Еврошлагбаум для Украины: упрощения с усложнениями
Несмотря на соглашение с Евросоюзом об упрощении визовых процедур и декларируемую европейскими лидерами поддержку процесса евроинтеграции Украины, ездить в страны Шенгенской зоны нашим гражданам становится все труднее. У европейцев нет никакого желания улучшить ситуацию, хотя украинские власти могли бы поискать соответствующие рычаги Приехавшая 21 июля с однодневным визитом в Киев канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что новое соглашение о партнерстве между Украиной и ЕС будет по своему содержанию аналогичным соглашению об ассоциации. Примерно в то же время в защиту европейской перспективы для нашей страны выступил президент Франции Николя Саркози. Казалось, ускорение евроинтеграции замаячило на горизонте. Тем не менее тысячи украинцев в самый разгар туристического сезона продолжают стоять в очередях за визами в консульствах тех же Германии и Франции.
Широкие жесты Берлина и Парижа в адрес Киева никак не помогли нашим согражданам воплотить простое желание: потратить в Евросоюзе отложенные на отпуск средства. Многие туда вообще не поедут. Минимум каждому десятому откажут в визе, а каждый седьмой просто плюнет на затянутую и унизительную процедуру ее получения и полетит тратить деньги в Турции, Египте, Таиланде и других более гостеприимных странах. И никто из высокопоставленных украинских политиков и чиновников, с кем в прошлый понедельник встречалась Меркель, решить многолетнюю визовую проблему от нее не потребовал.
Пишем «упрощение», читаем «усложнение» «За полгода после подписания соглашения об упрощении визового режима с ЕС почти восемьдесят процентов наших граждан вообще не почувствовали никакого улучшения — упрощение в основном коснулось бизнес-виз»
Соглашение об упрощении визового режима между Украиной и Евросоюзом вступило в силу 1 января 2008 года. Согласно положениям документа, отказ в выдаче визы должен быть четко мотивирован, цена ее при стандартном оформлении — 35 евро, а сама процедура не должна растягиваться более чем на десять дней с момента подачи аппликации. Но за прошедшие полгода получить визу во многих консульских отделах посольств и консульствах стран ЕС украинцам стало значительно труднее. «Я езжу в Европу с 1996 года. Сначала как частное лицо, а начиная с 2004 года — на ежегодные европейские научные конференции. Проблемы начались в 2007 году. Весной намечалась поездка в Германию, Грецию и Бельгию на международные конгрессы, где мы собирались представить свои научные разработки. Сотрудница немецкого посольства в грубой форме заявила, что подавать документы на визы нам даже не стоит, поскольку все равно получим отказ. Но я настояла: у нас были оплачены гостиницы, все страховки, организационные взносы за участие в конференциях (около двух тысяч евро за поездку). Два дня мы потратили на окончательную сверку и ксерокопирование всех документов.
Буквально на следующий день после их подачи мы получили отказ. На поданную нами апелляцию никто не реагировал. В греческом посольстве нам тоже отказали, при личной встрече с консулом (ждать которую пришлось неделю) он заявил: поскольку Германия не дала разрешение на въезд, визы в Грецию нам не видать. Бельгийское посольство, принимающее документы на визу через визовый центр, через две недели прислало нам отказ. И посоветовало: если мы захотим подать апелляцию, обратиться в соответствующее бюро Евросоюза через бельгийского адвоката. Крутившиеся возле посольства посредники предлагали нам сделать визы на два месяца за две тысячи евро или купить туристическую визу. Объясните, почему для поездки на научный конгресс, длящийся два-три дня, имея на руках приглашение, оплатив все возможные расходы, мы должны покупать турпутевки?» — возмущается глава частной медицинской клиники Ульяна Лущик.
Потом нашим медикам намекнули, что их командировки сорвались якобы из-за напряженной политической ситуации в Украине — роспуска парламента. Испугались, мол. Осенью прошлого года Лущик позвонили из немецкого посольства: попросили забрать апелляцию, поданную еще четыре месяца назад, поскольку сотруднице консульства не дают отпуск из-за нерассмотренной апелляции. После милой беседы в посольстве все претензии к врачам были сняты, и впредь им пообещали выдавать разрешение на въезд безо всяких проблем. Однако поданную Ульяной Лущик заявку на визы для предстоящего той же осенью конгресса рассматривали возмутительно долго и открыли их уже после того, как конгресс закончился. С января 2008-го абсурд должен был прекратиться, но этого не произошло. «Я не получаю визы по упрощенной схеме ни как предприниматель, владеющий частной клиникой, ни как доктор медицинских наук. Весной мы ездили на конференцию в Германию от Академии наук, все прошло гладко.
Однако когда понадобилась виза в Австрию для посещения выставки (мы ехали от Торгово-промышленной палаты), нам ее не дали, мотивировав это прошлогодними отказами. Предложили отправить апелляцию в Австрию через местного адвоката. А мы для подачи документов занимали очередь перед посольством в четыре часа утра, принесли по тридцать пять всевозможных документов на каждого аппликанта (в 1996-м для получения визы я подавала три-четыре документа). На сайте посольства написано одно, а на практике требуется куча дополнительных бумаг. То не та подпись, или не та печать, или не тот бланк. ”Мы не уверены, что вы вернетесь, у нас есть сомнения относительно цели вашего визита,” — говорили мне в консульстве. Несмотря на несколько заполненных визами загранпаспортов, в глазах консульского клерка я неблагонадежна», — говорит Лущик.
Попасть в Евросоюз в качестве туриста, получив соответствующую визу, несколько проще, хотя никаких улучшений в этом году так и не произошло. «Некоторые страны Шенгенской зоны — прежде всего Испания, Италия, страны Бенилюкса, Австрия, Греция — вообще никак не прореагировали на Соглашение. Список документов для въезда в эти государства не уменьшился. Многие по-прежнему требуют предоставления финансовых гарантий со стороны потенциального туриста — справку о счете в банке, право собственности на недвижимость, другое имущество. Предоставление такой информации во многих европейских странах считается нарушением прав человека. А туристический поток, например, в Грецию каждый год увеличивается на тридцать-сорок процентов. При более упрощенных требованиях количество людей, стремящихся попасть в эту страну, было бы еще больше. В Испанию едут лишь около двадцати процентов всех желающих (и имеющих возможность) туда поехать», — рассказал «Эксперту» директор Центра туристической информации Владимир Царук. У аккредитованных при посольстве турфирм особых проблем с получением виз обычно нет: компания несет ответственность, в том числе и материальную, за своего клиента.
Серьезные случаи, вроде невозвращения туриста домой, чреваты для такой фирмы потерей аккредитации на год. По словам туроператоров, подобные ЧП случаются очень редко. Аккредитация при посольстве бесплатная, предоставляется раз в полгода турфирмам с хорошей репутацией, крупными оборотами, подтвержденными договорами с партнерами за рубежом, и большим потоком выездного туризма именно в эту страну. «В нашем отделе выездного туризма работают три десятка человек, треть из них — помощники менеджеров, занимающиеся подготовкой и подачей документов на получение виз. В некоторых посольствах турфирмы (в отличие от индивидуальных аппликантов) приносят документы на получение разрешений на въезд для своих клиентов в строго определенные дни. Есть посольства, где практикуется личная подача документов, в частности, в посольствах Великобритании, Германии, Португалии. В некоторых случаях турист может выписать доверенность на нашего сотрудника, который решит все формальности», — объясняет директор по выездному туризму компании «Гамалия» Тамара Метленко.
Без готовности документально подтвердить свою финансовую состоятельность шенгенская виза туристу не светит. Помимо справки с работы о зарплате необходимо предоставить распечатку банковского счета и справку о движении денежных средств: остаток должен быть минимум 100 евро на человека на каждый день пребывания. В крайнем случае на такую сумму нужно приобрести дорожные чеки. Если посольству недостаточно этой информации — будьте добры указать свою недвижимость, транспортные средства и т. п. Отказав в визе, консульство или посольство никаких объяснений не предоставляет. Чаще всего отказы связаны с сомнениями в «благонадежности» туриста или с неудачными попытками получить визу в других посольствах стран ЕС или США. Нередко отказывают и по техническим причинам (по вине самого туриста или недоглядевшего сотрудника турфирмы) — например, если на фотографии лицо аппликанта не на светлом фоне и занимает менее 80% площади фото, документы рассматриваться не будут. То же самое касается отсутствия ксерокопий всех страниц паспорта, неправильно заполненной анкеты и т. д. Бывает, что европейцы подкладывают украинцам свинью, требуя дополнительные документы за день-два до вылета, когда физически невозможно их добыть и привезти.
Барьер против невест
Отражаются на украинцах и внутренние проблемы в посольствах европейских стран. К примеру, в прошлом году в консульском отделе испанского посольства шла ротация персонала с одновременным ужесточением требований к документам. В результате из-за большого количества отказников отменили чартерные рейсы в Испанию. Убытки туристов и туроператоров покрывать, естественно, никто не стал.
Мотивы для отказов бывают и вовсе оскорбительные. «Провести летний отпуск в Испании мне в этом году не удастся. Потратив на подготовку документов для получения визы пару недель, я решила все-таки не рисковать. В турфирме меня обнадежили, но не гарантировали, что в посольстве дадут разрешение на въезд. А в случае отказа у меня будет испорченный паспорт, из-за чего получить шенгенскую визу будет потом почти невозможно», — рассказывает 24-летняя киевлянка Елена. Причина, по которой девушке, скорее всего, не дали бы визу — ее возраст и семейное положение. Молодые и незамужние украинки не приветствуются в Италии, Испании и Греции. И никого в консульствах этих стран не волнует, что девушки в состоянии подтвердить собственную финансовую состоятельность. Теоретическая возможность найти себе жениха-гражданина ЕС за неделю лежания на пляже где-нибудь в Коста-Дорада пугает местные власти. Поэтому в неофициальных консульских инструкциях этих стран нежелательных украинок предписано тщательно «фильтровать».
Возрастная дискриминация касается и пенсионеров. Хотя условия Соглашения предполагают даже выдачу им бесплатных виз, наши соотечественники пожилого возраста явно не самые желанные гости Шенгенской зоны. «Наши граждане в этом смысле почти бесправны. В европейских консульствах на них смотрят как на потенциальных мигрантов. Кроме отдельных заявлений Министерства иностранных дел и Службы безопасности Украины, никакой реакции на это со стороны государства нет. И пока гражданин не защищен в своей стране, трудно требовать вежливости от иностранных представительств», — говорит Владимир Царук.
В немецком посольстве «Эксперту» сообщили, что проблем с выполнением Соглашения они не видят, почти каждая вторая виза выдается бесплатно (еще недавно так было только в 12% случаев), а отказы не превышают восьми процентов (ранее этот показатель достигал 20%). В основном это происходит из-за сомнений в возвращении заявителя на родину, в цели его поездки или при предоставлении поддельных документов. Вместе с тем консульства стран Шенгенской зоны придерживаются неофициальных нормативов по отказам. Ведь согласно Общим консульским инструкциям ЕС, если их количество для граждан какой-то страны составляет менее трех процентов, она может претендовать на безвизовый режим. Среди украинских граждан проблем с получением визы нет лишь у госчиновников высокого ранга (начиная с начальников департаментов министерств и ведомств) — документы оформляются через МИД, и никаких дополнительных требований или тем более отказов не бывает.
Принцип гардероба
«Соглашение об упрощении визового режима выполняется плохо — журналистам почти не выдают долгосрочные многоразовые визы (ранее МИД подписал соглашение, согласно которому виза журналиста выдается только при наличии ходатайства от Союза журналистов Украины и еще нескольких профессиональных объединений, в которых не состоят две трети работников СМИ. — ”Эксперт”). Список документов не унифицирован, зачастую отказ в выдаче визы не обоснован. Созданный с нашей помощью Контакт-центр при МИДе отслеживает эти обращения. Очень много жалоб на немецкое посольство, но и поток индивидуальных обращений за визами в Германию — один из самых больших. Зачастую вместо шенгенских виз украинцам выдают национальные, не сообщая об этом нашим соотечественникам.
Почти восемьдесят процентов наших граждан вообще не почувствовали никакого улучшения — упрощение в основном коснулось бизнес-виз. При этом консульства стран-участниц Шенгенского соглашения — очень закрытые учреждения, неохотно идущие на контакт с общественными организациями», — рассказывает исполнительный директор Фонда Open Ukraine Орыся Луцевич. Основателем этого международного благотворительного фонда является председатель Верховной Рады Арсений Яценюк, который в июне 2007-го как министр иностранных дел и поставил свою подпись под Соглашением об упрощении визового режима между Украиной и ЕС. Одним из нарушений международных договоренностей является существование так называемых визовых центров при посольствах. Единственный положительный эффект от их деятельности в том, что гражданам больше не приходится выстаивать длинные очереди
По мнению главы Центра мира, конверсии и внешней политики Александра Сушко, который является одним из экспертов двусторонней комиссии по мониторингу выполнения соглашения, через полгода с момента вступления договора в силу можно констатировать невыполнение четвертой, пятой и шестой статей этого документа. Эти ключевые положения регламентируют граничное количество документов, необходимых для получения визы, доступ к многократным и долгосрочным визам, а также их предельные цену (35 евро при стандартном оформлении и 70 евро — при срочном) и срок рассмотрения заявки (стандартная — не более десяти дней, срочная — в течение трех дней). «Эти статьи выполняются избирательно: взимают плату за разрешение на въезд там, где этого быть не должно, вместо многоразовой визы выдают одноразовую, требуют не предусмотренные общим исчерпывающим списком документы. Чтобы комплексно оценить степень выполнения соглашения, нам необходимы официальные данные.
В частности, статистические выкладки о выдаче многоразовых и бесплатных виз в этом году по сравнению с 2007-м, количестве наших граждан, попадающих в льготные категории. Пока ответа на эти вопросы нет», — говорит Сушко. Официально потребовать выполнения договора можно через совместную комиссию «Украина—ЕС», первое заседание которой прошло в апреле 2008-го. Следующее назначено на сентябрь. «Самая большая проблема — новые члены Шенгенской зоны. К требованиям старых евроконсульств украинцы уже привыкли, теперь из-за усиленного мониторинга новых европейских консульств со стороны Брюсселя долгосрочную визу легче получить у немцев или итальянцев, чем у поляков или латышей, — продолжает Сушко. — Но ведь наши соотечественники чаще ездят именно в соседние европейские государства. Так, за январь-апрель пять польских консульств в Украине выдали девяносто две тысячи виз (многие из них — одноразовые), тогда как за тот же период 2007-го — двести двадцать тысяч, причем большинство из них были долгосрочными и многоразовыми. По данным Госпогранслужбы, число украинцев, выезжающих в страны ЕС, за первые четыре месяца выполнения соглашения уменьшилось в 2,6 раза.»
Еще одним нарушением международных договоренностей является существование так называемых визовых центров, то есть Центров обработки документации. Единственный положительный эффект от их деятельности в том, что гражданам больше не приходится выстаивать длинные очереди. «Визовый центр взимает дополнительную плату (сто восемьдесят гривен — за обработку документов и сорок гривен — за запись), не оговоренную в соглашении, что, по сути, является навязанной услугой. Аппликант теряет непосредственный контакт с консульством, а центр не дает даже минимальных гарантий получения визы.
Визовые центры Бельгии, Испании, Италии и Нидерландов не унифицировали требования к документам. К тому же заявителю все равно приходится уплачивать визовый сбор в консульстве, а жителям Донецка или Симферополя — для подачи документов приезжать в Киев. Если подобные центры уже существуют, то необходимо было открыть их отделения в регионах», — считает координатор проектов Центра мира, конверсии и внешней политики Ирина Сушко. По сути визовый центр оказывает избирательные курьерские услуги, однако работает по принципу гардероба: ответственность за сохранность поданных документов не несет. На самом деле эти структуры — источник получения дополнительного заработка для европейских дипломатов за счет украинских граждан.
Безвизовая перспектива
Радикальный способ решить все проблемы украинцев с получением разрешений на въезд — договориться с ЕС о безвизовом режиме. В преамбуле соглашения об упрощении именно это заявлено долгосрочной целью отношений Украины и Евросоюза в визовом вопросе. В список стран, граждане которых могут свободно въезжать в Шенгенскую зону, входят не только благополучные США, Япония или Австралия, но и Гондурас, Гватемала, Венесуэла и другие не самые богатые страны Латинской Америки и других континентов. «К государству, претендующему на безвизовый режим со странами-участницами Шенгенского соглашения, выдвигаются следующие требования: соответствующая евростандартам миграционная политика, единый миграционный орган со статусом органа исполнительной власти, адаптация национального миграционного законодательства к нормам европейского права, делимитация и демаркация границ и борьба с нелегальной миграцией, выполнение соглашения о реадмиссии, ответственность за своих граждан, находящихся за границей, а также соответствующие изменения в уголовном и административном кодексах, предполагающие ответственность за совершенные на территории Евросоюза правонарушения. Кроме того, необходимо договориться о сотрудничестве пограничных служб, совместном контроле на границах, внести ясность в систему выдачи загранпаспортов», — объясняет Александр Сушко. Осенью начнутся первые консультации с Еврокомиссией по поводу подготовки дорожной карты безвизового въезда, рассчитанной на три-четыре года. При условии взвешенного подхода к этому вопросу безвизовый режим для украинцев может быть введен не ранее чем через семь лет.
Пока же украинским дипломатам в ходе переговоров об углубленном соглашении с Евросоюзом необходимо делать упор на облегчение процедуры выдачи виз нашим гражданам. В качестве рычагов давления можно использовать не только отказ идти на уступки по торгово-экономическим вопросам, но и отмену одностороннего решения от 2005 года о безвизовом въезде в Украину граждан стран-членов ЕС, а также Швейцарии и США. Если Украинское государство не облегчит временный выезд украинцам в Европу, придется признать, что все европейское направление украинской внешней политики провалилось. Тогда не заставят себя долго ждать внутриполитические последствия. Поспешное соглашение
«Увязывать визовый режим и соглашение об упрощении оформления виз не совсем корректно. Не все вопросы, связанные с установлением визового режима и процедур выдачи визы, Европейское сообщество принимает по инициативе Еврокомиссии. Значительную часть вопросов государства-члены ЕС решают самостоятельно», — говорит заместитель директора департамента по вопросам адаптации законодательства Министерства юстиции Украины Тарас Качка. Решение о визовом режиме принимается на общеевропейском уровне, но национальные консульства выдают разрешения на въезд согласно своим внутренним инструкциям. Именно поэтому полномочия Еврокомиссии в определении порядка выдачи виз ограничены, а полномочия национальных государств — нет. Консул, представляющий какую-либо страну, в первую очередь руководствуется ее внутренними инструкциями, а не договоренностями Еврокомиссии (и может их игнорировать). Между этим органом и членами ЕС постоянно идет борьба за прерогативу заключать соглашения с третьими государствами. В визовом вопросе инициатива постепенно переходит к Еврокомиссии, однако полномочий до конца имплементировать свои договоренности у нее не хватает.
Соглашение об упрощении оформления виз, подписанное между Украиной и ЕС, должно было упростить лишь процедурные моменты оформления разрешений на въезд. Переговоры проходили незадолго до парламентских выборов 2007 года, и в погоне за позитивным в глазах электората результатом украинская сторона настояла на ускорении переговоров, заодно заменив несговорчивого Валентина Наливайченко, возглавлявшего в ранге заместителя министра переговорную группу от Министерства иностранных дел, на более покладистого Николая Маймескула. По сути, в этом визовом упрощении наша страна пошла на уступки европейцам, подписав соглашение о реадмиссии в обмен на визовый минимум. В свою очередь, при заключении аналогичного соглашения с Евросоюзом Молдавия, половина населения которой постоянно работает за пределами родины, сумела вытребовать более либеральное отношение к своим гражданам.
Еще одним промахом Украины в визовом вопросе стала полная отмена виз для европейцев в мае 2005-го (это было сделано перед проходившим в том году в Киеве конкурсом «Евровидение»). Такое решение действительно способствовало значительному увеличению потока туристов из ЕС в нашу страну (ранее получить украинскую визу, стоившую свыше ста долларов, было нелегко из-за ограниченного числа консульств в Европе, долгой процедуры оформления и хамского отношения сотрудников наших консульств к заявителям). Однако в то же время Украина потеряла возможность торговаться с ЕС. Оптимальным вариантом было бы просто сделать визы для граждан Евросоюза бесплатными и своим примером демонстрировать, какой должна быть процедура получения разрешения на въезд.
Екатерина Калиновская, Эксперт-Украина