«Кидок» «на посошок»: Владимир Матвиенко залез в карман акционерам «ПИБа»
Скандал вокруг украинского банковского «монстра» – АКБ «Проминвестбанк» – набирает обороты. Сдетонировал скандал произвол топ-менеджмента банка, решившего поживиться деньгами акционеров. Банковский скандал по-украински – это колоритно! И губительно для имиджа финансового сектора государства на международной арене. Но что до того главному фигуранту скандала? Намечающаяся продажа очередного украинского банка – «Проминвестбанка» (ПИБа) – зарубежным покупателям обернется громким скандалом. Учитывая тот факт, что с именем бессменного руководителя банка – Владимира Матвиенко – связаны многие «тежеловесы» отечественной политической и бизнес-арены, скандал примет международный характер. Способствовать этому будет и банальная уголовщина, которая вскроется благодаря контрагентам банка, не заинтересованным в его продаже. А также обманутые миноритарные акционеры, которые до поры – до времени были вынуждены терпеть бесчинства руководства банка.
Банкирский дом? Да нет: колхоз!
В принципе, предпосылки нынешнего скандала, охватившего АКБ «Проминвест», были заложены при самом основании этого банковского института.
Проминвестбанк, созданный в 1992 году, входит в группу крупнейших банков Украины. Банк много кредитует государственные предприятия, которые в основном – убыточны, даёт деньги сельскому хозяйству, где ситуация – еще хуже. Сегодня же, с сокращением крупной госсобственнсти, поле деятельности банка катастрофически сужается. Как и поле для политического маневра, столь ценимого г-ном Матвиенко при защите своих коммерческих интересов.
Ни для кого не секрет, что декларируемая (и ежегодно прогнозируемая) прибыль «Проминвестбанка» – весьма условная величина. Так как в любой момент может легко стать меньше (и даже исчезнуть вообще!) из-за убытков – в случае непогашения задолженностей по кредитам, ранее выданным государственным предприятиям и сельскому хозяйству.
Зачем раздавались столь рисковые кредиты? Да отказать «Проминвест» в лице В.Матвиенко государству впринципе не мог! Дело в том, что с приобретением независимости , украинская власть на скорую руку создала банковскую систему. От СССР Украине достались филиалы Госбанка («Промстройбанка» УССР), Внешэкономбанка и Сбербанка УССР.
Так и появились Сбербанк Украины, Государственный экспортно-импортный банк Украины. А на базе «Промстройбанка» было создано три акционерных банка, между которыми его клиентуру разделили по специализации. Агропромбанк «Украина» получил агропромышленный комплекс, Укрсоцбанк –социально-культурную сферу, предприятия торговли и услуг. А ПИБу достались счета всех промышленных предприятий страны, что обеспечило ему 60% активов банковской системы страны.
Учитывая эмиссионно-кредитную политику Украины в 1992-1995 годах, три специализированных банка имели явные преимущества перед ак называемыми коммерческими банками. Дотации из госбюджета, пополнявшие счета госпредприятий, соответственно «раздували» и балансы специализированных банков, в которых они отражались. Такая система рефинансирования помогала «китам», в том числе и ПИБу, получать дополнительные деньги на пополнение активов. Убытки же трех крупнейших банков от ранее невозвращенных кредитов при инфляции минимизировалась в общем балансе. А будущая «прибыль» от постоянно растущих процентных ставок возрастала.
Однако чиновничьим альруизмом тут и не пахло. Помимо выпла щедрых «отступных» и «откатов» чиновникам и промышленникам, «подогревшим» ПИБ, за счет полученных эмиссионных денег «Проминвестбанк» был обязан выдавать кредиты государственным предприятиям. Которые часто их не возвращали. Долги заемщиков с годами росли…
Именно этими, совершенно неблагоприятными для «Проминвеста» обстоятельствами, и объясняется личная позиция банкира Матвиенко. Заявлявшего о необходимости наложить временный мораторий на регистрацию банков (!), запретить открытие расчетных и валютных счетов предприятиям и организациям в других банках до уплаты ими всех имеющихся долгов (!) и т.д… К тому же Матвиенко всегда яростно выступал против «мешающих» мелких банков и иностранной банковской интервенции. Еще бы: ведь с помощью невысоких процентов, выгодных условий и «продвинутой» рекламы иностранцы проводят масштабную экспансию на украинский финансовый рынок. К тому же, иностранные банки обладают рядом конкурентных преимуществ – таких, например, как низкая стоимость ресурсов, вежливый и обязательный сервис и большой опыт проведения международных сделок…
Вспомним: год назад г-н Матвиенко занял глухую оборону против экспансии западного капитала в Украину. Даже призвал коллег и подчиненных заградить международному «спруту» путь на отечественный финансовый рынок. То есть, расширить сети банкоматов, максимально раздуть кредитный портфель, не оставив западным «пришельцам» даже шансов отыскать нуждающегося в деньгах клиента. Бездумная «война» за клиента, развязанная г-ном Матвиенко, обошлась банкиру дорого: за год персональные активы Матвиенко усохли на $ 520 миллионов. Сколько потеряли акционеры «Проминвеста» – не знают и сами акционеры, так как не имеют доступа к банковской документации (!). Да что акционеры – Нацбанк не получает от «Проминвеста» обязательных ежегодных отчетов: плевать на Нацбанк хотел сумасброд Матвиенко!
Чтобы решить свои личные проблемы, Матвиенко навязывал рыночной экономике Украины все тот же советский колхоз и антирыночную «обязаловку». Командно-административными рычагами пытаясь «придушить» конкурентов.
А о том, что демонстрируемые Владимиром Павловичем «успехи» на финансовом поприще – не результат здоровой конкурентной борьбы, а плоды банального «решалова», г-н Матвиенко не стесняясь говорил и СМИ: «Когда приходит новый премьер, новое правительство – для меня самое важное найти с ним контакт, – говорит Владимир Матвиенко. – А при мне их было 16. Я всегда поддерживаю правительство, когда ему тяжело…».
Поддержать правительство «по Матвиенко» – значит, выдать той или иной отрасли или предприятию безнадежный, заведомо невозвратный, кредит. Зато никто тебя не тронет, и в банк с проверкой-аудитом не нагрянет! Мудрая позиция руководителя большого «современного» банка…
По сути, основной заботой руководства ПИБа долгие годы было – «выбить» в бюджете государства «легкие деньги»: «бабло ковалось» на обслуживании именно бюджета. «Проминвестбанк» «доил» государство в ущерб последнему. Примеры?
«Это наша корова. И мы ее доим!..»
В 2006-м году премьер-министр Юрий Ехануров принял решение перевести обслуживание всего оптового рынка электроэнергии, объем которого превышает $5 млрд, из «Проминвестбанка» в государственный «Ощадбанк». Кроме того, консорциуму госбанков – «Ощадбанку» и «Укрэксимбанку» – предлагалось передать кредитование всего электроэнергетического комплекса. (Для справки: в денежном эквиваленте объем производства электроэнергии в объединенной энергосистеме Украины достиг $ 5 млрд).
В ответ на инициативу Кабмина глава правления ПИБа Владимир Матвиенко побежал «стучать» Президенту на «распоясавшихся» министров. В своем заявлении банк обвинил чиновников Кабмина – ни много, ни мало, в создании «платежного кризиса» в стране (?!) и в «разрушении экономики».
При этом г-н Матвиенко напрочь забыл о Законе о госбюджете на 2006 год. В котором четко сказано, что «реализация инвестпроектов в энергосберегающих отраслях экономики происходит через государственные банки». Тем самым правительство намеревалось положить конец наживе коммерческих банков на государственной копейке (и разворовыванию оной). Но господину Матвиенко вполне закономерный и логичный отъем государственного «пирога» у «его» «Проминвеста» жутко не понравился.
И ПИБ пустился нашантаж государства Украина: банк будет считать решения чиновников незаконными, пока ему не будут возвращены (!) 2,2 миллиарда гривен задолженности по кредитам, выданным энергорынку ранее.
Дело в том, что «Ощадбанк» ранее уже был «банкиром энергорынка» – он был назначен им в 2000 году и пробыл в этом статусе полтора года. Однако в ноябре 2001 года обслуживание рынка электроэнергетики передали «Проминвестбанку» (за какие коврижки, г-н Матвиенко?). А в декабре 2003-го «Проминвестбанк» избран распорядителем средств Оптового рынка энергетического угля Украины. Получив контроль над рынком угля, ПИБ фактически стал единственным банком украинской энергетики, обеспечивая не только движение всей остальной экономики, но и влияя на ценообразование. Фактически ПИБ контролировал весь ТЭК – как энергетику, так и нефтегазовый комплекс (НАК «Нафтогаз Украины»)! И такой кусок у г-на Матвинко вырывали, что говорится, изо рта!
А в июле 2005 года «Проминвестбанк» также инициировал скандал в связи с предложением предправления «Укрэксимбанка» Виктора Капустина о переводе в его банк счетов НАК «Нафтогаз Украины». Летом 2005-го НАК «Нафтогаз Украины» все же частично перешел на обслуживание в «Укрэксимбанке». Часть средств ушла из «Проминвестбанка, что не могло не отразиться на положении банка. В ответ тот вылил ведро помоев на конкурента. Поразительно, но вся озвученная грязь, скорее, применима к самому «Проминвесту». Особенно пассаж из открытого письма ПИБа, где «Укрэксимбанку» приписывались «большие объемы невозвращенных кредитов».
Банкирская «тусовка» немало потешилась над этим пассажем: фраза о больших объемах невозвращенных кредитов была применима к ПИБу в первую очередь! «Висяки» возникли еще в 1990-х годах, когда «Проминвест» активно кредитовал «красных директоров». А поскольку многие из контролируемых теми предприятий до сих пор в плачевном состоянии, займы из года в год пролонгируются – без всякой надежды на возврат. Легендой стала «дружба» ПИБа с судостроителями Херсона, которые до сих пор должны ему огромные суммы.
…«Окучивая» с пользой для себя бюджет государства, Матвиенко и стал Героем Украины при Кучме. А многие из его воспитанников все последние годы занимали посты заместителей министра финансов и руководителей различных структурных подразделений НБУ. С приходом «помаранчевой» власти Матвиенко продолжил обмен комплиментами и наградами уже с Президентом Ющенко и его окружением…
Но, не смотря на внешнее благолепие, похоже, благоприятные времена для г-на Матвиенко, флагмана «колхозого банкирства», все же закончились.
Будни ПИБа: «гульбан» и «беспредел»
Теперь «под раздачу» попал не только «Проминвестбанк», но и само «доброе имя» его руководителя, тщательно лелеемое самим же Владимиром Павловичем.
Справка «УК»: Владимир Павлович Матвиенко родился 5 января 1938 года в селе Белка Коростеньского района Житомирской области. Выпускник Киевского финансово-экономического института. Занимал руководящие должности в Стройбанке СССР, а затем и в Украинском республиканском Промстройбанке СССР. Первый председатель правления Национального банка Украины с августа 1991 года по март 1992 года. Председатель правления УАК ПИБ «Проминвестбанк» с 1992 года. Кандидат экономических наук, профессор, заслуженный деятель искусств Украины (08.1999г.). В составе Партии национально-экономического развития Украины в 1998 году безуспешно баллотировался в Верховную Раду. Поэт-песенник. Увлечения: поэзия, музыка. Миллиардер по верссии издания Wpost. Состояние В.Матвиенко оценивается в $ 1,43 миллиарда, в прошлом году – $ 1,95 миллиарда. В его честь названа малая планета 6622. Вместе с сыном Павлом контролирует банк «Национальный кредит» и собственно «Проминвестбанк» (ПИБ).
Для полноты восприятия внешне «гламурной» биографии нашего героя рекомендуем прочесть не только недавнюю публикацию, посвященную нероновским нравам и стилю поведения руководства «Проминвестбанка» (характерным для эпохи упадка Рима). Но и взглянуть на ПИБ глазами главного редактора «галузевої» газеты – «Обрій ПІБ» (цитируем: «газета АКБ Промінвестбанк, Центральної Ради профспілки працівників Промінвестбанку, Партії національно-економічногорозвитку України. Шеф-редактор Володимир Матвієнко».
Скажем прямо: такие нравы и поведенческие стереотипы свойственны структурам и коллективам, пребывающим в ожидании неминуемого краха привычных устоев и бытия. И ПИБ, как видим, не исключение: всемерное восхваление руководителя «Проминвестбанка» идет параллельно с распитием самогона последним в обществе небесталанных див.В то время как акционеры банка, доведенные до крайности, уже пишут письма в Гепрокуратуру и СБУ.
«Кидок» «на посошок»?
Очевидно, понимая, что дни-месяцы его правления «Проминвестбанком» сочтены, Владимир Матвиенко, успевший завладеть пакетом его акций, близким к контрольному, решил… «кинуть» акционеров-миноритариев.
…Сегодня на рынке идет активная скупка акций «Проминвестбанка». По мнению экспертов, это говорит об одном: в обозримом будущем банк будет продан стратегическому инвестору. В СМИ появились объявления, в которых акционерам ПИБа предлагалось продать свои акции по высокой цене. В банкирских кругах Украины не является тайной, что скупка проводится по указанию председателя правления «Проминвестбанка» Владимира Матвиенко. И связана она с предстоящей продажей финучреждения. «Толпа народа сейчас ходит к Матвиенко с предложением продать банк. При этом он где-то полтора месяца назад отдал команду «причесать» структуру акционеров, то есть скупить на рынке все возможные акции», заявил эксперт.
Скупкой акций занимается компания Брокерский дом Украина 2000. «Мы готовы купить любой пакет акций по цене от 70 гривен за штуку. Нас интересуют любые пакеты, даже если они будут составлять несколько процентов», заявил представитель компании некий Александр. В то же время перепродать уже скупленные бумаги в компании не захотели: «Мы не продаем акции, у нас есть заказчик и варианты продажи, даже если цена будет на 20% выше, нас не интересуют». По мнению экспертов, Брокерский дом «Украина 2000» создан специально под скупку бумаг «Проминвеста». Об этом свидетельствуют «молодость» брокера и место его регистрации: компания основана в июне прошлого года, а лицензия на торговлю ценными бумагами получена только в феврале 2008 года. Сама компания зарегистрирована в селе Карбовка Винницкой области.
По информации аналитиков, если Матвиенко, который также является и крупнейшим акционером «Проминвестбанка», удастся провернуть сделку, он сможет выручить до 2 миллиардов долларов.
Пока г-н Матвиенко форсирует процесс продажи не одному ему принадлежащего банка, акционеры «Проминвестбанка» пишут обращения в Генпрокуратуру, Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) и СБУ. Они требуют расследовать законность увеличения уставного фонда банка на 430 миллионов гривен – до 630,175 миллионов гривен. Акционеры уверены, с помощью допэмиссии топ-менеджмент пытается размыть долю в уставном фонде десятков тысяч других мелких акционеров.
Согласно официальному уведомлению финучреждения, опубликованному в прессе, вопрос об увеличении уставного капитала будет рассмотрен на собрании акционеров «Проминвестбанка» в ближайшие дни.
«Мы удивлены аргументами менеджмента банка о необходимости увеличить уставный фонд «для повышения финансовой стабильности банка», так как последние обнародованные финансовые отчеты свидетельствуют о положительной финансовой динамике», — говорит представитель группы акционеров «Проминвестбанка» Анна Тепляшина. В частности, в отечественных рейтингах АКБ «Проминвестбанк» числится как высоконадежный и платежеспособный. В 2007 году «Проминвестбанку» международных рейтингов среди украинских банков международным рейтинговым агентством Moody`s (Нью-Йорк) был присужден один из наивысших. В прошлом году банк также вошел в рейтинг «ТОП-100. Лучшие компании финансового сектора Украины».
Акционеров «Проминвестбанка» также удивляет, почему второй раз подряд собрания проводятся в труднодоступных местах. «Боюсь, что в данном случае может повториться сценарий собрания, которое проходило 24 апреля…» — сказала Тепляшина. Напомнив, что тогда на общее собрание акционеров, которое проводилось на территории санатория «Башта» (Киевская область) не были допущены ни акционеры «Проминвестбанка», ни представители ГКЦБФР.
Допэмиссия, убеждены акционеры, скорее всего – один из этапов «рейдерского» захвата «лицами, связанными с топ-менеджментом». Неукдивительно, что председатель правления «Проминвестбанка» Владимир Матвиенко отказывается комментировать ситуацию. «Размыть» долю прочих акционеров ПИБа с помощью допэмиссии, самому – через родственные структуры – скупить акции, в том числе и допэмиссию, и все – банк с консолидированным пакетом акций готов к продаже столь нелюбимым Матвиенко западным инвесторам!
План прост, но не гениален. Более того: попахивает явной уголовщиной. Ведь согласно действующему законодательству акционеры закрытого акционерного общества (ЗАО), каким является «Проминвестбанк», имеют преимущественное право на приобретение акций, которые продаются другими акционерами. Но их этого права нагло лишает г-н Матвиенко. Который ударился во все тяжкие и даже срывает проведение собраний акционеров! Более того: за все годы существования ПИБа акционеры ни разу (!) не получали приглашения на собрания! К тому же ни один акционер ПИБа до сих пор не имеет СЕРТИФИКАТА акций, а только выписки из реестра акционеров…
Такое вот «колхзозное» рабство сотворил из банка поэт-песенник Матвиенко. Теперь его нежелание навести порядок в рядах акционеров и формализовать с ними отношения нашли свое объяснение: сорвать куш – и на покой…
Справка «УК»: по состоянию на 1 апреля нынешнего года чистые активы «Проминвестбанка» составили 28 297,1 млн. гривен, кредитный портфель – 23 225,3 млн. гривен, собственный капитал – 2 836,6 млн. гривен. Январь-март 2008 банк закончил с чистой прибылью 148,354 млн. гривен, за 2007 год получил прибыль 234,393 млн. гривен. За 2007 год банк получил прибыль 234,393 млн. гривен.
Но наивно думать, что наученные самой жизнью акционеры «Проминвестбанка» не найдут управу на г-на Матвиенко. Во-первых, незаконную скупку акций легко оспорить через суд. Ведь, повторимся, ПИБ – это ЗАО, и преимущественное право выкупа акций – у акционеров.
Кроме того, у недругов г-на Матвиенко легко найдутся союзники во властных эшелонах: поучавствовать в беспроигрышном «ощипывании» самого небедного Владимира Павловича желающих всегда найдется предостаточно.
А самое главное: вся история «Проминвестбанка», начни ее «копать» непредвзятое следствие, пестрит криминальными «гешефтами» и «откатами». Информация о которых, стань она публичной, «похоронит» не только самого г-на Матвиенко, но и многих его подельников, успешно «кормящихся» и при нынешней власти.
Кстати, множество неприятных вопросов будет задано и Владимиру Стельмаху. Как же: ведь именно он возглавляет Национальный банк Украины, который и должен контролировать «Проминвестбанк»! Будут вопросы и к Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, и к Генпрокуратуре, да, в общем, и к другим силовым ведомствам. Как случилось так, что в одном из крупнейших банков страны творились «чудеса» криминального свойства, а все уполномоченные органы этого безобразия в упор «не замечали»?
Остается ждать, какие скандальные подробности из «теневой» бизнес-деятельности и личной жизни руководителя банка станут достоянием общественности уже в ближайшие дни.
(Продолжение следует)
Николай Каблуков