блоков, союзов), которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника и обладают ядерным оружием и (или) другими видами оружия массового поражения либо значительным боевым потенциалом сил общего назначения».

Оговорка о том, что ядерное сдерживание осуществляется не только против государств или блоков, обладающих ядерным оружием, но и государства со «значительным боевым потенциалом», распространяет сферу потенциального применения российского оружия если не на большинство государств мира, то, во всяком случае, чрезвычайно широко. Ведь определения, что именно можно считать «значительным боевым потенциалом», в «Основах» не дается.

За пределами НАТО к числу таких государств, безусловно, можно отнести Израиль и Северную и Южную Корею. Правда, Израиль фактически ядерным оружием обладает, хотя и не признает этого публично. Что еще важнее, Израиль является союзником США, и наносить ядерный удар по нему бессмысленно, поскольку здесь гарантировано получение уничтожающего американского ответа. Южная Корея ядерным оружием не обладает, но, как и Израиль, имеет с США соответствующий союзный договор и надежно защищена американским ядерным зонтиком. Северная Корея имеет определенный ядерный потенциал, правда, не признаваемый мировым сообществом и с российским абсолютно не сравнимый.

Впрочем, сильно подозреваю, что против КНДР российские ракеты с термоядерными боеголовками в ближайшее время нацелены не будут. Далее идут страны с несколько меньшим, но тоже вроде как приличным боевым потенциалом. Речь может идти о Японии и Иране. Ну, Япония, опять-таки, имеет союзный договор с США и находится под американской защитой. Иран же пока беззащитен, но и, как и Северная Корея, явно не является пока что потенциальной целью для российского ядерного оружия.

Однако при желании можно сказать, что многие другие страны обладают внушительным боевым потенциалом. Вот возьмем, например, нейтральные Финляндию и Швецию, имеющие в несколько раз большие армии, чем некоторые страны НАТО со сравнимым по численности населением. Понятно, что эти армии создаются совсем не для борьбы с НАТО, а для защиты от грозного восточного соседа. Тем более, что у Финляндии есть горький опыт «Зимней войны».

А уж про Украину и говорить нечего. И украинский военный потенциал, по российским меркам, большой, хотя бы уже тем, что во много раз больше, чем у Белоруссии, и вообще сегодня Украина — главный враг. Так что есть все основания применить ядерное оружие против нее в случае чего. Тем более, что поводов для применения политики ядерного сдерживания, а значит — и возможного применения ядерного оружия против той или иной неядерной страны, «Основы» содержат великое множество.

Тут и наращивание потенциальным противником на сопредельных с РФ территориях и в прилегающих морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия; и развертывание государствами, которые рассматривают РФ в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия (под определение высокоточного неядерного высокоточного оружия вполне можно подвести «Джавелины»), ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии. А также — размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки (под средство доставки попадают практически любые оперативно-тактические ракеты).

Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Степень этой угрозы существования Российского государства опять-таки, определяет Кремль. Поэтому нельзя исключить применения российского ядерного оружия даже в случае начала в России какого-либо масштабного вооруженного восстания, причем ядерные бомбы и боеголовки могут быть применены как против повстанцев, так и против государств, их поддерживающих. Ядерный удар также может быть нанесен в случае, если имеет место «воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил». Очевидно, имеется в виду воздействие без применения ядерных вооружений. В общем — бросай ядерные бомбы и боеголовки — не хочу!

Единственная цель публикации «Основ политики ядерного сдерживания» — это запугивание. Только запугивание не США и Китая, которые российских угроз не боятся, а запугивание нейтральных и не состоящих в НАТО или в союзе с США государств, а также небольших стран НАТО, и в первую очередь стран Балтии. Но сам факт того, что для запугивания таких потенциально слабых противников приходится прибегать к ядерному сдерживанию, как раз говорит о слабости России, чьи обычные вооруженные силы не в состоянии гарантированно справится даже с Финляндией или Украиной, по крайней мере, быстро. И сейчас очень трудно представить себе, чтобы Россия не нарвалась на ответный ядерный удар со стороны США в случае применения ею ядерного оружия против Латвии, Финляндии или Украины.

Автор: Борис СОКОЛОВ, профессор; ДЕНЬ  

You may also like...