Улоф Пальме: политик, которого удалили с поля
До 28 февраля 1986 года Швеция почти 200 лет не знала покушений на национальных политических деятелей. Последнее событие такого рода произошло в 1792 году – тогда был убит король Густав III, причем имя убийцы и мотивы, которыми он руководствовался, точно известны. Кто и почему убил Улофа Пальме, не ясно до сих пор. Автор: Евгений Княгинин, Первая Крымская
…На центральной улице Стокгольма Свеавэген в тротуарные плиты утоплена небольшая медная пластина, на которой написано: «На этом месте 28 февраля 1986 года был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме». Даже сейчас, спустя тридцать лет после загадочного убийства, рядом с этой табличкой появляются цветы и свечи…
Предсмертные признания
В тот злополучный день Улоф Пальме со своей женой отправился в кинотеатр «Гранд», находящийся в центре Стокгольма. Охраны рядом с ним не было. Скандинавские политики вообще известны тем, что пренебрегают охраной, зачастую приезжая на работу общественным транспортом или даже на велосипеде. Более того, их мало кто знает в лицо, потому что они отнюдь не стараются мелькать на страницах газет и журналов, предпочитая рутинную работу в тиши кабинетов.
Около 11 часов вечера, после окончания сеанса, супруги Пальме пешком отправились домой. Улоф слегка задержался у лавки художников «Декорима», а его жена Лисбет успела пройти несколько шагов вперед. Услышав резкий хлопок, она обернулась и увидела, как Улоф Пальме упал на тротуар. Неподалеку она успела заметить высокого человека в темной одежде, сжимающего в руке тяжелый револьвер. Лишь только Лисбет склонилась над мужем, как последовал новый выстрел, но вторая пуля лишь слегка ее зацепила.
Смерть Улофа Пальме наступила почти мгновенно — после выстрела в спину пуля прошла через грудную клетку, разорвав аорту. Убийце удалось скрыться. Через несколько дней по подозрению в убийстве был арестован Кристер Петтерсон, несостоявшийся актер и наркоман. Лисбет Пальме его опознала. На этом основании суд приговорил Петтерсона к пожизненному заключению. Однако после кассационной жалобы адвоката суд высшей инстанции отменил приговор. Петтерсон не только вышел на свободу, но и получил от государства компенсацию в размере одного миллиона шведских крон. Обвинение, как выяснилось, было притянуто за уши — орудие преступления так и не нашли, а десять свидетелей из двенадцати не опознали Петтерсона. Вообще-то, почти все в Швеции были уверены в том, что убийца именно он. Но дальнейшие события заставили их в этом усомниться. Кто-то в течение 25 лет настойчиво предоставлял прессе и полиции все новые и новые доказательства вины этого человека и при этом явно переборщил.
Все началось с анонимного звонка в полицию, сообщавшего, что в одном из водоемов Швеции находится пистолет, из которого был убит Улоф Пальме. Пистолет «Смит и Вессон» действительно выловили, после чего нашелся свидетель, который перед смертью признался, что продал этот пистолет Петтерсону. Вслед за этим в своем интервью якобы признался в убийстве и сам Петтерсон. Вызвать его в суд для того, чтобы он подтвердил свои слова, не получилось — кто-то очень квалифицированно ударил Петтерсона по голове, и тот, пробыв несколько месяцев в коме, умер. Но история на этом не закончилась. В одной из тюрем умер приятель Петтерсона по кличке Подрывник, который перед смертью признался адвокату в том, что именно он был инициатором убийства Улофа Пальме, а Петтерсон лишь привел приговор в исполнение. Позже еще один уголовник вспомнил, что нанял Петтерсона для того, чтобы тот убил наркоторговца, а Улоф Пальме случайно подвернулся под руку. По этому поводу был даже снят документальный фильм «Я приказал убить Пальме». Вскоре после того как фильм вышел на экраны, этот уголовник, как и следовало ожидать, отправился в последний путь.
Но чем больше доказательств вины Петтерсона набиралось, тем эта версия становилась менее очевидной. Очень похоже было на то, что какая-то влиятельная сила упорно старалась подтвердить версию убийцы-одиночки, отвлекая внимание от других версий. А между тем в убийстве Улофа Пальме кого только не подозревали, включая КГБ, израильскую разведку «Моссад» и даже масонскую ложу «Пропаганда-2». Как Улоф Пальме умудрился завести столько врагов?
Разрушитель стереотипов
Биография Пальме за исключением некоторых деталей традиционна для шведских политиков и особо ничем не примечательна. Он родился 30 января 1927 года в знатной и состоятельной семье. Его первой школой была знаменитая Бесковская школа в Стокгольме — частное учебное заведение для детей из родовитых семей. В одиннадцать лет Улоф был определен в самую привилегированную гимназию Швеции, которую он окончил в 1944 году. Выпускное сочинение Пальме пришлось по душе главному редактору стокгольмской газеты «Свенска дагбладет», в результате чего Улоф стал внештатным сотрудником этого издания. В 1946 году он поступил на юридический факультет Стокгольмского университета. Еще во время учебы он познакомился с тогдашним премьер-министром Швеции Эрландером и поспешил вступить в правящую социал-демократическую партию. Вскоре Пальме был назначен помощником премьер-министра.
В 1958 году Улоф Пальме стал депутатом шведского парламента, причем исключительно благодаря поддержке своего шефа. В своей рекомендации Эрландер написал: «Пальме сослужил партии и мне бесценную службу. У него политически острый ум, что я очень редко встречал у других, хотя я сотрудничал с очень умными людьми». После нескольких лет работы в парламенте Улоф Пальме был назначен министром коммуникаций. Это именно он подготовил переход страны на правостороннее движение. Пальме вообще очень любил разрушать древние стереотипы. В сентябре 1969 года, когда Эрландер ушел на пенсию, Улоф Пальме занял кресло премьер-министра. Спустя три года на очередных выборах в парламент социал-демократы потерпели поражение, но в 1982 году Пальме, которому многие предрекали уход в политическое небытие, вновь возглавил правительство и уже не расставался с этим постом вплоть до самой смерти.
Маловероятно, что у него было много врагов внутри страны, — в Швеции премьер-министр занимается рутинной, будничной работой, а вовсе не делает политику в том смысле, в каком это принято у нас. А вот на международной арене Улоф Пальме явно нарушил незыблемое правило, которое написано на окнах вагонов метрополитена: «Не высовываться!». Его, кстати, в Швеции за это многие ругали. В 1964 году Улоф Пальме публично осудил США, которые начали бомбардировки Вьетнама. При этом он произнес замечательные слова: «Преступление всегда будет преступлением, террор всегда будет террором, даже если это совершается под прикрытием высоких целей и принципов». Благодаря Пальме Швеция стала единственной европейской страной, которая принимала американских дезертиров из Вьетнама. В 1968 году Улоф Пальме резко осудил ввод советских войск в Чехословакию, но не ограничился этим, а фиктивно женился на чешской студентке, чтобы она могла выехать в Швецию.
Став премьером, Улоф Пальме активно работал в ООН, возглавляя независимую комиссию по разоружению и безопасности и на этом поприще, конечно же, многим наступая на мозоли. В ходе следствия по поводу убийства Пальме отрабатывался так называемый курдский след — лидер Курдской рабочей партии Абдулла Оджалан заявил, что приказ об устранении шведского премьера отдала его бывшая жена Кесире, которая в это время жила в Швеции. Другой след вел с места преступления в Южную Африку. Улоф Пальме на протяжении многих лет был яростным борцом с режимом апартеида. После падения этого режима бывший командир южноафриканских эскадронов смерти Юджин де Кок рассказал, что в рамках операции «Лонгрич» («Длинные руки») Пальме действительно предполагалось убить.
«Шведское дерево нужно свалить!»
Мнения по поводу того, чем была вызвана активность Улофа Пальме на международной арене, расходились. Одни считали, что подвижный, как ртуть, отличающийся неправильными чертами живого, слишком выразительного для политика лица, Пальме просто не мог реализовать себя на посту шведского премьера. Другие отмечали, что его очень волновали международные проблемы, в особенности вопросы безопасности на фоне наращивания ядерных вооружений. Третьи были уверены в том, что Пальме «высовывался», удовлетворяя свое непомерное честолюбие.
Высказывалось также мнение, что шведский премьер не упускал возможности подзаработать на стороне, так как размер служебного оклада его явно не устраивал. После смерти Улофа Пальме выяснилось, что в годы его правления Швеция через каналы агентства гуманитарной помощи и Швейцарского международного университетского фонда ежегодно перечисляла партизанским движениям Родезии около 1% бюджета. Не исключено, что часть этих средств осела на счетах Пальме.
Кроме того, он участвовал в дурно пахнущей операции по продаже оружия Индии. В 1984 году индийское министерство обороны готово было заплатить более $1,5 млрд. за 400 гаубиц и еще $2 млрд. за лицензию и оборудование для их производства на месте. Лидировал в этой гонке французский концерн Sofma, но в октябре 1985 года, во время личного визита шведского премьера в Дели, между ним и главой индийского правительства Радживом Ганди была достигнута договоренность о передаче контракта шведской AB Bofors. Сейчас уже установлено, что этот контракт был обеспечен взятками на общую сумму более $30 млн. При этом в списке получателей отката оказался сам Раджив Ганди. Считается, что Улоф Пальме не только ничего не получил от этой сделки, но и совершенно не знал о ее деталях. В это, конечно, трудно поверить. В международной политике, вообще-то, не принято, чтобы премьер-министры откровенно работали в качестве лоббистов частных компаний, причем задаром.
Французы, безусловно, обиделись на Пальме и постарались, чтобы эта история вышла на свет. А вот американцы, оказавшись в сходной ситуации, действовали по-другому. В 80-е годы они замыслили замечательную комбинацию по продаже оружия Ирану. Вырученные деньги предполагалось отчасти использовать на поддержку никарагуанских контрас. Операция осуществлялась под покровом тайны, так как нарушала запрет конгресса США на финансирование контрас и эмбарго на поставки оружия Ирану. Улоф Пальме об этой операции знал и, видимо, проталкивал в схему «оружие — наркотики — деньги — оружие» так любимую им компанию AB Bofors, угрожая в противном случае рассказать об этой операции всему миру. Американцы сочли за лучшее устранить шведского премьера. Во всяком случае, этой версии придерживается американская журналистка Барбара Хонеггер. Она была консультантом избирательной кампании Джорджа Буша-старшего и Рональда Рейгана, а затем три года проработала в Белом доме и в министерстве юстиции США. Хонеггер утверждает, что ей в руки попала телеграмма, в которой содержалась шифровка: «Шведское дерево нужно свалить». Журналистка совершенно уверена, что имелся в виду Улоф Пальме.
Для администрации Рейгана разоблачения шведского премьера означали бы грандиозный скандал, который мог обернуться импичментом президенту США. Но главное было даже не в этом — американцы лишились бы возможности хорошо заработать на войне между Ираном и Ираком, а ведь они затратили так много времени и сил на то, чтобы стравить эти страны друг с другом. Скандал под названием «Ирангейт» все же разразился, но уже после смерти Улофа Пальме и после того, как операция была завершена. К тому времени ЦРУ уже основательно пропололо ряды свидетелей — одни попали в автокатастрофу, другие разбились на самолете, а третьих хватил инфаркт. Особенно тщательно было подчищено все, что было связано с участием в этой операции Улофа Пальме. Немудрено, что прокуратура Швеции, расследовавшая убийство Пальме, прошла мимо этой версии. Впрочем, депутат шведского парламента Ланс-Эрик Эриксон, возглавивший комиссию по контролю за расследованием, с этим не согласен. «В деле существует международный след, который не был изучен достаточно основательно, — отметил он. — В том числе торговля оружием, сделки AB Bofors и роль Пальме в качестве посредника между воюющими Ираном и Ираком. Удивительно, как можно так работать в правоохранительной области, особенно когда дело касается убийства премьер-министра Швеции».
Если Пальме действительно устранили потому, что он влез не в свои дела, то нерасторопность шведской полиции и прокуратуры вовсе не удивительна. Кому же охота навлекать на себя гнев американцев, подозревая их Бог весть в чем? В конце концов, кто такой Улоф Пальме, премьер какой-то маленькой страны под названием Швеция? Мальчишка, который влез в игру, в которой участвовали серьезные пацаны, а на кону были очень большие деньги. Вполне возможно, что его просто удалили с поля, причем весьма бесцеремонно. В назидание другим.