Геополитические мытарства «патриарха» Филарета

На протяжении долгих лет, минувших с падения СССР, бывший советский пропагандист и по совместительству — митрополит Филарет (Денисенко), а ныне небезызвестный гражданин Украины Михаил Антонович Денисенко был занят решением сложного вопроса. Что делать, если у тебя есть миллионные заграничные счета, поддержка государства и все атрибуты патриаршей власти (включая белый куколь с ангелочками на голове), но общеправославного признания нет? Ответ нашелся единственный: нужно создать видимость такого признания. С помощью политиков или таких же аферистов-раскольников.

Отлучен от всей Вселенской Церкви…

Вернемся на 14 лет назад. Именно тогда, в 1992 году и возникла организация УПЦ (Киевский патриархат). Эту «церковь» создал и возглавил бывший киевский экзарх Филарет (Денисенко). Почему бывший? Потому, что в том же 1992-м украинские епископы на Харьковском Архиерейском Соборе сняли Филарета с должности предстоятеля Украинской православной церкви и за преступления перед Церковью запретили священнослужение. Это решение, кстати, признали Предстоятели всех Православных Церквей мира, а также Римско-католическая церковь.

Справка «УК». Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко).

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным Деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что «в случае продолжения… бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование».

Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти – лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.

Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом…

3. Освященный Архиерейский Собор, радея о заблудших, вовлеченных в раскол бывшим монахом Филаретом, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение в молитвах, о том, что, по святым канонам, и они, в случае если не прервут такового общения, подлежат отлучению от Церкви. В 88-м правиле святитель Василий Великий, обращаясь к запрещенному им в служении пресвитеру Григорию, предостерегает: «Аще же, не исправив себе, дерзнеши коснуться священнодействия, то будеши анафема пред всем народом, и приемлющии тебе будут отлучены от всей Церкви».

4. Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных Православных Церквей о состоявшемся отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко)».

Константинопольское холуйство

Что оставалось делать Филарету после анафемы? Само правильное – покаяться в грехах и уйти в затвор. Но честолюбивый Денисенко, привыкший быть на первых ролях, пошел другим путем. Стал захватывать приходы и прочие владения для своих расстриженных «священников». А потом придумал миф о «канонической подотчетности» «Киевского патриархата» Константинополю. Мол, в давние времена Москва выкупила у изнемогающей от турецкого ига Константинопольской церкви права на Киевскую митрополию. Экс-марксист Филарет признал акт «купли-продажи» незаконным и начал посылать гонцов «в турецкий плен» к Вселенскому патриарху Варфоломею І с предложением вернуть Киев «взад».

Кстати, Варфоломей заинтересовался «товаром» Филарета. Однако Украина его привлекает совсем по другим причинам. Да и сам Филарет, честно говоря, ему был глубоко до «паникадила»! Во-первых, Варфоломей готов принять был бы принять «Киевский патриархат» под свою юрисдикцию потому, что его резиденция в Фанаре (Турция) превратилась в настоящую тюрьму. Турки периодически совершают нападения на патриархию. Гляди – неровен час и очередная атака станет фатальной.

Во-вторых, Варфоломею чисто конкретно обидно, что он, носящий громкий титул Вселенского патриарха, на сегодняшний день имеет, наверное, наименьшую православную паству в мире. Отчего бы «на шару» не расширить свою церковь? Тем более, если почти каждый месяц, к нему в кабинет приезжают важные посыльные от Филарета (в том числе политики, депутаты и госчиновники) и бьют поклоны с просьбой перейти под «константинопольский омофор».

Но, как бы не хотела лиса съесть виноград, его все равно не достать. Потому что любое поползновение Варфоломея в сторону Украины, где есть каноническая Украинская православная церковь, закончиться для него «анафемой». Таковы правила Вселенских Соборов.

США: приходы и расходы

Пытался получить международное признание Филарет и с помощью мамонны – за деньги. В начале 90-х Денисенко, являясь украинским экзархом, успел взять под свой контроль церковную казну тогда еще Украинского экзархата Русской православной церкви. Эти деньги были переведены на банковские счета в США и Гонконг. Всего сумма составила около 350 миллионов американских долларов!

С помощью этих средств филаретовская «братва» начала пропагандировать среди американских украинцев-православных, волей судьбы оказавшихся в США, идею «независимой украинской церкви», главой которой якобы был Филарет. Агитаторы «Киевского патриархата» призывали прихожан «Украинской православной церкви США» (есть такая конфессия, возникшая в 20-х годах прошлого века) вступать в ряды «ридной православной церкви». Истосковавшиеся по Родине эмигранты, не вникая в суть церковных конфликтов в самой Украине, начали подтягиваться к «Киевскому патриархату».

Но в 2005 году их пыл остыл и паломничество американцев в корпорацию «Киевский патриархат» резко застопорилось. Причиной стал скандал вокруг зарубежных счетов Филарета. Оказалось, что поверенные Денисенко вербовали лишенных сана греко-католических священников, ставили тех во главе общин и тихой сапой захватывали церкви «братской» УПЦ-США. (Естественно, все это делалось за спиной американцев). Кроме того, оплачивались услуги адвокатов, которые помогали украинскому раскольнику получить американскую недвижимость, оцениваемой в 700 тысяч долларов. В итоге, Филарету в США «янки» сказали: «Гоу хоум!..»

Полный грузинский «аминь»…

В начале прошлого года и по февраль 2006-го канцелярия Филарета вносила изменения в геополитический курс «Киевского патриархата». Он как-то «случайно» совпал с международными предпочтениями Президента Виктора Ющенко.

Первая постреволюционная радость Михаила Антоновича дошла до нас из эфира «самых честных новостей» 5-го телеканала. В двадцатых числах января жители Украины узнали, что прибывшая на празднование Дня Соборности Украины грузинская делегация в составе заместителя главы комитета международных связей парламента Грузии Левана Дучидзе, омбудсмена Грузии Созара Субари, директора Центра религиозных исследований Владимира Гогашвили, епископа Грузинской Православной Церкви Христофора и протоиерея ГПЦ Василия Кобахидзе провела ряд мероприятий совместно с «патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом». Во-первых, основали в нововосстановленном властями храме Рождества Христова грузинский приход, куда Филарет рукоположил настоятеля – некоего Николая Инасаридзе. Во-вторых, побывали на приеме в честь 77-летия «патриарха Филарета», коему было вручено письменное поздравление от президента Грузии Михаила Саакашвили (алаверды Филарет наградил Дучидзе и Субари церковными орденами). И, в-третьих, провели всевозможные пресс-конференции и телеэфиры, в которых заявили о начале выхода «Киевского патриархата» из «искусственно созданной Москвой изоляции» и об официальном признании в ближайшем будущем УПЦ-КП Грузинской Православной Церковью.

Конечно, не искушенные в церковных вопросах телезрители не догадывались, что перед ними разыгрывают очередной маскарад. Не знали они и того, что в ходе упомянутых событий в митрополию канонической Украинской Православной Церкви пришло письмо из канцелярии Грузинской Православной Церкви, где, в частности, говорилось: «Из грузинских СМИ нам стало известно, что для участия в праздничных мероприятиях в город Киев также прибыли епископ Христофор (Цамалаидзе) и протоиерей Василий Кобахидзе, которые выступают от имени Грузинской Православной Церкви. По этому поводу Грузинская Патриархия заявляет – епископ Христофор (Цамалаидзе) и протоиерей Василий Кобахидзе за грубые и неоднократные нарушения, по решению Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в течение последних лет находятся в запрещении священнослужения; соответственно, действия вышеуказанных лиц являются самовольными и неканоническими.

Грузинская Патриархия извещает грузинскую общину в Украине, что открывшийся грузинский приход в Киеве состоит в юрисдикции УПЦ Киевского Патриархата, которая не признана ни одной Автокефальной Православной Церковью; соответственно, никакого отношения она не имеет и с Грузинской Православной Церковью; что касается служителя этого храма, новорукоположенного «священника» Николая Инасаридзе, совершаемые им священнослужения также являются неканоничными».

Естественно, это сообщение Грузинской Православной Церкви не оглашалось ни в эфире «самых честных новостей», ни вообще где-либо на просторах «свободного, демократического» украинского телепространства. И посему мы стали свидетелями довольно небезобидной клоунады с участием высокопоставленных лиц и привлечением лживой телевизионной манипуляции.

…и латвийский «привет»

Зато Михаилу Антоновичу представление понравилось, и он продолжил успешно начатую линию. К великой печали выдающегося расколоучителя, самостоятельные церковные юрисдикции существуют далеко не во всех постсоветских государствах. А посему и шельмовать их при помощи раскольников и самозванцев не представляется возможным. Поэтому на сей раз «мировое значение» «патриарха всея Руси-Украины» должен был подчеркнуть довольно скромный одинокий визит спикера Латвийского Сейма Ингриды Удре. Как сообщал печатный орган самозваного «патриарха», «предстоятель УПЦ КП рассказал о современном состоянии православия в Украине, существующих проблемах и возможных путях их преодоления, о государственно-церковных и межконфессиональных отношениях в Украине. Латвийская епархия была первой, которой «патриарх Филарет» руководил после рукоположения в архиереи. В свою очередь Ингрида Удре рассказала о религиозной ситуации в Латвии, о прошедших в этой стране изменениях после восстановления государственной независимости и недавнего вхождения в Европейский Союз».

Таким образом, можно констатировать, что в ходе своих скитаний в поисках признания Михаил Антонович Денисенко изобрел довольно странный суррогат церковного общения и канонической легитимности – публичные контакты с представителями постсоветских государств, недружественно относящихся к Москве. При этом, государственные лица Грузии и Латвии, из политической конъюнктуры поддерживающие раскольников-самозванцев, делают это на чужой территории. Потому что в отличие от нашего «космополитического» руководства, понимают, что «гадить» там, где живешь, не следует.

Платон Романов, специально для «УК»

Читайте также: