Почему авто в Украине стоят в полтора раза дороже, чем в нормальных странах
Автопроизводители просят у государства поддержки, но выпускать украинские автомобили не собираются. Зато собираются еще долгие годы «ощипывать» граждан, получая сверхприбыли.
Во время конференции AutoPROm.ua 2011, состоявшейся в Киеве на прошлой неделе, случился небольшой казус. Докладчик, энергично защищавший позиции украинских автопроизводителей, между прочим отметил, что в Украине нет собственных автомобильных брендов. Эти случайно оброненные слова вызвали замешательство в президиуме и очень возмутили собственника компании «УкрАвто» (контролирует Запорожский автомобильный завод) Тариэла Васадзе. «Как нет? Ведь есть же…» — не согласился он с выступающим, имея в виду, очевидно, продукцию своего предприятия
Почти за 150 лет существования ЗАЗ не смог убедить в своей состоятельности не только заграничных потребителей, но и отечественных, куда менее привередливых. Хотя запорожские автомобили традиционно величают «народными», украинцы массово покупали и покупают их скорее из-за отсутствия выбора. Да и невысокие доходы — причина того, что население голосует кошельками в пользу доступных ему машин, пусть даже с жесткой подвеской, пластмассовым салоном и допотопным дизайном. Дешевизна — единственный козырь флагмана украинского автопрома, и расставаться с этим статусом заводу ой как не хочется.
История свидетельствует: как только у «Таврии», «Славуты» или иного изделия ЗАЗа появлялся бюджетный конкурент, тут же сыпались жалобы в высшие органы власти и призывы защитить «национального производителя». В 2001 году, напомним, под лоббистские санкции попали российские ВАЗы с объемом двигателя 1,5 л — на них ввели спецпошлины. Потом были попытки квотирования импорта легковушек, применения торговых надбавок… Вы тоже считаете, что лучше купить подержанную иномарку, чем только что сошедшее с конвейера детище отечественного автопрома? Получайте запрет на их ввоз.
Вот так, в тепличных условиях, ЗАЗ выпускал все новые и новые тавриеобразные модификации, пока не наступил 2008 год. В истории Украины произошло эпохальное событие: страна вступила во Всемирную торговую организацию. Однако отечественные автопроизводители этому не обрадовались, ведь в рамках международных договоренностей государству пришлось снизить ввозные пошлины на иномарки с 25 до 10%, и те тут же подешевели. А вскоре разразился кризис, и инкубаторный организм автопрома и вовсе захворал: выпуск легковушек в Украине сократился почти в пять раз!
Цена вопроса на колесах
Что же дальше? Прошло два года, а оправиться от экономических потрясений (в отличие, например, от чехов) нашим автостроителям так и не удалось. И, судя по всему, без кардинальных преобразований в отрасли уже не удастся. Понимая это, производители сформулировали и презентовали на вышеупомянутой конференции свое видение выхода украинского автопрома из затянувшейся депрессии. План рассчитан до 2020 года и уже получил поддержку отдельных чиновников Минэкономики и Минпромышленности, однако Минфин, умеющий считать деньги, пока с ним не согласен.
План, надо сказать, амбициозный. Согласно ему всего за девять лет производство легковых машин в Украине должно увеличиться в 12 раз, то есть ежегодно с заводских конвейеров должно сходить более миллиона авто! С такими темпами менее чем за двадцать лет в каждой украинской семье будет машина Made in Ukraine. Есть у предлагаемой программы и другие плюсы: создание 167 тыс. новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. И, конечно, сохранение за Украиной статуса страны с собственным автопроизводством.
Казалось бы, для успешной реализации этого проекта есть все. Рынок не насыщен: сегодня на каждую тысячу жителей Украины приходится всего 158 транспортных средств, тогда как в Европе — более 500. Многие же из тех авто, на которых ездят украинцы, давно требуют замены: среднестатистической легковушке в нашей стране уже исполнилось 18 лет. К тому же, поскольку доходы населения растут медленно, самыми востребованными будут оставаться бюджетные авто. Словом, для развития того же ЗАЗа имеются все условия, нужно только подтянуть качество и расширить ассортимент…
Однако отечественные автостроители вместо того, чтобы засучить рукава и приступить к выполнению ими же сочиненного плана, выставляют условия. В частности: повышение пошлин на импорт иномарок до 30%, обнуление налога на прибыль для предприятий отрасли, ликвидация НДС и ввозной пошлины на импорт оборудования для автостроения. Более того, государство должно еще и приплачивать им, компенсируя ставки по кредитам на организацию производства, а также отстегивая по 15 тыс. грн. за каждое новосозданное рабочее место. Иначе о миллионе авто придется забыть.
Стоит ли объяснять, что «хотелки» автопроизводителей выльются в круглую сумму для госказны — более 27 млрд. грн. За эти деньги можно купить три предприятия, равных по масштабу «Укртелекому»! Руководители автозаводов, конечно, уверяют, что вложения окупятся с лихвой — принесут государству более 136,2 млрд. грн. Но что им помешает сказать через девять лет: «Извините, не вышло…». Да и неудачу всегда можно будет списать на вторую волну кризиса, вступление в зону свободной торговли с ЕС (сейчас они видят в этом новую угрозу для отрасли, поскольку ввозные пошлины на часть иномарок будут вообще обнулены). Мало ли причин можно найти при желании?
Китайские автоклоны
Допустим, льгот отечественные автостроители все же добьются. Иномарки в этом случае подорожают примерно на треть и для многих станут недоступными. И потребитель будет вынужден покупать «украинское». Что же сможет предложить соотечественникам наш автопром, холимый и лелеемый государством?
Этот вопрос Weekly.ua адресовал Тариэлу Васадзе — пожалуй, самому настойчивому лоббисту льгот для производителей машин. Его ответ достаточно красноречив: «Нельзя же от ребенка сразу требовать того, что может большой человек. Сначала его нужно вырастить… Это не значит, что ЗАЗ станет такой (по-видимому, ведущей на рынке. — Weekly.ua) компанией. Придут BMW, Volkswagen, как это было в России. Там инвестируют в отрасль 22 мировых производителя».
То есть, даже получив льготы, завод продолжит выпускать клоны китайских и корейских машин под своим именем, а также осуществлять крупноузловую сборку Chevrolet, KIA или еще чего-нибудь. Ожидать собственного автомобиля от компании в ближайшие годы не стоит. Это подтвердил в своем недавнем интервью и вице-президент «УкрАвто» Олег Папашев: «Сегодня разработка конструкции (нового автомобиля с нуля. — Weekly.ua) будет стоить порядка $100 млн.
Кроме того, необходимо $1,5–2 млрд., чтобы организовать производство этого авто, создать станки, технологические линии. Вот когда мы будем получать такую прибыль, тогда ЗАЗ сможет думать о самостоятельном производстве». Сегодня заводу куда выгоднее покупать лицензии на выпуск авто за рубежом и «украинизировать» их. А поскольку разработки азиатов стоят гораздо дешевле передовых западных моделей, украинцев продолжат закармливать клонами Chery (по его образцу сделан ЗАЗ Forza) и Lanos («Сенс»), со временем, возможно, добавив к ним другие авто.
Придут ли в Украину мировые автогиганты — вопрос спорный. За годы независимости, как уже говорилось, автопроизводители получали немало различных льгот, однако серьезные инвесторы в стране так и не появились. Вспоминается разве что корейская Daewoo, основавшая СП с «АвтоЗАЗом». Однако этот союз просуществовал всего пять лет, и воспоминания иностранцев о разногласиях с соучредителями и убытках вряд ли можно назвать добрыми.
Автор: Олесь Гнатив, Weekly.ua
Tweet