Игра «Антитеррор»: украинцев пугают за их же деньги
Украинские «силовики» на трагедию в Домодедово отреагировали усилением контроля над аэропортами и вокзалами. Результат спецмер – нагнетание паники за бюджетные деньги
В связи с трагедией в аэропорту «Домодедово» украинские силовые ведомства предприняли беспрецедентные для страны меры безопасности. В частности, СБУ усилила охрану на объектах авиационного и железнодорожного транспорта. К патрулированию территории Международного аэропорта «Борисполь» привлечены дополнительные силы «Беркута». Доступ на территорию терминалов и привокзальных площадей ограничен. Усилены меры безопасности в пунктах контроля. К работе привлечены кинологи.
Пресс-служба аэропорта «Борисполь» призывает пассажиров проявлять бдительность. На фоне непривычно большого количества людей в форме, заявление пресс-службы с просьбой сохранять бдительность порождает реальные опасения.
Очевидно, что показная, нарочито усиленная работа украинских «силовиков» больше способствует нагнетанию негативных настроений в украинском обществе, нежели обеспечивает спокойствие.
К слову, о масштабах «наших террористов» страна узнала из недавних новостей, касающихся «Макеевских терактов». К счастью для Украины, мы можем закавычить это определение. Что же касается паники, которую вчера подняли отечественные генералы, то здесь рискнем привести один бесспорный на наш взгляд тезис – чем незаметнее для обывателя работа «силовиков» по усилению охраны правопорядка и предупреждению возможных терактов, тем она эффективнее.
Нельзя также забывать, что ребята в форме работают за бюджетные деньги. А значит, их работу напрямую оплачивает каждый украинец. И налогоплательщики в праве требовать от них эффективности, а не игры на телекамеры. В противном случае, пускай вышеуказанные спецмеры пройдут по бухгалтерии в качестве запланированных учений «Антитеррор».
Президент Украинской федерации работников негосударственных служб безопасности Сергей Шабовта сообщил «Комментариям», что непредвиденные затраты по усилению охраны объектов транспорта, конечно, «нарушают обычный бюджетный баланс» органов. Однако он высказался за несомненную целесообразность таких трат. «Потенциальная угроза существует. Поэтому такие меры всегда оправданы. Я считаю, что это разумные финансовые потери», – сказал он.
По мнению главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолия Гриценко, предупредительные мероприятия не должны вызывать у населения истерии, а соответственно быть незаметными для обывателя. На этом фоне он также упомянул о непрофессионализме слишком видимых мер безопасности.
«Я считаю, что если такие события, то, безусловно, нужно делать выводы всем. Но мероприятия по усилению безопасности не должны приводить к истерии. Все демонстративное – это скорее для начальства. Оно не добавляет спокойствия, оно нервирует личный состав правоохранительных органов, истощает его. А если завтра, стучу по дереву, теракт случиться на базаре – значит оцепить все базары. А если послезавтра где-нибудь на предприятии – значит под охрану все предприятия. Это самое простое и самое неразумное решение, в режиме одноклеточной амебы», – отметил он.
Генерал-лейтенант, экс-заместитель председателя СБУ Александр Скипальский не берет под сомнение целесообразность предупреждения и выявления действий потенциальных террористов, однако, наряду с Гриценко, считает, что слишком демонстративная работа «силовиков» говорит только об их непрофессионализме.
«Конечно, если такие события происходят рядом, то меры безопасности усиливать надо. Но делать это нужно не демонстративно. Тем более, главное задача спецслужб – упреждение, выявление намерений. Вот что должны делать. А когда беготня, «шамотня» – это уровень непрофессионализма. И это «попугайство», привычка смотреть на кого-то из старших и повторять», – уверен он.
При этом, генерал-лейтенант, считающийся одним из основателей украинских спецслужб, подчеркивает, что все затраты на усиленную работу привлекаются за счет внутренних резервов силовых ведомств.
Экс-первый замминистра внутренних дел Сергей Гусаров более категоричен. «Скорее всего это требует дополнительные затраты, дополнительная численность (личного состава – «Комментарии») должна быть. Конечно – накладно. Ну а что сделаешь? Что может быть дороже жизни людей?», – признает генерал-полковник милиции.
При этом он высказался за необходимость привить населению лояльное отношение к такого рода массовым мерам безопасности.
«От таких терактов никаких гарантий нет. Надо как-то реагировать и быть готовым к этому. Я думаю, что делают правильно. Просто надо приучить, чтобы это (усиленные меры безопасности – «Комментарии») было постоянно, а не от случая к случаю, чтобы люди привыкли к этому и не паниковали – это обычное явление», – считает Гусаров.
Справедливости ради стоит привести и мнение генерал-лейтенанта СБУ, основателя и первого командира антитеррористического подразделения «Альфа» Василия Крутова, который допускает, что у спецслужб и правоохранительных органов вполне могут иметься основания для таких мер.
«Возможно, в правоохранительных органах, в специальных службах есть информация о том, что подобное, может быть, готовиться на территории нашей страны, и поэтому осуществляются некие действия. Я не могу однозначно сказать, что это непрофессиональные действия сотрудников правоохранительных органов или специальных служб. Надо опираться на ту информацию, которая есть у них. Мы ведь не знаем ее», – сказал он «Комментариям».
Автор: Андрей Сантарович, КОММЕНТАРИИ
*****
Призрак терроризма. Кто и зачем нагнетает атмосферу страха в стране?
Призрак бродит Украиной, призрак терроризма… Пожалуй, так можно перефразировать слова Карла Маркса, если говорить о ряде последних событий в нашей стране. Взрыв памятника Сталину в Запорожье, арест активистов «Тризуба», которые якобы готовили покушение на президента, заявление министра внутренних дел о готовящемся кровопролитии в День Соборности и — как апофеоз — взрывы в Макеевке, которые уже объявили террористическими актами. Что дальше?
Версии диверсии
Чтобы понять суть происходящего, необходимо знать, кто за всем этим стоит. Не исключено, придет время, и мы узнаем. Хотя исторический опыт независимой Украины подсказывает, что мы об этом можем и не узнать никогда. Поэтому на данный момент и в данном случае можем лишь рассматривать предположения и версии. Начнем с Макеевки. И даже не потому, что взрывы в этом городе Донецкой области были последними по времени в череде событий, официально причисленных к терактам. Именно в них больше всего загадок. Возникло сразу несколько версий ЧП.
Первая — взрывы в Макеевке связывают с очередным переделом городской собственности. Сотрудник ГУДВ на условиях анонимности сообщил корреспонденту «Свободной прессы», что бомбы для торгового центра «Голден Плаза» и «Макеевугля» были начинены шахтной взрывчаткой аммонит. Подобного добра в сараях жителей Донбасса милиция конфискует десятками килограммов. Взрывник — обычная специальность на шахтах. «Сэкономленный» аммонит используют в криминальных разборках, им глушат рыбу, это частый способ самоубийств. Такая же взрывчатка была на вооружении у банды убийц, на счету которой знаменитый взрыв донецкого стадиона «Шахтер».
Вторая версия — никакой политики, чистое вымогательство денег. В ее пользу говорит то, что организаторы взрывов оставили записку, в которой подробно описали процедуру передачи денег. Они потребовали 4,2 млн. евро купюрами по 500 евро (8400 купюр). В сумке с деньгами не должно было быть «жучков» или других спецсредств, с помощью которых можно отследить их дальнейшее передвижение.
Если же требуемая сумма не будет предоставлена, пишет korrespondent.net, террористы грозились произвести еще пять взрывов «в местах большого скопления людей». Утренние взрывы они назвали предупреждением и демонстрацией серьезности своих намерений. Представители местной власти и правоохранительных органов восприняли угрозу всерьез и начали сбор средств.
Правда, тут возникает обывательский вопрос: а как они собирались воспользоваться этими деньгами, если город был перекрыт по периметру? Им что, вертолет предложили бы, дабы успели улетучиться из Макеевки? Похоже, что-то здесь не так? С другой стороны, в той же записке якобы говорится, что ее авторы — противники власти. Опять же, не уточняется — центральной или местной.
Выдвигается версия и о том, что престпуник — психически больной человек или наркоман, решивший таким способом подзаработать. И все же, как по мне, наиболее правдоподобной представляется политическая версия. В ее пользу говорит многое.
Во-первых, то, что сами взрывы, скорее всего, имели своей целью не реальные убийства людей, а устрашение, создание атмосферы страха. Во-вторых, ряд последних событий в разных регионах Украины подтверждает мысль о том, что призрак терроризма стал все чаще являться на нашей территории. Возникает вопрос: кому это выгодно?
Как и следовало ожидать, в политическом плане первыми откликнулись на теракты в Макеевке представители оппонентов нынешней власти. В оппозиции не исключают, что власть пытается запугать собственный народ. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко заявила, что взрывы устроили, чтобы отвлечь внимание людей. «В мире неплохо отработана технология, когда явные нелады действующей власти прикрывают непонятными взрывами, — отметила она. — Ведь когда сознание нации сосредотачивается на полном провале, то ее внимание пытаются отвлечь».
Народный депутат от НУНС Геннадий Москаль заявил: «Это нагнетание ситуации со стороны власти, нагнетание страха среди населения. Эти взрывы — провокация власти. У нас уже начались разговоры на тему того, что в связи с угрозой терроризма (памятник Сталину подрывали, сейчас в Макеевке взрывы) надо более сурово, более жестко относиться к террористам. А такие разговоры идут тогда, когда надо свернуть свободу слова, демократические институты и тому подобное. А это — неплохой предлог для нашей власти все упомянутое сделать».
Словно в подтверждение этих слов известный «спикер» Партии регионов Михаил Чечетов сразу же обвинил в макеевских взрывах недовольных властью людей. «Эти взрывы связаны с тем, что начали наводить порядок по всей стране, — утверждает он. — И такие безобразия, где недовольны действиями власти, — и на Западе, и на Востоке, — есть. Это делают недовольные действиями власти. Я не могу точно подтвердить, что эти взрывы готовит оппозиция, но в целом это действия тех, кто недоволен тем, что мы наводим порядок. Возможно, это связано и с тем, что будут акции протестов 22 числа. Ведь не зря прозвучала четкая информация министра о том, что готовится кровь. Но мы это устраним».
Как говорится, все версии имеют право на жизнь. И все они, в конце концов, имеют общий базис: мы, несмотря на ежедневные заверения власти о стабильности, продолжаем жить в атмосфере нагнетания напряженности и страхов, когда гуляющие в последнее время по Украине призраки терроризма и авторитаризма могут воплотиться в реальность. Со всеми вытекающими последствиями.
Ведь не случайно же буквально накануне Дня Соборности и объявленных на 22 января митингов оппозиции прозвучали и слова главы МВД Могилева об угрозе кровопролития во время этих мероприятий, и взрывы в Макеевке, и сообщения о предотвращении покушения на президента Виктора Януковича. События состоялись, а вопросы остались. Точно так же, как ощущение недосказанности, недоказанности и предчувствия беды.
Недосказанность недоказанности
Интересный факт: именно в тот день, когда в Макеевке прогремели взрывы, при обследовании корреспонденции на одном из пунктов пересылки почты в Киеве правоохранители обнаружили несколько посылок, в которых находились составные части минных взрывателей военного образца времен Второй мировой войны.
Как сообщает Отдел по связям с общественностью Главного управления МВД в Киеве, в четверг, 20 января, в 17.30 по спецлинии «102» в киевскую милицию поступило анонимное сообщение, что в почтовой корреспонденции на одном из столичных пунктов пересылки почты может находиться взрывчатка. Для проверки этой информации немедленно выехали следственно-оперативные и взрыво-технические группы, которые подтвердили правдивость полученной информации.
Любопытно, не правда ли? Анонимный звонок, составные части минных взрывателей. Создается ощущение, что подобными сообщениями в ближайшее время нас будут «баловать» нередко. Вспомним «минирование» Верховной Рады. И опять-таки неотвязно преследует мысль о какой-то недосказанной недоказанности. Как и в информации о том, что активисты «Тризуба» якобы готовили покушение на президента Виктора Януковича и спикера Владимира Литвина. Ну, может быть, и не готовили, но могли бы. Ну, может быть, не могли бы, но у них обнаружили соответствующее оружие. Самое интересное, что об этом рассказали не представители компетентных органов, которые и должны отслеживать подобные угрозы для первых лиц государства, а губернатор Ивано-Франковской области Михаил Вышиванюк.
«Во время пребывания у нас, в Прикарпатье, Виктора Януковича и спикера Владимира Литвина в одном из домов села Загвоздья Тисменицкого района, которое расположено по курсу движения президентского самолета, у людей, которые там временно проживали, милиция нашла две винтовки с оптическими прицелами», — сообщил Вышиванюк. После таких заявлений по страницам украинских и российских СМИ пошла версия, что эти хлопцы решили сбить президентский самолет, паля по нему из винтовок с чердака сельской хаты.
Правда, все оговариваются, что, по данным спецслужб, такого рода теракт шансов на успех не имеет. Так зачем же тогда «огород городить»? Была ли реальная угроза? Если да, надо прямо об этом сказать. А если нет, то поднятый шум опять-таки подвигает к мысли, что такое нагнетание напряженности и страха, а также намечающаяся «охота на ведьм» в лице оппонентов кому-то очень выгодны. Хотя нельзя тут исключить и такой фактор, как стремление спецслужб, как это фактически было при всех правителях, мягко говоря, моделировать ситуации для того, чтобы подчеркнуть свою важность и значимость.
Подобную версию выдвигали некоторые эксперты и прошлым летом, когда все СМИ очень живо обсуждали угрозу покушения на Виктора Януковича. Тогда, выступая перед журналистами, президент Украины обмолвился, что ему угрожает опасность. «Мне неприятно, но такая ситуация. Есть задокументированные факты, серьезные», — сказал Янукович. А семь дней спустя был изменен маршрут следования президентского кортежа. На сей раз информацию об опасности, угрожающей гаранту Конституции, журналистам подтвердил глава СБУ Валерий Хорошковский.
«Да, была угроза жизни президенту. Мы провели достаточно серьезный комплекс оперативных мероприятий. Угрозу пока еще не устранили», — сказал тогда глава СБУ. А еще позже в СМИ был опубликовала материал, в котором подробно описывалось возможное покушение: заказчики, посредники и исполнители. Причем среди версий фигурировала и такая — если исходить из принципа «кому это выгодно», то следы могут вести к «одному из лидеров оппозиции, который сейчас оказался в очень затруднительной ситуации из-за возбуждения ряда уголовных дел». Расшифровывать, думается, не надо. В то же время не может не настораживать постоянное муссирование темы покушения на Виктора Януковича и необходимости усиления мер безопасности вокруг него.
Что это — ощущения самого Виктора Федоровича или навязывание ему фобий со стороны окружения? Мне кажется, совсем неплохо в связи с этим сказал вице-спикер Рады Николай Томенко: «Государство, в котором во время «оранжевой революции» никто никого не избил, теперь, оказывается, является государством, в котором ежедневно готовятся покушения на президента. Выходит, что Янукович живет в стране террористов, которая не дает президенту передвигаться, поскольку полгорода должно ждать, когда он проедет».
Свою версию в связи с возникающими время от времени разговорами о возможном покушении озвучил депутат от НУНС Геннадий Москаль. «Им нужно как-то оправдать те неудобства, которые создает кортеж Януковича, перекрытие движения и прочее, — отмечает он. — Где-то на совещании президент мог высказать претензии к охране или свои опасения. Вот теперь и стараются. Наши руководители вносят в уши Януковича то, что он хочет слышать: мы усилим, мы улучшим и т. п. Полагаю, что для убийства Януковича нет причин.
Если бы были наступления на олигархов или реальная борьба с коррупцией, то можно было бы опасаться». Тут, конечно, можно вспомнить, что за десять лет президентского срока Леонида Кучмы практически ежегодно появлялись сообщения о готовящемся покушении на жизнь главы Украины или же о предотвращении такой угрозы спецслужбами. Однако многие эти случаи не воспринимались общественностью всерьез.
Некоторых «террористов» ловили в канун очередных выборов. Часто стали появляться сообщения о покушении на Леонида Кучму с целью совершения государственного переворота после исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе и обнародования пленок Николая Мельниченко. Тем не менее, воспринимать легкомысленно сообщения об угрозе жизни политического лидера, конечно же, не стоит.
Главное — чтобы это не превратилось в фобию или повод к нагнетанию напряженности и страха в стране, оправданию аторитаризма и «разборок» с оппозицией и инакомыслием. Все это мы уже когда-то проходили. Больше не хочется».
И еще. Если выстроить логическую цепочку, то все происходящее уж больно напоминает стратегический план мероприятий с тактическими действиями его реализации. Следуя логике данного жанра, не дай Бог, страну, возможно, ждут и более страшные вещи…
Автор: Алексей Петруня, СН
Tweet