Общее дело: Роман Купчинский и Кэтрин Клер. Кто делал Президента Украины
«Свой» министр иностранных дел Украины был нужен Президенту позарез: в ходе начавшейся избирательной гонки г-ну Порошенко предстоит фактически заново «презентовать» Виктора Ющенко международной общественности. Так как те, кто делал это раньше, завели и Украину, и самого Виктора Андреевича в тупик. Кто они, «кукловоды» эрзац-«мессии»? Биографии двух шпионов – если у шпионов вообще есть биография… Помимо общеизвестных, есть и новые факты.
Роман Купчинский. Кадровый сотрудник ЦРУ, долгое время проработавший под прикрытием радио "Свобода". Родился в 1944 году в Вене. Его отец – видный деятель националистического движения, член ОУН-б (к слову, Кэтрин – Клер Чумаченко – Ющенко с пятнадцати лет – член ОУН-б), с начала войны тесно сотрудничал с гиммлеровской СД в подготовке агентуры для диверсионно-террористической работы в советском тылу. Ряд близких родственников состояли в дивизии СС "Галичина", участвовавшей в уничтожении мирного населения, в том числе детей, на территории Советского Союза, Чехословакии и Югославии. После поражения Германии для семейного клана Купчинских наступили тяжелые времена – многие из них были занесены в розыскную книгу СМЕРШа и активно разыскивались советской контрразведкой в качестве гитлеровских прислужников и палачей. В 1949 году Купчинские находят надежное убежище в США.
Воспитание Роман получил в духе самой оголтелой ненависти ко всему русскому, что и определило навсегда его мировоззрение. Героями его детства были эсэсовцы из "Галичины", убийцы из абверовских спецбатальонов "Роланд" и "Нахтигаль". Руки молодого человека в силу генетических особенностей требовали привычной «семейной» работы. Уже обучаясь в Лонг-Айлендском университете, он добровольцем отправляется на «освободительную» войну во Вьетнам. После прохождения спецподготовки, Роман Купчинский назначается командиром взвода "зеленых беретов", предназначенного для карательных акций. По мирным вьетнамским деревням ребята Купчинского поработали не хуже фашистских карателей в Хатыни или печально знаменитого лейтенанта Келли, сжегшего деревню Сонгми со всеми жителями… Любопытно, что Р.Купчинский был так вдохновлен своей вьетнамской работой, что даже написал книгу, полную натуралистичных подробностей своей "деятельности" – «Рембо в вышиванке». Конечно, полностью обо всем откровенно написать он не смог – в международном праве есть четкое определение военных преступлений, но в ней так и прорывается нескрываемое удовольствие от "подвигов". Правда, в отличие от Келли, подвиги Купчинского не попали в прессу, и его слава стала достоянием только узко армейских кругов, что способствовало его дальнейшей карьере.
После возвращения из Вьетнама, Роман Купчинский получает предложение работать в советском отделе оперативного директората ЦРУ, специализируясь на проведении подрывных операций против СССР. Основным направлением его деятельности стала работа с радикально-националистическими организациями, наподобие бандеровской ОУН, и проведение с их помощью операций против Советского Союза, а также вербовка агентуры из числа советских граждан, временно пребывающих за границей. Уже тогда стала проявляться тенденция Купчинского – использовать "контору" для реализации личных или узко клановых интересов. Он группирует вокруг себя штат сотрудников из бандеровских кругов, и это лобби старается проводить собственную политику, часто противоречащую официальной политике США. Эта группа представляла в Лэнгли группировку, проповедовавшую самые людоедские методы борьбы с СССР, вызывавшие неприятие у большей части кадровых сотрудников ЦРУ. Р.Купчинский с 1978 по 1988-й руководил финансированной ЦРУ и созданной Миколой Лебедем организацией националистов "Prolog Research and Publishing Inc."
В начале 80-х Романа Купчинского направляют в Афганистан представителем ЦРУ для координации деятельности отрядов моджахедов в операциях против советских войск. Он устанавливает близкие контакты с рядом лидеров вооруженной оппозиции и фундаменталистских организаций, в том числе главарями "Аль-Каеды", которой передавалась значительная часть выделяемых средств на проведение террористических актов в тылу советских войск. Основной работой Купчинского была диверсионная подготовка бандформирований, и тут он вовсю использовал старые вьетнамские наработки. Он учил технике проведения допросов "с пристрастием", установке пластиковых противопехотных мин и мин, замаскированных под детские игрушки. Через Купчинского также проходило финансирование деятельности различных террористических групп, с этой целью в нескольких западных банках им были открыты специальные счета -"ширмы", через которые скрыто проводились денежные средства. В силу деликатности полученного задания и необходимости его скрывать даже от Конгресса США, полным объемом информации о банковских прокрутках владел только сам Купчинский. После свержения режима Наджибуллы и прекращения финансирования, счета не были закрыты. Просто теперь через них проводились уже другие операции – по продаже оружия в горячие точки, где действовало эмбарго Совета безопасности ООН.
Из Афганистана Купчинского, для поправки здоровья, переводят на спокойную должность- шефа украинской службы радио "Свобода". Как известно, "Свобода" финансируется из госбюджета США, и большинство сотрудников украинской редакции являются или кадровыми агентами Управления, или связаны с ним долгосрочными контрактами. Исходя из этого, и выстраивались основные задачи радио – проведение пропагандистской работы и оперативная разведывательная работа на местах под защитой журналистского удостоверения. Роман Купчинский справился с поставленным заданием вполне удовлетворительно, а с появлением на карте мира независимой Украины сумел установить доверительные контакты на верхах государственного руководства страны.
Если раньше для СБУ штаб-квартира в Ленгли была основным противником, то теперь, старший брат и покровитель. Купчинский находит самый теплый прием в СБУ, и его доверительные встречи с председателем становятся регулярными. Купчинский, в том числе, помогает бизнес-деятельности сына председателя СБУ на территории США.
После развала Союза перед ЦРУ или, точнее, перед группировкой "непримиримых", в которую входил Купчинский, встали новые задачи. На первый план выходила проблема снабжения оружием различных "дружественных сил" или вообще без государственного статуса (говорить о международном терроризме тогда было не модно) или имевших проблемы с международным эмбарго.
Объектами особой опеки были хорваты и боснийские мусульмане, сражавшиеся с сербами, объявленными очередной "империей зла", а также афганские талибы и различные марионеточные африканские режимы. Для этих операций могла быть использована отработанная Купчинским в Афганистане схема и контролируемые им секретные банковские счета, но не было главного – оружия. И здесь СБУ, курировавшая процесс торговли украинским оружием, и созданая внешнеторговая фирма "Прогресс" стала палочкой-выручалочкой. Оставалось, только, совместить интересы двух сторон и желаемый результат оказывался легко достижимым.
Кое-что о деталях происходившего стало известно из свидетельских показаний на проходившем в Турине судебном процессе по факту задержания итальянскими властями в 1994 году судна с грузом контрабандного украинского оружия, предназначавшегося для хорватской армии. Один из обвиняемых, исполнявший в процессе контрабанды оружия посреднические функции, рассказал, как на основании заведомо для него фальшивых сертификатов конечного пользования продавал оружие по ценам заниженным в несколько раз по сравнению с мировыми. Под защитой СБУ груз доставлялся в порт, откуда переправлялся в "горячую точку". Любопытно, что совещания и сделки, а так же получение «откатов» происходили в одном из кабинетов администрации национального заповедника "Киево-Печерская Лавра", директор которого – г-н Важник – был родственником одного из обвиняемых на туринском процессе. Одновременно часть средств аккумулировалась на счетах Купчинского. Таким образом, в Хорватию при помощи Романа Купчинского были переправлены в 1992-94 годах крупные партии стрелкового вооружения и ракет. А так же – и несколько менее крупные партии талибам в Афганистан.
Все бы это, вероятно, так бы и осталось тайной навсегда, не задержи итальянцы, бывшие не в курсе проводимой операции, как, впрочем, было не в курсе и само руководство ЦРУ, судна "Ядран-экспресс", что и послужило началом разматывания преступного клубка. Купчинскому повезло – его имя благодаря срочному вмешательству друзей из итальянской резидентуры ЦРУ на процессе не фигурировало.
Р.Купчинский принимал активное участие и в знаменитом «кассетном» скандале. Первые два месяца Николай Мельниченко прятался в Праге, где находится штаб-квартира радио "Свобода", в квартире сотрудницы украинской редакции радио «Свобода» Ирины Халупы. Любопытно, что она пришла в разведку, как и Купчинский, из "зеленых беретов", в которых в свое время была одной из первых женщин, получивших звание ефрейтора. Кроме того – она входит в "бандеровскую мафию" ЦРУ, неформальным лидером которой считается Купчинский. А через два месяца, после прохождения первичных "собеседований", лично Роман Купчинский переправил Мельниченко в США на один из засекреченных объектов. После этого все записи Мельниченко и его интервью в обязательном порядке сначала появлялись на "Свободе", со ссылкой на которую потом тиражировались другими СМИ.
Стоит отметить, что Роман Купчинский далеко не простой разведчик, бизнесмен и «журналист». Он – близкая связь монстра политической аналитики Збигнева Бжезинского, который являлся советником по вопросам геополитики кандидата в президенты США Барака Обамы (а раньше был советником по национальной безопасности президента Джимми Картера и вице-президента Альберта Гора).
Справка «УК»: Американский центр стратегических и международных исследований сформулировал в качестве важнейшей национальной цели – “укрепление самостийности Украины”. Збигнев Бжезинский лично отредактировал этот пункт, который гласил: “Свободная и независимая Украина является не только фундаментальным фактором европейской стабильности, но и незаменимым средством, препятствующим возрождению российского империализма”.
Ющенко Кэтрин (Клер) Чумаченко.
Прощальный поцелуй Джорджа Буша и Катерины Ющенко. Апрель 2008 года, Киев
Во Вьетнаме не воевала – в отличие от Романа Купчинского. Зато – с пятнадцати лет – член созданной ОУН-б радикальной ультраправой националистической организации Союза Украинской Молодежи (СУМ), где прошла дополнительную – к уже имеющейся семейной – идеологическую обработку. В 1982 году закончила Джорджтаунский университет, в котором и была завербована агентом Джин Киркпатрик (которая совмещала преподавательскую деятельность с работой в американских спецслужбах). После того, как Чумаченко дала согласие участвовать в работе США по ее исторической Родине, она начинает успешную карьеру в государственных органах США. С 1982 по 1984 год Чумаченко является уполномоченным представителем Украинского Конгресс-комитета Америки (УККА) и работает с ближайшим соратником Бандеры – Ярославом Стецько. Тесно сотрудничает с ОУН-б и Антибольшевистским блоком народов (АБН). Одновременно Кэтрин продолжает обучение и получает степень магистра в Чикагском университете. С 1985 по 1991 год она работает аналитиком в Госдепартаменте и Совете по Национальной безопасности США, в том числе – и с известным идеологом развала СССР Збигневом Бжезинским (наставник, покровитель и руководитель Романа Купчинского).
От прямых ответов на вопросы, чем она занималась на службе правительству США, Чумаченко всегда уклоняется. Для некоторого прояснения характера деятельности можно привести названия некоторых аналитических работ К.Чумаченко: «Контроль над вооружениями», «Проблемы обороны», «Международные стратегические связи», «Коалиция по стратегической оборонной инициативе», «Американские друзья Антибольшевистского Блока Наций», «Советский союз/советские связи», «Контроль над вооружениями – ОСВ-2», «Реформирование экспорта вооружений», «Американо-югославские отношения», «Американо-хорватские отношения», «Македония», «Религия в СССР», «Украинские католики». Кроме того, имеются работы по Канаде, Центральной Америке: Гватемале, Гондурасу, Никарагуа, Кубе, Гватемале, Гаити, Италии, Албании, Хорватии, Кипру, Ливану, Анголе, Мозамбику, ЮАР, Афганистану, Ирану, Камбодже, Китаю, Корее, Тайваню, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Прибалтике, Белоруссии, Украине, России… Есть работы, посвященные американцам различного этнического происхождения…
О многом говорит тот факт, что до настоящего времени доступ к 99,9% этих материалов требует разрешения из ЦРУ (из 971 работы супруги президента Украины – без предварительного разрешения доступны только 4). А вот список докладов, которые Катрин Чумаченко-Ющенко готовила для президента США Рональда Рейгана, и разрешение на просмотр которых в соответствии с Актом о свободе слова, дает или не дает ЦРУ
Интересно, что в 1988 году в Бостоне увидела свет брошюра американского ученого Белланта Расса под длинным названием «Старые нацисты, новые правые и администрация Рейгана: роль внутренних фашистских сетей в Республиканской партии и их воздействие на политику «холодной войны» США». В 1989-м вышло дополненное издание с несколько измененным названием «Старые нацисты, новые правые и Республиканская партия» (Political Research Associates, 1989). В ней автор представил факты сотрудничества функционеров республиканской администрации Рейгана и близких к ней общественных организаций с «восточноевропейскими националистами, эмигрировавшими в Соединенные Штаты, когда нацистский режим развалился». Наряду с упоминавшимися фамилиями и именами других республиканцев фигурирует Катрин-Клер Чумаченко.
Затем Чумаченко бросает аналитическую работу и становится директором программ «Банковское обучение», специальным помощником ассистента госсекретаря по правам человека, занимает разные должности в офисе общественных связей Белого дома и Министерства финансов США. Фактически это является понижением в должности. Но скорее всего, подготовкой к новой работе.
После провозглашения незалежности Украины Чумаченко получает путевку на Украину. В 1991 году она приехала в Украину, как соучредитель и директор «Американско-украинской Фундации» (Фонда «США-Украина»). Кроме этого, она одновременно была директором еще двух организаций: Института Пилипа Орлика и Проекта парламентского развития. Все эти организации функционировали в тесном сотрудничестве с USAID. Прерогативой USAID было распределение финансовой помощи, в том числе такой привлекательной их разновидности, как гранты. (Сразу вспоминаются многие известные украинские журналисты, газеты и популярные Интернет-издания).
С 1993 года Чумаченко начала работать управляющей по Украине, старшим резидентом-советником Центра банковского тренинга при USAID и советником Национального центра обучения банковского персонала – проект «Обучение банкиров» одной из крупнейших международных финансовых и консалтинговых структур, тесно связанных с тем же Госдепом – Barents Group LLC. Какое отношение эта работа имела к ее предыдущим трудам по проблемам обороны и экспорту вооружений – сказать сложно. Хотя, пожалуй, одно общее найти можно – работа Кэтрин Чумаченко практически всегда касалась БУДУЩИХ «горячих точек» и зон межнациональных конфликтов.
Оказавшись на Украине, Чумаченко поддерживала тесные связи с резидентом ЦРУ США Павлом Залуцким, директором Freedom-House Адрианом Каратницким и кадровым сотрудником ЦРУ, долгое время проработавшим под прикрытием радио «Свобода», руководителем украинской службы радиостанции «Свобода» Романом Купчинским. Да-да, тем самым…
Каратницкий интересен тем, что весной 2001 года со страниц журнала «Wall Street Journal» инструктировал украинскую оппозицию, как ей лучше досрочно заполучить пост президента Украны для В.Ющенко. Нелишне будет упомянуть и о том, что попечителями «Дома Свободы» являются Джеймс Волси (директор ЦРУ при Президенте Клинтоне) и уже упоминавшийся Збигнев Бжезинский.
Еще одна интересная деталь: по рекомендации Чумаченко имиджем Виктора Ющенко и его текстами занимался бывший сотрудник Совета Национальной Безопасности США Джон Тедстром…
P.S. Американский исследователь Кристофер Симпсон в книге «Blowback» утверждает: «Как ЦРУ, так и Госдепартамент, и военная разведка США, каждый в отдельности, создали специальные программы со специфической целью привлечения отобранных бывших нацистов и коллаборационистов в Соединенные Штаты… Правительство использовало этих мужчин и женщин в качестве экспертов в пропагандистской и психологической войнах» (New York: Weidenfeld & Nicolson, 1988, стр.398).
С тех пор минуло свыше 60 лет, и уже отпрыски и последователи тех самых «отобранных бывших» при поддержке Госдепа США навязывают свою волю и свои идеалы целым государствам. Во что это вылилось для Украины – вы видите сегодня сами.
Переговоры удались. Апрель 2008 года, Киев
Тарас Залесский, главный редактор «УК»
Tweet