Кому принадлежит «Интер» (Валерий Хорошковский тут ни при чем)

Месяц назад газета «Коммерсантъ-Украина» опубликовала статью, ставшую поводом для судебного иска против издания. В ней шла речь о смене владельца контрольного пакета акций телеканала «Интер» – одного из мощнейших украинских медиа-ресурсов. Если верить написанному, то Интер должен принадлежать двум украинскими бизнесменам Дмитрию Фирташу (совладельцу РосУкрЭнерго) и Виталию Гайдуку (совладельцу корпорации ИСД), которые купили 61% его акций у российского толстосума Александра Абрамова (владелец металлургической компании «Евразхолдинг»), заплатив за них внушительную сумму – $600 млн. Источники Коммерсанта, к сожалению, остались неизвестными.

Эта публикация не могла не задеть за живое «истинного» владельца Интера – другого представителя отечественной бизнес-элиты Валерия Хорошковского. Принадлежащая ему компания «Украинский Медиа-Проект» поспешила в суде опровергнуть написанное и потребовать от ответчика (Коммерсанта) возмещения морального ущерба в размере одной гривны.

К иску был приобщен реестр акционеров АОЗТ «Украинская независимая ТВ-корпорация» (УНТК, вещает под брендом «Интер») по состоянию на 9 августа, в котором указано, что 61% акций компании принадлежит не кому иному как ООО «Украинский Медиа-Проект». В иске говорится, что г-н Абрамов к украинскому телеканалу никакого отношения не имеет, и черным по белому написано, что УНТК «находится под контролем гражданина Украины Валерия Хорошковского». Это якобы подтверждено заключением фирмы «Ernst & Young», проводившей международный аудит «Интера». Раз «Ernst & Young» об этом говорят, то это, очевидно, так и есть. Но ключевое слово в выводе аудитора – «контролирует». То есть, не владеет.

Древо собственности «Интера» своими корнями глубоко уходит в кипрские оффшоры. В частности, владельцем «Украинский Медиа-Проект», согласно его уставу, является кипрская компания «U.A. INTER MEDIA GROUP LIMITED». Ею, в свою очередь, владеет «K.H. MEDIA LIMITED», а та принадлежит «K.H. STEEL INDUSTRY LIMITED».

Есть еще один оффшор – остров Belize. Там зарегистрирована компания, 1% акций которой владеет один местный житель, еще процентом обладает другой островитянин. А вот других акций этот оффшор так и не выпустил. И поэтому можно легко прийти к выводу, что «Интер» никогда не принадлежал Хорошковскому. Зачем ему все эти сложности – вопрос риторический. Но и на него есть ответ.

История со сменой собственника «Интера», начавшаяся в 2005 году, представляет собой тайну, покрытую мраком с элементами мистики. 22 июня, после внезапной двухнедельной болезни умер его основатель и владелец Игорь Плужников.

Еще будучи живым и здоровым, Плужников встретился с российским бизнесменом Константином Григоришиным. После нескольких раундов переговоров бизнесмены подписали так называемое «понятийное соглашение», согласно которому покупатель дал обещание продать Интер. Цена – $ 300 млн.

Григоришин давно присматривался к медиа-активам в Украине. Однако сумма оказалась достаточно великой для него. По некоторой версии Григоришин обратился за помощью к президенту российского холдинга «Евраз» Александру Абрамову. Поскольку этого бизнесмена украинское телевидение не интересовало вообще, он попросил Григоришина предъявить залог, под которой Абрамов согласится прокредитовать покупателя. И Григоришин пообещал, что в случае, если ему удастся купить принадлежащий в то время Виктору Пинчуку Никопольский завод ферросплавов, то Григоришин тут же перепродаст его Абрамову. И пока этого не случилось, в залоге будет Интер.

Абрамова это вполне могло заинтересовать, так как «Интер» – ликвидный актив. Однако, несмотря на то, что тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко активно возвращала НЗФ в госсобственность, Пинчук так и остался владельцем завода. Но к тому моменту Абрамов уже профинансировал покупку телеканала.

Правда, для этого ему понадобился гражданин Украины, так как по закону владеть контрольным пакетом канала в Украине и не быть при этом ее гражданином невозможно. И у Абрамова был такой человек – один из топ-менеджеров «Евраза» Валерий Хорошковский.

Теперь самое главное – почему Плужников, пообещав продать канал Григоришину, в итоге продал его Абрамову-Хорошковскому? И как он это сделал?

В свое время это очень заинтересовало депутата Верховной Рады Владимира Сивковича, который добился открытия Генпрокуратурой уголовного дела. По мнению Сивковича, сделка состоялась после смерти Плужникова.

Дело в том, что Плужников владел 51% акций «Интера» через свою компанию «Деловой мир», а через компанию «Пегас-ТВ» 10% акций владела жена – Светлана Плужникова. Каким-то образом в руках адвоката Сергея Созановского оказалась нотариально заверенная доверенность от Плужникова на продажу 61% акций. Сделка оформлялась на Кипре, когда Плужникова уже не было в живых. А кто оказался покупателем, не знает толком никто.

Генпрокуратура могла бы произвести графологическую экспертизу, чтобы выяснить, подписывал ли Плужников доверенность или нет. Но в ходе следствия выяснилось, что в день подписания доверенности Плужников находился фактически на смертном одре, и никто к нему не приходил – ни нотариус, ни Созановский. И дело почему-то было закрыто по приказу тогдашнего Генпрокурора Святослава Пискуна. Затем Хорошковский был назначен главой наблюдательного совета «Интера», а Созановский – главой правления. Причем если какое-то право собственности у Хорошковского и было, то оно тоже носило странный характер – Абрамов оформил сделку на своего подчиненного.

Хорошковский остается руководителем «Интера» до сих. И если верна информация «Коммерсанта», Фирташ и Гайдук просто оставили его в качестве фронт-мена канала.

Однако история с «Интером» далеко не первая, в которой засветился Валерий Иванович. Зачастую, тот бизнес, который оказывался чрезвычайно удачным для Хорошковского, по какой-то роковой случайности, заканчивался плачевно для многих его партнеров. Достаточно вспомнить смерть в тюрьме Виктора Удовенко, одного из основателей и руководителей компании «Союз-Виктан». А Хорошковский перед этим стал владельцем компании.

В октябре 2002 года при загадочных обстоятельствах ушел из жизни бизнес-партнер Хорошковского по информационному агентству «Українські новини» Михаил Коломиец. Согласно официальной версии он покончил с собой. Хорошковский стал собственником половины информагентства за два месяца до этих событий, а после смерти партнера заплатил его матери то ли 10, то ли 15 тысяч долларов при стоимости агентства в несколько сот тысяч.

В российском «Евразхолдинге» Хорошковский занял место погибшего под лопастями вертолета старшего вице-президента компании Андрея Севенюка. И, наконец, Плужников… Безусловно, все эти события, свидетельствуют о роковой случайности. И было бы безумием связывать четыре смерти с Хорошковским. Но его персона в свете этих трагических случайностей становится сильной приманкой для наблюдателей.

В остальном переход из бизнеса в бизнес у Хорошковского протекал тихо. Это же касается и политики. Все было настолько тихо, что недолгая его работа в Совете и нацбезопасности и обороны не оставила в истории никакого следа. Однако это вовсе не означает, что это финиш. Хорошковский слишком молод, чтобы останавливаться.

Сергей Магдеев

You may also like...