Война фавелам, мир футболу. Полиция Рио воюет с криминалом
В преддверии чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр 2016 года власти Бразилии расчищают трущобы Рио-де-Жанейро от банд наркоторговцев.
Пять лет Леонардо Бенто лелеял мечту отомстить за смерть брата, застреленного полицейским. Услышав, что новое «миротворческое» подразделение полиции открыло в трущобном районе «Город Бога» бесплатную секцию карате, Леонардо Бенто сразу записался в нее. Он надеялся, что ему удастся хотя бы избить полицейского-тренера по карате.
К удивлению самого Бенто, тренер Эдуардо да Силва сумел завоевать его уважение. «Я увидел, что полицейский — это тоже человек», — признается 22-летний Леонардо Бенто.
После долгих лет раздора в самых опасных трущобах Рио наступает оттепель. В преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет здесь в 2014 году, и Олимпийских игр-2016 года власти Рио стремятся навести порядок в фавелах (трущобах), где до того безраздельно хозяйничали банды наркоторговцев.
Основная роль в планах властей отводится полицейским-миротворцам, которые приходят в криминальные районы сразу после того, как военная полиция заканчивает операции по их зачистке. Такие операции зачастую выливаются в кровопролитные уличные сражения, длящиеся неделями. Задача миротворцев — завоевать доверие запуганных обитателей трущоб, десятилетиями живших в постоянном страхе.
Район «Город Бога», кровавое прошлое которого запечатлено в снятом в 2002 году одноименном фильме, несколько десятилетий считался настолько опасным, что полиция редко отваживалась заходить в него.
Теперь можно надеяться, что эти времена навсегда ушли в прошлое. Жизнь возвращается на улицы «Города Бога».
Однако 120 тысяч жителей района еще не до конца привыкли к тому, что расквартированные в этом районе 315 полицейских для них больше не враги.
Многие опасаются и того, что после проведения Олимпийских игр полицейские вновь покинут район.
«Нам тут никто не симпатизирует, — говорит полицейский Луис Пизарро, патрулировавший ночные улицы. — От этого легко озлобиться».
…Поздним вечером наряд полицейских патрулирует набережную маленькой речушки. В воздухе стоит вонь от гниющего мусора и отходов людей и животных. Семьи местных жителей собрались вокруг небольших костров. Женщины танцуют самбу, мужчины пьют кашасу. С полицейскими, продвигавшимися по аллее, усеянной бумажными обертками из-под порций кокаина и крэка, почти никто не здоровается.
«А вот и наше элитное подразделение», — язвительно бросает вслед полицейским один из местных жителей.
Такое враждебное отношение неудивительно. На протяжении десятков лет правительство уклонялось от ответственности за уровень жизни в трущобах, и по мере того как здесь росло количество криминальных банд и увеличивался их арсенал, попытки полиции вмешиваться в дела обитателей этих кварталов все чаще наталкивались на вооруженное сопротивление. При этом местные жители презирали полицию, бросившую их на произвол бандитов и отличавшуюся изрядной жестокостью.
Городское хозяйство в этих районах приходило в негодность, врачи избегали появляться в них.
«Никому не хватало смелости взять ситуацию в трущобах под свой контроль, — говорит Жозе Мариано Белтраме, секретарь Рио-де-Жанейро по общественной безопасности. — Люди предпочитали закрывать на проблему глаза».
Жертвами первых рейдов, проведенных полицией в «Городе Бога» в 2008 году, стали как минимум восемь человек. По мере того как полиция наводит порядок в других районах, вооруженные столкновения вспыхивают все чаще. На сегодняшний день полиции удалось создать 12 «миротворческих» постов, обеспечивающих порядок в 35 кварталах. Но в планах Жозе Белтраме — создание к 2014 году аналогичных постов в 160 кварталах.
…Пока отряд полиции патрулирует улицы квартала Рочинха, мимо идет группа из нескольких десятков мужчин, даже не пытающихся спрятать винтовки и автоматы. Один из них держит в руках базуку.
Многие главари банд из кварталов, где порядок уже удалось навести, перебрались в соседние. Жозе Белтраме говорит, что требуется «комплексная операция», и не исключает возможность новых жертв.
Тем не менее опережающая на сегодняшний день всех своих соперников кандидат в президенты Бразилии Дилма Руссефф обещает распространить опробованный в Рио-де-Жанейро подход и на другие города. Необходимые для осуществления этого плана миллионы долларов готовы предоставить такие спонсоры, как «Кока-Кола» и известный бразильский предприниматель-миллиардер Эйке Батишта.
Жозе Белтраме называет своей первоочередной задачей не столько пресечение наркоторговли, сколько зачистку города от оружия. Кроме того, его усилия направлены на снижение коррупции среди полицейских.
Некоторые их верховодивших в «Городе Бога» главарей банд наркоторговцев сегодня находятся в бегах, другие арестованы или убиты. Многие местные жители жалуются, что оказались между двух огней: полицией и бандитами.
«Я боюсь даже здороваться с полицейскими», — признается Беатриз Соареш, опасающаяся мести со стороны наркоторговцев.
Члены ее семьи также напуганы. Она рассказала, что когда на днях в их дверь постучался полицейский, ее трехлетний сын спросил, собирается ли тот его убить.
И все же присутствие полиции, безусловно, изменило жизнь обитателей «Города Бога» к лучшему. Увеличилось количество детей, посещающих школу, начались работы по очистке переполненной отходами реки, а мусор теперь вывозится три раза в неделю.
Со времени начала полицейской операции в «Городе Бога» было произведено более 200 арестов, а преступность снизилась: в прошлом году в районе было совершено 6 убийств, в то время как в 2008 году их было 34.
Большинство местных жителей приветствуют перемены, хотя некоторые и вздыхают по утраченному, по их словам, духу свободомыслия, отличавшему этот район прежде.
В прошлом местные банды нередко спонсировали проведение вечеринок, на которых открыто продавались наркотики. Сегодня полиция строго следит, чтобы несовершеннолетние участники вечеринок не употребляли алкоголь, и подвергает цензуре женоненавистнические тексты исполняемых на них бандитских песенок.
Некоторые полицейские вместо патрулирования улиц занимаются преподаванием английского языка и музыки. Полицейский да Силва говорит, что понимает опасения местных жителей: «Они не могут разом позабыть прошлое. Все, что я могу сделать, это всегда быть готовым прийти им на помощь».
Да Силва приходит в «Город Бога» без оружия и бронежилета. «Мир невозможно установить силой, — говорит он. — Можно заставить уважать себя, но доверия силой не добьешься».
Автор: Алексей Баррионуово
В подготовке материала принимала участие Мирна Домит
Tweet