Место смерти Тамерлана
На городище Отрар за сорок лет работы археологи сделали немало интереснейших находок. Теперь стоит вопрос об их сохранении
Городище Отрар. Слои IX–XII веков. Этот период считается «золотым» для городов Южного Казахстана. Отрар в то время занимал территорию в 200 га, которая была тесно застроена домами, сгруппированными в кварталы-блоки. Фото автора
Мечты о забытом городе
«Признавайся, Отрар хочешь увидеть?» — спросил меня начальник Туркестанской археологической экспедиции Ербулат Смагулов. Еще бы! Побывать в мертвом городе Отрар было моей мечтой еще со студенческой скамьи. И вот, наконец представилась возможность. Я пришла в такой восторг, что в ответ на слова Ербулата смогла лишь радостно закивать головой. Впереди было удивительное путешествие, ведь ехала я не простой туристкой: меня должны были встретить коллеги — казахские археологи, которые знали об Отраре все и готовы были поделиться со мной историями и легендами, которые окутывают этот археологический памятник возрастом в две тысячи лет.
Остатки города (городище) Отрар находятся на юге Казахстана, при впадении реки Арысь в Сырдарью у села Талапты. Это чуть больше двухсот километров к северу от границы с Узбекистаном. И вот я еду по шоссе на Чимкент… Позади уже остался городок Туркестан с его цветущими улицами и могучий хребет Каратау, словно заботливый отец охраняет этот край от юго-восточных ветров. Уже мелькают стада верблюдов — мы подъезжаем к границе пустыни Кызылкум. А по сторонам то тут, то там видны остатки древних городищ. Много веков назад здесь проходила одна из веток Великого шелкового пути, вокруг которой кипела жизнь: из Азии на Запад шли торговые караваны, а в оазисах журчала вода и цвели сады.
Я долгое время занималась исследованием восточных шелков, привезенных в Средние века на территорию Юго-Западной Руси, и поэтому никак не могла отделаться от мысли, что, возможно, неизвестные купцы, товар которых стал объектом моего научного интереса, точно так же, как и я, на своем пути не миновали Отрара… С V по XIII века город действительно был важным торговым пунктом на пути из Ирана и Средней Азиив Сибирь, Монголию и Китай. Но Отрару принадлежали не только материальные, но и духовные сокровища. Например, здесь родился знаменитый философ Востока Абу Наср аль-Фараби (Abū Naşr Muhammad al-Fārābi, ок. 870–950), прославившийся своими комментариями к сочинениям Аристотеля (Ἀριστοτέλης, 384–322 до н.э.) и Платона(Πλάτων, 428–347), а также трактатами об идеальном городе, которым должен управлять имам, обладающий и духовной, и политической властью.
Раскопки у крепостных ворот Отрара. Считается, что в цитадели (шахристане) Отрара было трое ворот, от которых почти ничего не осталось, как и от большинства других домонгольских построек. Полагают, что стена цитадели была укреплена несколькими башнями. Фото автора
За храбрость и вероломство
Представление об Отраре домонгольского времени, когда город входил в состав Хорезма, дают труды персидского историка Джувейни (Ala’iddin Ata-Malik Juvayni, 1226–1283). По его словам, в городе находился 60-тысячный гарнизон, размещенный в шахристане (цитадели) и рабадах (фортах), окруженных крепкими стенами.
Город располагался на искусственной возвышенности и занимал площадь в 200 га. Однако находки того времени археологам попадаются нечасто. Дело в том, что Отрар в 1219 году был осажден и разрушен монгольской армией под командованием старшего сына Чингисхана (Чингис хаан, 1155–1227) — Джучи (Зүчи, ок. 1184–ок. 1227).
Как пишет знаменитый арабский историк того времени Ибн аль-Асира (Abu al-Hassan Ali ibn Muhammad ibn Muhammad, 1160–1233), причиной столь печальной судьбы отрарцев послужило вероломство их правителя. Когда Чингисхан собрался в очередной военный поход, он отправил в Бухару и Самарканд партию купцов-послов «с большим запасом серебра, бобров и других вещей […] чтобы купить для него материи на одежду», а заодно и разузнать о возможности военного союза с Хорезмом. Однако, когда люди Чингиса достигли Отрара, наместник хорезмшаха Мухаммеда II (Alā al-Dīn Muhammad, 1169–1220) по приказу своего повелителя убил «неверных», а товар отвез в столицу — Гургандж (Старый Ургенч).
Убийство послов — преступление, за которое Чингисхан не прощал никого и никогда. Осада Отрара продолжалась несколько месяцев. И нет сомнения, что монголы рано или поздно смогли бы взять город самостоятельно, но задачу им облегчил предатель, открывший городские ворота. Отрарцы были жестоко наказаны и за свое вероломство, и за мужество, проявленное при осаде. Как сообщают персидские хроники, город разрушили, а его жителей поголовно истребили.
Правда, в последнее время некоторые историки обращают внимание на то, что рассказы о кровожадности Чингиса не подтверждаются данными археологии. Так, по мнению Кайрата Бегалина, автора книги «Ханы Золотой Орды» (Алма-Ата, 2007), сухая среднеазиатская почва должна была сохранить хоть какие-то останки сотен тысяч жертв, якобы уничтоженных пришельцами с Востока. Но по сей день их так и не удалось найти. Вполне возможно, что сведения о реках крови, проливаемых Темучином, были всего лишь результатом умелой пропаганды монгольских специалистов по «связям с общественностью», в задачу которых входило запугать население еще не покоренных их повелителем земель.
Последний дворец Тимура
Однако Отрар возродился. В XIV веке он вошел в состав державы Тимура Тамерлана (Tīmūr-e Lang, 1336–1405). В январе 1405 года Железный Хромец приехал в Отрар и обосновался в одном из его дворцов — Бардибеке. Увы, пока этот легендарный дворец так и не найден археологами. Но ведь и раскопки в Отраре еще не окончены. Пройдет время, и, надеюсь, нам откроется зал приемов (куриншихана), в котором Тамерлан принимал своего «блудного сына» — мятежного Тохтамыша (Туктамыш хан, ?–1406), скитавшегося в половецких степях после поражения, нанесенного ему ханом Золотой Орды Темиром-Кутлуем (конец XVI — первая половина XV веков).
Остатки соборной мечети Отрара. Считается, что эта мечеть была возведена по велению Тимура Тамерлана в конце XIV века. Однако некоторые археологи полагают, что строилась она не на голом месте, а над мечетью, построенной на четыреста лет раньше. Фото автора
На 1405 год Тимур задумал большой поход в Китай, но покинуть Отрар ему было не суждено — 18 февраля он умер. С большими предосторожностями и тайно (под видом мертвой принцессы) тело великого и грозного Амира Тимура перевезли в его столицу — Самарканд, где и погребли. С этого момента начинается таинственная история, связанная с проклятием, которое великий завоеватель наложил на свою гробницу. Т
имур якобы пообещал насылать чудовищные беды на каждого, кто нарушит его покой. Долгое время охотников испытать судьбу не находилось. Но в 1747 году иранский правитель Надиршах забрал с собой из мавзолея Тимура нефритовый надгробный камень. В этот же день в Иране произошло сильнейшее землетрясение. Через несколько дней оно повторилось — и камень вернули обратно. Следующими искусителями судьбы стали советские археологи. 21 июня 1941 года экспедиция знаменитого антрополога Михаила Герасимова (1907–1970) вскрыла склеп Тамерлана…
Что было потом — известно всем. «Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные», — так говорилось в книге, которую показали участнику экспедиции Малику Каюмову загадочные старцы, встреченные им в чайхане. О существовании древнего пророчества свидетельствуют и другие исторические источники. В октябре 1942 года Герасимов даже встретился с маршалом Георгием Жуковым (1896–1974), чтобы рассказать ему об этой истории и предложить вернуть прах Тамерлана в гробницу. 20 ноября останки великого завоевателя обрели покой, как раз накануне перелома в Сталинградской битве…
Глиняное богатство
Отрар просуществовал до начала XIX века. Затем люди ушли оттуда из-за нехватки воды, а город занесли пески. Неискушенному в археологии путешественнику картина сначала может показаться довольно унылой: заросшие травой руины, высохшие поля, пересекаемые остатками некогда глубоких оросительных каналов…
Но это только на первый взгляд. Археологи, добравшиеся до этих мест в 1969 году, уже раскопали массу интересного: городские кварталы, мечеть и дворец конца XIV века, баню, которой 700 лет, и кирпичную мастерскую. Благодаряя их стараниям мы можем представить себе быт отрарцев. Магистральные улицы города вели к трем воротам, рассекая массивы тесно пристроенных друг к другу домов. Дома были трех- или двухкомнатными, рассчитанными на одну семью. Площадь комнат обычно составляла около 25 м² (совсем не плохо и по нынешним временам). По стенам размещались возвышения (0,4 м) — суфы, на которые садились или стелили постель. В центре комнат находились напольные открытые очаги.
Надо ли говорить, насколько важно все это богатство сохранить? Спавшие под толщей глины и песка архитектурные кирпично-глиняные строения Отрара сразу же после раскопок стали подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды: резко континентальный климат с его резкими колебаниями температур в пределах –20 до 40 °C и сильными ветрами ведет к эрозии, которая может быстро уничтожить этот уникальный памятник.
Для предотвращения подобных последствий ЮНЕСКО, Казахстаном и Японией в течение трех лет (2001–2004) осуществлялся совместный проект под названием «Консервация и сохранение древнего города Отрар». А с 2004 года в Казахстане действует государственная программа «Возрождение древнего Отрара». Ее итогом должно стать создание археологического музея под открытым небом. Несколько лет назад я руководила консервационными работами в Археологической экспедиции «Цитадель» в Херсонесе Таврическом, поэтому хорошо представляю себе возможные проблемы казахских коллег в крайне тяжелом деле строительной консервации.
Средневековая баня — настоящая гордость Отрара. Но не меньшее восхищение у меня вызвало и качество работ казахстанских специалистов по ее консервации. Увы, в Украине подобное пока невозможно — отсутствует необходимое финансирование. Фото автора
Уже при подъезде к городу я увидела необычное строение, вполне органично вписывающееся в местный пейзаж. Один из моих уважаемых гидов — Нургали Имажанов (архитектор-консерватор) — любезно предложил мне пройти к заинтересовавшему меня объекту. Несколько минут — и я уже с увлечением рассматриваю средневековую баню, которую покрывает специальный навес: современное сооружение, защищающее бесценное строение от всех капризов природы. Баней нельзя было не восхититься: в плане она имела крестовидную форму, в центре находилась массажная, а вокруг нее — помещения для мытья и для отдыха, которые отапливались при помощи проложенных под полом каналов с теплым воздухом.
Непростая судьба у мавзолеев
Рядом с древним Отраром находится мавзолей исламского мистика Арыстан-бабы, который, по легенде, был современником Магомета и прожил 800 лет, проповедуясуфийскую мудрость. О строительстве его усыпальницы существует следующая легенда. В конце XIV века в городе Туркестане по распоряжению Тимура Тамерлана началось строительство мавзолея над могилой мусульманского святого Ходжи Ахмеда Яссави (Қожа Ахмет Яссауи, 1103–1166) — небесного покровителя Тимура.
Однако все попытки возвести стены терпели неудачу: когда строители завершали работу, неизвестно откуда появлялся зеленый бык, разрушавший не успевшую затвердеть кладку. Многие мудрецы думали и гадали, что же это могло значить, пока Тимуру во сне не явился сам Ходжа Ахмет и не сказал, что мавзолей в первую очередь нужно строить не ему, а его учителю — Арыстан-бабе, который завершил свой жизненный путь недалеко от Отрара. Что Тимур и сделал.
Судьба мавзолея не была легкой: его «биографию» мерят несколько кардинальных перестроек. Сегодня от постройки XIV века сохранились лишь резные деревянные колонны айвана (террасы): мавзолей был разрушен во время землетрясения примерно 300 лет назад. В XVIII веке усыпальницу восстановили, украсив двумя куполами, но уже спустя столетие она пришла в абсолютную ветхость. Как гласит надпись на одном из ее фризов, новые реставрационные работы там проводились в 1909 году.
Но и на этом проблемы не закончились: спустя шестьдесят два года, грунтовые воды начали размывать фундамент мавзолея, и для предотвращения возможного разрушения постройки пришлось проводить еще один цикл восстановительных работ. Сегодня мавзолей выглядит так: в центре располагается зал с гробницей святого, к которому пристроено в виде левого крыла помещение, где могут жить последователи учения Арыстан-бабы, а правым крылом служит мечеть. Оба крыла объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным углублением в центре, перекрытым стрельчатым сводом. Паломники и туристы всегда с удовольствием посещают это место.
Мавзолей Арыстан-бабы. Гурхана (усыпальница) мавзолея перекрыта двумя высокими куполами. В первом помещении гурханы установлено огромное надгробие самого учителя, во втором — расположены усыпальницы его учеников и последователей. Фото автора
…Этой зимой, когда за окном намело полутораметровые сугробы, я вспоминала Отрар — жемчужину на окраине пустыни. Мое воображение вновь рисовало нескончаемые караваны, выплывающие из дымки далекой Азии. Но сколь выпуклыми стали эти образы после того, как я наконец-то прикоснулась к Отрару!
Татьяна Крупа, Телеграф «Вокруг Света»
Tweet