Гибель прокурора: последний выстрел
Сегодня исполняется две недели со дня гибели прокурора Днепропетровской области. Проведя несколько дней в Днепропетровске, узнав результаты экспертизы, поговорив со свидетелями трагедии, корреспондент пришел к выводу: одиозный прокурор по всем законам криминально-политического жанра вполне мог погибнуть от пули конкурентов. Однако судьба распорядилась иначе.
Следствие: самострел
Генеральная прокуратура пока не разглашает результаты своей работы, но, по словам высокопоставленного источника «24» в Министерстве внутренних дел, вердикт будет однозначен – несчастный случай:«Несколько дней назад был проведен следственный эксперимент, который подтвердил версию о самостреле». Эту информацию подтвердил и источник в Днепропетровской областной прокуратуре: «Я не буду говорить всего, но поверьте, это был несчастный случай.
Скоро Генпрокуратура все объявит». Кроме того, наш собеседник из МВД подтвердил заявление прокуратуры о том, что карабин Зауэр-202, из которого вылетела роковая пуля, вопреки слухам, никуда не пропадал: «Это полный бред. Мы сразу же забрали его на баллистическую экспертизу в Киев. Он и сейчас там». Несмотря на единство милицейских и прокурорских мнений, многим до сих пор не верится в то, что Шуба погиб случайно. Именно поэтому «24» для начала попыталась разобраться в том, с кем враждовал погибший прокурор.
Кому он мешал
«Шуба был легендарным человеком. Он любил влезать в чужой бизнес», рассказал автору этих строк высокопоставленный сотрудник Днепропетровской областной администрации. По словам всех собеседников, врагов у Шубы было намного больше, чем друзей. «Были ли мотивы его убивать? Конечно, были. Даже люди, с которыми у него были нормальные деловые отношения, его недолюбливали и боялись. Он активно пользовался своим служебным положением для решения вопросов своего бизнеса», рассказал «24» человек, близко знавший погибшего. По его словам, Шуба был очень состоятельным чиновником.
Несколько лет назад у Владимира Шубы произошел конфликт с группой «Приват». Тогда один из представителей этой ФПГ, Геннадий Корбан, даже заявлял о том, что к покушению на его жизнь машина Корбана была обстреляна 19 марта 2006 г. мог быть причастен Шуба. Однако, по данным автора, за прошедших два года прокурор и «Приват» решили свои разногласия. «С Корбаном они давно помирились. Хотя раньше воевали масштабно. Корбан даже выпускал на воздушных шарах девок голых, в одних шубах с лозунгом: «Пришла весна, снимите Шубу»», рассказал источник в МВД.
Последний серьезный конфликт у прокурора возник с днепропетровским губернатором Виктором Бондарем. «Не одно решение по днепропетровской земле не принималось без отмашки Шубы. По этому поводу они с Бондарем и сцепились. В конце августа Бондарь даже инициировал совещание у Балоги, где настаивал на увольнении прокурора. Там были все СБУ, наши люди. Но мы ( МВД – авт.) этой инициативы не поддержали. Все дело в том, что у Шубы, конечно, была липкая рука. Но он был конкретным мужиком. С ним всегда можно было договориться, он не вставлял нам палки в колеса. Поэтому у нас было условие сначала чистим Генпрокуратуру, а уже потом регионы. Так же Шуба мог бы и с Бондарем в итоге все решить. Это был не тот конфликт, из-за которого убивают», рассказал собеседник из МВД.
Корреспонденту удалось встретиться с Виктором Бондарем, однако он наотрез отказался общаться о деле Шубы. В то же время слова источника в МВД подтвердили несколько высокопоставленных чиновников в областной и городской администрации Днепропетровска. «Мы воевали крепко. Шуба заводил уголовные дела на людей Бондаря», говорят в обладминистрации. «Но поймите, это все равно не была война. Это были деловые разборки, но в рамках принятой системы. Бондарю не нравилось, что у Шубы слишком много власти, но все равно они работали вместе, и никакой кровавой вражды там не было», отметил собеседник, близкий к руководству Днепропетровской мэрии. Тот факт, что с Шубой можно было договориться, подтвердил и один из бывших сотрудников Днепропетровской прокуратуры, с которым у погибшего прокурора были доверительные отношения: «После своего повторного назначения он стал намного мягче. С ним стало проще договариваться».
СМЕРТЬ
Сейчас тир, в котором погиб Владимир Шуба, опечатан прокуратурой. Со стороны стрелкового клуба «Беркут», где этот тир находится, раздаются гулкие хлопки любители огнестрельного оружия пока что вынуждены довольствоваться стендовой стрельбой по тарелкам из гладкоствольных ружей. На постоянном дежурстве возле тира находятся два сотрудника милиции.
Сами работники комплекса не понимают, к чему такие предосторожности для них обстоятельства гибели Шубы далеко не секрет. «Это была трагическая и нелепая случайность», на условиях анонимности рассказывает один из сотрудников комплекса. Основываясь на показаниях этого человека и других источников, корреспондент, побывав в комплексе «Беркут», смог полностью восстановить картину произошедшего.
«За день до гибели Шуба получил у МВД разрешение на вывоз карабина «Зауэр-202» за границу. Он собирался уезжать в Африку, на сафари. Наверное, решил пристрелять оружие в тире», говорит источник в МВД. Утром 15 октября он приезжает в «Беркут» со своим другом врачом. В тир они входят в сопровождении охранника около 11.00. Тир – бетонная коробка в форме прямоугольника длинной 100 на 7 метров. В тире три огневых рубежа. Других входов или технических отверстий, так же, как и рвов, в помещении нет. На половине потолка тира закреплены пулеулавливатели.
Шуба идет на крайний левый огневой рубеж, врач становится у бинокля на правом краю тира он должен отслеживать результаты стрельбы, охранник стоит в дверях, на расстоянии 7 метров от Шубы. Прокурор взводит карабин и поднимает его, изготовившись к стрельбе. «Дальше все произошло за несколько секунд. Я не знаю, или Шубе стало плохо, или он был пьян, факт в том, что он начал отклоняться назад, задирая ствол вверх. При этом левая рука держалась за цевье, а правая начала терять карабин», рассказывает работник тира. Видя это, охранник пугается и кричит: «Что вы делаете?!», поскольку поднятие ствола вверх на огневом рубеже – грубейшее нарушение техники безопасности: пуля может срикошетить от бетонных плит потолка и убить находящихся в тире людей.
Однако Шуба продолжает терять карабин, падающий прикладом вниз. «Наш следственный эксперимент показал, что он пытался схватиться левой рукой за ствол, однако не смог удержать падающий карабин. Этим движением он только направил дуло на себя», отмечает источник в МВД. Оружие бьется прикладом об пол. Звучит выстрел. «Все дело как раз в оружии. Как правило, для того, чтобы спустить курок на карабине, к нему надо приложить среднее усилие в 1,2 килограмма.
Однако модель «Зауэра», которой владел Шуба, была оснащена швеллерным механизмом (устройство, при помощи которого можно регулировать жесткость курка). Как показала наша экспертиза, для того чтобы спустить курок на карабине, Шубе было достаточно усилия в 50–200 граммов. Это означает, что курок мог спуститься даже от сотрясения карабина», отмечает источник в МВД. А работник тира добавляет, что взводить швеллер в условиях тренировки было и вовсе глупостью.
Как бы там ни было, пуля снизу и наискосок проходит через сердце прокурора, выходит через правое плечо и застревает в потолке. Охранник, не подходя к Шубе, бросается за помощью. Доктор пытается реанимировать прокурора. «Скорая помощь» приезжает через 15 минут и констатирует смерть Владимира Шубы.
ПОСЛЕ ШУБЫ
«Знаете, из-за того, кем был погибший, сомнения на счет обстоятельств его смерти будут всегда. Наверняка это дело начнут раздувать политики, мутить воду. Пусть люди и будут по привычке считать, что не узнают правды, с гибелью Шубы мы уже разобрались», отмечает высокопоставленный работник МВД. Однозначно понять, что будет происходить в области после Шубы, пока невозможно. Собеседники уверяют, что на старости лет он начал терять власть. Однако продолжал играть роль независимого арбитра, человека, который единолично разводил конкурирующие политические и финансово-промышленные группировки Днепропетровска. Он был нужен даже врагам. Поэтому обвинить в его смерти можно только судьбу.
Восемь лет на линии огня
Днепропетровскую областную прокуратуру Шуба возглавил в 2000 году после солидной карьеры: был прокурором Ужгорода, членом высшего совета юстиции АРК Крым. Как вспоминают его коллеги, Владимир Шуба начал активно вмешиваться во все бизнес-процессы области, не ограничиваясь «просто долей». Он был не зависимым ни от кого человеком, этакой группировкой в себе. Политический талант, хитрость и ум, а также разнообразные ситуативные союзы помогли ему продержаться в должности вплоть до 2003-го.
Шуба конфликтовал с Балогой?
С хлебного места он был смещен тогдашним Генпрокурором Геннадием Васильевым. После «оранжевой революции» Киев, вместо того, чтобы окончательно убрать его со сцены как пособника кучмизма, восстанавливает Шубу в должности. Перед этим, 13 января 2005 года, Печерский райсуд столицы признал, что Владимира Шубу уволили незаконно, что дало тогдашнему Генпрокурору Геннадию Пискуну формальное право восстановить Шубу. Его знакомые рассказывают, что за возможность вернуться в строй прокурор щедро расплатился в киевских кабинетах.
Незадолго до смерти покойный прокурор опосредованно, через губернатора Виктора Бондаря, вошел в конфликт с Виктором Балогой и областным СБУ. В августе была предпринята попытка сместить Шубу с должности, которая, впрочем, не увенчалась успехом. Как рассказал народный депутат от БЮТ Святослав Олийнык, близко знавший Шубу, за полтора месяца до смерти прокурора взяла на «прослушку» СБУ. Кроме того, по информации источников «24», за месяц до гибели он попал в «странное ДТП» в Крыму. Владимир Шуба погиб 15 октября 2008-го в тире, вследствие самострела…
Сергей Высоцкий, Киев–Днепропетровск–Киев, 24
Tweet