Кадровые назначения в Закарпатье: зачем унижать Государство Украину?
Начальником милиции Закарпатья назначен один из главных фигурантов дела о фальсификации повторных выборов мэра Мукачева в апреле 2004 года. Странно, что при таком кадровом подходе убийцу Гонгадзе Пукача не назначили министром МВД, а серийного убийцу Оноприенко – гуманитарным вице-премьером. Но есть и позитив: мукачевская ОПГ Балоги отстранена от власти. Подробно.
На фото: новый губернатор (сидит) на представлении нового начальника милиции
Формирование новой властной вертикали в Закарпатье обошлось без учета интересов В.Балоги. Все попытки «хитроумного комбинатора» сохранить контроль над областью закончились ничем — подвела банальная жадность. За вхождение группы «ЕЦ» в коалицию В.Балога потребовал слишком много.
Из источников, которым можно доверять, «ЗН» удалось узнать, что, кроме должности губернатора области (на которую планировался родной брат Иван), экс-руководитель президентского секретариата захотел прибрать к рукам весь силовой блок в Закарпатье, пристроить на ключевые должности в центральном аппарате СБУ В.Гелетея с Т.Дурдинцом, получить кресла заместителей глав Государственной налоговой администрации и Гостаможни, а для себя персонально — Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Кроме того, представители «ЕЦ» претендовали также на должности в Минуглепроме и в исполнительной власти Луганщины. Ознакомившись с этим «райдером», кто-то из регионалов заметил: «Можно подумать, что выборы выиграл «ЕЦ», а не ПР». Торг закончился тем, что новая власть решила отказаться от услуг В.Балоги, тем более что и не слишком они ей были нужны. Говорят, после этого В.Балога длительное время находился, мягко говоря, в глубокой апатии…
Новым председателем Закарпатской ОГА стал 53-летний Александр Ледида. Руководитель областного центра ПР во время президентской кампании сумел приятно удивить свое киевское руководство и неприятно поразить оппонентов: в первом туре его шеф неожиданно опередил Ю.Тимошенко на три процента (Закарпатье стало единственной областью в Западной Украине, в которой победил В.Янукович).
Впрочем, этим достижения А.Ледиды и ограничиваются. За время пребывания в политике новый вождь края зарекомендовал себя непубличной, неинициативной и несамостоятельной фигурой, не способной добиваться поставленных целей. Красноречивый факт: в 2008-м и 2009 годах А.Ледида, несмотря на поддержку властных и силовых структур, дважды проиграл промежуточные выборы в Баранинский поселковый совет, в который входит и его родное село Барвинок под Ужгородом (здесь также размещена резиденция областного центра ПР). В результате вторых выборов поселковый председатель Павел Чучка даже лишил депутатства брата А.Ледиды («ЗН» писало об этих событиях в сентябре прошлого года).
В 1999—2001 годах А.Ледида был заместителем у губернатора В.Балоги. Даже возглавив в области представительство такой мощной политической силы, как ПР, он не сумел избавиться от влияния бывшего шефа.
После местных выборов в 2006 г. ПР вошла в областном совете в широкую коалицию с «Нашей Украиной», «сливки» с которой снял единолично В.Балога. А во время последней президентской кампании А.Ледида оказался единственным руководителем ПР в Западной Украине, который перед вторым туром согласился сотрудничать с одиозным «ЕЦ» (что в конце концов сыграло в Закарпатье против В.Януковича).
Последние годы А.Ледида фактически был на подтанцовке у Балоги, поэтому не удивительно, что в областном политикуме за ним закрепилась репутация слабака, не способного на решительные действия. Впрочем, власть меняет человека. Насколько новый губернатор окажется самодовлеющей фигурой, покажут его первые действия, прежде всего кадровые назначения. Как стало известно автору этих строк, пока что в новой властной команде не зарезервировано ни единого кресла для родственников В.Балоги, и уже это можно считать неопровержимым плюсом нового председателя ОГА…
Еще одно кадровое назначение в Закарпатье у многих вызвало не то чтобы удивление, а скорее шок. Новым начальником областной милиции стал 47-летний полковник Виктор Русин — один из главных фигурантов дела о фальсификации повторных выборов мэра Мукачева в апреле 2004 г.
В течение последних нескольких лет «ЗН» неоднократно писало о В.Русине. В 2004 г. нынешний главный милиционер области занимал должность первого заместителя начальника УВД и, как утверждает следствие, проводимое Генпрокуратурой, похитил из мукачевской мэрии избирательные протоколы, а затем подыскал подставных лиц, взявших это преступление на себя.
Сам В.Русин все категорически отрицает, но доказательства его вины, собранные следствием, весьма убедительны. Вот как описал действия первого заместителя начальника милиции на допросе тогдашний начальник Мукачевской городской милиции В.Дерновой (который был осужден в деле о фальсификации мукачевских выборов, а на днях стал начальником УВД на Черкасщине):
«…Мне позвонил начальник УМВД Варцаба и сказал, чтобы я созывал своих заместителей, а потом приедет он. Он приехал со своим первым заместителем Русином и сообщил, что поступило указание Генеральной прокуратуры Украины о том, чтобы на утро вся избирательная документация была в Киеве и что Русин знает, что делать.
Мы поехали в горисполком. Возле кабинета №52 стояли ребята из охраны. Русин этим ребятам сказал, что они свободны, то есть отослал их от кабинета №52. После этого толкнул плечом двери, опечатанные несколькими лентами, и зашел в кабинет, где включил свет. Я стоял на пороге кабинета, то есть в дверях. Русин начал пересматривать пакеты, которых там лежало много. Он отобрал один, положил себе под куртку и вышел из комнаты. Когда выходил, то сказал: «Это именно то, что требовалось». Потом сказал мне, что вынес протоколы о результатах выборов…»
События в Мукачеве вызвали огромный резонанс. 12 мая Верховная Рада своим большинством даже приняла постановление, которым рекомендовала министру Н.Билоконю уволить начальника закарпатской милиции В.Варцабу (еще один фигурант дела о мукачевских выборах, назначенный на днях начальником УВД в Прикарпатье) и В.Русина. Кстати, за это постановление голосовала и часть фракции «Регионы Украины».
После этого, чтобы удержаться на должностях, милицейское начальство в Закарпатье стало лихорадочно искать козла отпущения, который за денежное вознаграждение взял бы на себя похищение протоколов. Поскольку все делалось в спешке, поиски не были секретом для мукачевской «братвы».
Советник тогдашнего губернатора И.Ризака, уголовный авторитет В.Паульо (он же Чалый), принимавший в этом непосредственное участие, спустя некоторое время рассказал следователю, как все происходило: «Заказчиком этого был начальник милиции, который подошел и попросил найти человека, который взял бы на себя похищение избирательных протоколов. Он обещал заплатить любую сумму денег, называл 50 тысяч долларов и больше. Потом от него пришел Виктор Русин — первый заместитель начальника УМВД — и начал «сбивать» цену до 10 тысяч. Говорил, что за то ничего не будет, он это обещает. То есть имел в виду, что тому человеку, который возьмет на себя преступление, наказание будет небольшое — может, год, может, два года тюрьмы, а то и вообще условный срок.
Со временем, когда ранее судимый Пиричак согласился взять на себя преступление, Русин принес мне 10 тыс. долл. США, которые я передал посреднику Юрию. Русин и Варцаба были в этом очень заинтересованы…».
С найденным козлом отпущения повели себя не по-джентельменски: вместо 10 тысяч заплатили семь тыс. долл., остальное присвоили посредники. Сам Пиричак после задержания и «признания» в краже протоколов столь неубедительно играл свою роль, что следователь Генпрокуратуры даже отказался предъявлять ему обвинение.
После этого в Мукачевском горотделе произошел вообще анекдотический случай. Как утверждают материалы, переданные в суд, В.Русин вызвал к себе из изолятора Пиричака и прямым текстом спросил, почему тот так слабо отрабатывает деньги. Задержанный, не подозревая, что его роль «писалась» милицейским руководством, стал все пылко отрицать.
Тогда первый заместитель начальника милиции в его присутствии позвонил по телефону Паульо и потребовал объяснений, почему тот не отдал Пиричаку деньги. В конце концов все стало на свои места, и задержанный пообещал вести себя более убедительно.
И Дерновой, и Паульо, и Пиричак все свои показания подтвердили во время очных ставок с Русином, а также на воспроизведении обстоятельств преступления. Показания последних двух подтверждают и распечатки телефонных операторов, свидетельствующие, что во время разговора Русина с Пиричаком в Мукачевском горотделе милиции первый заместитель начальника действительно звонил по телефону В.Паульо.
Впрочем, буквально за неделю до назначения В.Русина начальником ГУМВД Мукачевский горрайсуд… закрыл уголовное дело относительно него из-за отсутствия состава преступления. Сейчас областная прокуратура изучает законность этого решения, но маловероятно, что нынешний начальник милиции действительно будет осужден — правоохранительные органы и правосудие неоднократно демонстрировали тонкое понимание политической целесообразности.
Таким образом, Закарпатье получило начальника милиции, обвиняемого в серьезных должностных преступлениях, дело которого все еще находится на стадии судебного разбирательства. Такой факт едва ли раньше был в истории Украины (да и не только Украины).
Самое интересное, что уголовное преследование В.Русина не связано с отстаиванием им интересов Партии регионов. Эта политическая сила вообще не была причастна к выборам мэра Мукачева. Причину этого кадрового назначения следует искать в давних связях нынешнего начальника ГУМВД с близкими родственниками представителей Закарпатья в Конституционном суде. Новая власть к пожеланиям этого судебного органа перед рассмотрением вопроса о конституционности новой коалиции относится очень внимательно. Тем более, если речь идет о такой «мелочи», как должность начальника милиции в какой-то из западных областей.
Представляя В.Русина личному составу, первый заместитель министра МВД Сергей Черных сказал: «Этот человек работал на разных должностях и зарекомендовал себя с положительной стороны». После чего очертил приоритеты в работе закарпатской милиции — защита прав и свобод человека, улучшение работы по изобличению коррупции и должностных преступлений, особенно среди должностных лиц, работников правоохранительных и контрольных органов…» Здесь, как говорят, без комментариев.
Владимир Мртин, Ужгород, ЗН
Tweet