Записки участкового педиатра. Часть 2: печальная реальность. Читать родителям!
Не секрет, что педиатры – самые бесправные работники в медицине. Они только должны, у них только обязанности, а из прав – судите сами. Предлагаю вашему вниманию раздел «Права» из «Должностной инструкции участкового врача – педиатра» с моими комментариями.
(Начало читайте здесь).
Итак, участковый врач-педиатр имеет право:
1. Получать необходимую для выполнения обязанностей инструктивную и методическую информацию.
– скажем так, если есть интернет – он тебя спасает, но так как большинство медработников в педиатрии пред – и пенсионного возраста, то не все из них имеют дома ПК с подключением к интернету и навыки пользователя. И приходится им – или ксерокопировать все приказы за свой счёт, или прослушать новости на пятиминутке у завотделения, или просто расписаться в отчёте о том, что они это знают.
2. Назначать и отменять диагностически-лечебные средства в зависимости от состояния больного.
– во многих поликлиниках из-за дефицита реактивов и (или) перегрузки лаборантов введены ограничения для врачей – направлять пациентов на анализы – своеобразные квоты. И как в таких условиях можно требовать от врача качества лечения?
3. В случае ургентного состояния больного самостоятельно принимать решение о его госпитализации. Плановую госпитализацию согласовывать с зав. отделением.
– завотделением очень удивится, если я с пациентом приду к нему согласовывать плановую госпитализацию, и спросит, почему я отвлекаю его по пустякам.
4. Принимать участие в совещаниях по вопросам оценки своей работы.
– спасибо, хоть разрешили. Это напоминает суд, где разрешают присутствовать обвиняемому.
5. Быть защищённым от профессиональных заболеваний и заражений:
5.1. Требовать обеспечения средствами индивидуальной защиты для профилактики профессиональных заболеваний и заражений.
– без слов. Вспомнить печально известный грипп- 2009г. с Тимошенко, тамифлю и пошивом масок. А если учесть, что маски нужны больным, а не здоровым…
5.2. Быть застрахованным на случай профессионального заражения СПИДом.
– Возникает вопрос, почему тут не упомянут туберкулёз?
5.3. В случае отсутствия средств индивидуальной защиты отказать в обслуживании ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом.
– обалдеть! Стесняюсь спросить, а как мне это узнать? На лбу у него не написано (а часто пациент, требующий ургентной помощи, без сознания). И по закону он может мне не говорить про свой ВИЧ-статус.
6. Раз в пять лет повышать свою квалификацию в учебных заведениях последипломного образования.
– это я считаю наполовину повинностью, учитывая суммы денег, которые туда вкладываются, а иногда и недостаточное качество обучения.
7. Проходить аттестацию с целью присвоения (подтверждения) квалификационной категории.
– категория – удобный метод манипулирования врачом: легко снимаются при проступках и ошибках.
9. Бесплатно пользоваться медицинской библиотекой заведения.
– какая библиотека??? И что, у нас уже все библиотеки платные?
10. Требовать от администрации обеспечения рабочего места необходимым оборудованием и канцтоварами для выполнения служебных обязанностей.
– это вообще достойно Задорнова. Сама администрация не знает, что мы пишем ручками на бумаге, а компьютеров у нас нет? Зачем тогда эта администрация нужна? Все канцтовары, халаты, мыло, моющие средства мы покупаем за свои деньги. Справедливости ради надо сказать, что изредка (наверное, в момент парада планет) нам с барского плеча скинут пачку бумаги. А ручки и блокноты для назначений пациентам иногда дают медпредставители.
11. Вносить предложения по поводу улучшения работы, внедрения новых форм и методов обслуживания больных.
– в этом месте вспоминается мудрое изречение: «Инициатива наказуема», в чём мне не раз приходилось убеждаться.
12. На правовую и социальную защиту.
– да, по – любому.
13. Отдавать распоряжения подчинённому среднему медицинскому персоналу и контролировать его работу.
14. Вносить предложения по поощрению и наложению взысканий на средний и младший медперсонал, который ему подчинён.
– я смотрю на свою медсестру-старушку с потухшим взором и думаю только о том, чтобы она ещё чуть-чуть поработала, и что еще я могу из её обязанностей взять на себя.
Не считайте это жалобами и стенаниями – просто накипело.
Но перейдем к конкретным моментам общения участкового педиатра с детьми и родителями.
Раздел 6. Прививки
1) Из-за обилия согласий, которые надо заполнять, мама вынуждена это делать с ребёнком на руках, что не всегда удобно. В этом случае даже и не знаешь, как лучше помочь – разве что ребёнка подержать.
2) Спрашиваю «Измеряли сегодня температуру?». «А у нас нет!» Называется – в огороде бузина, а в Киеве дядька. Или ребёнок стал зомби – ходячим мертвецом с комнатной температурой, или родители – экстрасенсы, улавливающие колебание температуры-36,6-37 градусов.
3) Ещё мне нравится логика родителей, когда ребёнку положена прививка, а они приходят за справкой в детсад/школу после болезни, и не хотят её делать. Значит, для прививки ребёнок ещё болен, а для учебного заведения – здоров.
4) Плохо, когда в одной очереди сидят здоровые на прививку и больные.
5) После прививки прошу звонком или смс сообщить, как перенесли её, не было ли реакции. Ведь физически не удастся всех обойти. И что вы думаете – только 10-20 % родителей это выполняют.
6) Многие практические врачи и медсёстры считают, что в жару и сильный мороз прививки делать нельзя, но в приказе о прививках об этом ни слова.
7) Апофеозом этого раздела я считаю требование к врачам и медсёстрам уговаривать людей прививаться, а они в ответ требуют гарантии, что будет всё хорошо; требуют опровержения данных прессы, телевидения, Интернета, слухов – о вреде прививок. Объясните, какие нам надо предоставлять гарантии? Мы производим вакцины? Или мы ясновидящие и можем предсказать реакцию конкретного человека на конкретную вакцину?? Почему вообще всё это нужно больше нам, а не родителям???
А если много отказчиков, то ты плохо работаешь. Видно, на колени надо падать и умолять. И если вдруг что-то случается, то ты же и будешь в роли козла отпущения. Ни один чиновник не ответил за проблемы после вакцинации, только клеймят позором врача и прививочную медсестру. Конечно, всем так проще.
Родители, только вы должны отвечать за то, прививается ли Ваш ребёнок, можете выбирать вакцину (бесплатную или платную), а медики только могут проинформировать и посоветовать.
Раздел 7. Быт врача и несуразности
1) Есть персонажи, которые думают, что у медработников нет ни дома, ни семьи; и они должны жить на работе. Именно такое впечатление у меня создаётся после вопросов: «Вы работаете в воскресенье? (на 8 марта, Пасху и др.). Так и хочется крикнуть: «А мы что, не люди?!». Или приходят через час после окончания приёма и искренне удивляются, что никого нет. Некоторые приколисты могут прийти в 06-07 часов, когда приём с 08ч., оправдываясь тем, что сами спешат на работу/учёбу.
Всем таким торопыгам советую провести эксперимент – попытаться зайти в какой-нибудь магазин, банк и т.д. до начала рабочего дня. В идеале, если на входе будет охрана или вахтёр. Может, удар дубинкой по голове внесёт просветление в мозги. Всем им также напоминаю, что рабочий день (а, следовательно, и оплата такового), начинается со строго определённого времени. А до этого у врача и медсестры – личное время, которое они обычно тратят на карточки и отчёты.
2) Когда я слышу: «Вы у нас были около недели назад, что-то назначили, что вы – не помните?», а сами не помнят ни названий ЛВ, ни когда было моё посещение, а почему мне это надо помнить?! Или упрёки, что не помню все данные ребёнка. А кто из вас помнит или вообще знает дату рождения ваших участковых врача и медсестры?
3) Диспансерные осмотры больных детей, инвалидов, ЧАЭС, флюорография подростков. Это нужно им или нам – врачу и медсестре? Мы должны за ручку водить на профосмотр и ФЛГ? Или упрашивать на прививку? Да придите, напишите отказ, и вас никто трогать не будет!! А то права свои все знают, а вот обязанности – не очень! Это к вопросу о том, что по закону и по протоколам делать вам не понравится.
4) Если люди, которые по разным причинам отказываются от своего лечащего врача или вообще от обслуживания в поликлинике (когда им все врачи плохие). А позже, как ни в чём не бывало, приходят на приём к охаянному ими врачу, хотя у них есть выбор. Объясните, как так можно? Мы их называем: «люди с глазами из холодильника».
Или, одна мама отказалась от ведения врачом младшего ребёнка, а вот со старшим приходит к этому же врачу без всяких проблем. Где логика? Ну, уже если не доверяешь, то не ходи совсем к этому доктору!
5) Многие, думаю, знают норматив приёма 1 пациента -12 минут. Т.е., за приём в 3 часа мне надо принять 15 человек, за 3,5часа-17,5человек. (в разных больницах – разная длительность приёмов, зависит от количества смен). А если я принимаю по 60-80 пациентов? Какое качество работы вы хотите? А когда в коридоре ругань за очередь и вопли о медлительности приёма? Когда приходит человек, и ему надо выписать 5-6 бесплатных рецептов? Это всё я к тому, что надо бы МОЗ уточнить нормативы на пациентов, и неплохо бы оснастить рабочее место врача ПК. Или разрешить врачу принять свой норматив, а остальных – выгнать. Тогда, может, и сами люди задумались бы о многом…
5) Все помнят эту зиму с её холодами, и многие помнят приказ бывшего министра Анищенко, чтобы врачи ходили к одиноким проверять, как они себя чувствуют. Это же как надо ненавидеть своих низовых подчинённых!! Т.е., врач – он не человек, не мёрзнет, и вызовов к больным у него в разгар зимы нет! Неужели больше нет никаких служб этим заниматься??
6) А в больницах, к слову, в кранах часто текла только горячая, техническая вода, которую нельзя использовать для приготовления чая (хотя, по большому счёту, и холодную – тоже). А если и есть холодная вода, то кипятить её нельзя, и включать обогреватели тоже – экономим
7) Ещё интересно иметь городской телефон, где отключена функция исходящих звонков, чтобы сотрудники не звонили в другие лечебные заведения… 8) Теперь пару слов о самообразовании врача. Неоднократно мне попадалась фраза, что, для того, чтобы врачу быть в курсе медицинских новостей, он должен ЕЖЕДНЕВНО прочитывать 18 статей.
Речь уже даже не идёт о времени, необходимом для этого. А вот если посмотреть цены на медкниги и подписку на медицинскую периодику? Кто из участковых врачей может себе это позволить? (я умышленно не называю издательств, издательских домов, названий периодических изданий). Что касается книг, то ими можно полюбоваться (как в музее) на «Маяке» в Донецке, в «Медкниге» и т.д.
О каком самообразовании для врачей может идти речь?
Почему бы каждому врачу не подарить подписку на какие – либо медицинские журнал или газету? А можно было ко Дню медработника вручать книги по специальности или новый рецептурный справочник. Никто же не говорит о прибавке к зарплате на самообразование, т.к. многие не поверят, что врач на эти деньги сможет купить себе книгу, а не колбасу на тормозок! (А можно было бы руководству разориться и подарить участковым врачам и медсёстрам велосипеды).
Новое в медицине, обычно, кроме курсов, врачи и медсёстры, не имеющие дома интернета, узнают от медпредставителей, а иногда, если повезёт, на конференциях. Но там зачастую речь идёт о восхвалении какого-либо чудо – препарата, т.е. мало что полезного можно узнать. ( не спорю, исключения есть, но они лишь подтверждают правило )
9) Перед Днём Медработника на входе повесили поздравительный плакат. Все входящие его видели. И что вы думаете? Только единицы поздравляли. Причём, ладно бы только меня – переживу, а и других врачей, медсестёр. Действительно, а зачем? Нам же за это деньги платят!
10) Путаница – карточки, больничные листы отпечатаны на украинском языке – заполняем на русском.
11) Нас заставляют вступать в ассоциации врачей, медсестёр. Скажите, кого там мы кормим? Потому что, после регулярного изъятия у нас денег на членские взносы, больше мы об этих организациях не слышим и никакой пользы не видим.
12) Многие дети пропускают учебные заведения не по медицинским причинам (болезни, карантины), а просто были дома по семейным обстоятельствам или ездили отдыхать. Чего всех их заставляют переться в поликлинику за справкой к врачу? Ведь везде – в детсадах, школах – есть свои медсёстры, а во многих – и врачи. Неужели они не могут посмотреть таких детей и принять решение, может ли ребенок посещать заведение? Или «без бумажки ты букашка»? (справка для прокурора?). Так ведь, если ребёнок здоров, что в большинстве случаев видно невооружённым глазом, то после контакта в очереди с больными он тоже благополучно заболевает. И в инкубационный период щедро делится инфекцией с окружающими здоровыми детьми. Вуаля!
13) Хочу ещё остановиться на Пробе Руфье.
Мне просто интересно, авторы сами пробовали её пройти? Знают ли они, что у детей нормальные показатели пульса больше, чем у взрослого? Да не каждый спортсмен получит основную и подготовительную группы. И что, всех здоровых детей отправлять в спецгруппу, где их не аттестовавают, и родители приходят с претензиями к врачу? А если что-то с ребёнком случается, то тоже сразу проверяют крайнего-участкового врача. И как ему быть? С какой стороны страховать и прикрывать свой зад??
14) Что касается нашей зарплаты, то один мой умудрённый жизнью коллега говорил:
«За такие деньги специалист не то, что не должен что-то делать, а ещё может немножко вредить».
15) Чехарда с приказами. Чиновники Минздрава любят отменить нужное, а ввести непонятно что. Свежий пример-осмотр первоклассников на предмет наркомании с выдачей справки. Зато убрали при поступлении в первый класс осмотр психиатра, ЛОР, эндокринолога, сдачу общего анализа мочи.
Раздел 8. О врачах
Вот вам 4 задачи:
1) Один врач ездит на курсы, конференции, посещает медицинские сайты, читает периодику, а второй врач не парится и просто работает. Получают они одинаково. Скажите, зачем первому врачу напрягаться, где стимул? И не дурак ли он?
2) Один врач даёт справки прогулявшим, продаёт больничные листы, а второй – нет. Кого люди назовут хорошим врачом, а кого – плохим?
3) Один врач назначает много лекарств, а второй – мало. К кому пойдут пациенты?
4) Согласно протоколам лечения многих инфекционных болезней, начинать лечение нужно с препаратов первой линии, а потом, если нет эффекта, с препаратов резерва. Первый врач начинает лечить ребёнка, давно болевшего, незащищённым пенициллином. Не получая эффекта, родители идут ко второму врачу, который, посочувствовав, назначает уколы с цефалоспоринами или защищёнными пенициллинами. И – вуаля – ребёнку на второй день намного лучше!
Вопрос: кого родители назовут хорошим врачом, а кого обвинят в экспериментах над ребёнком (если объяснить им причину назначения того или иного лекарства по протоколу). Кого будут винить в напрасной трате денег?
Раздел 9. Больничные листы
1) Часто люди приходят выписывать больничные листы и не знают своё место работы не то, что на украинском, а даже и на русском языке. А отдельные уникумы не знают, как пишутся их ФИО в паспорте.
2) Периодически возникает путаница: приходят – «Мне нужен больничный», или «Я иду на больничный», а потом оказывается – им будет нужна неоплачиваемая справка на работу или вообще-обычная справка в учебное заведение.
Люди, больничный лист – это то, что оплачивают. Хотя, не спорю, некоторые предприятия требуют именно больничный лист, хотя и не оплачивают его. Обычно у частников.
3) Некоторые просто приходят с ребёнком за больничным. По их словам, вчера ребёнок лихорадил. Осматриваю – дитё здорово. Но я не могу не дать больничный, потому что мамка может купить мороженое, дать ребёнку, и назавтра у него ангина. Это был реальный случай, после которого мамкой был обвинён врач, что вовремя не дал больничный. И, если бы не свидетели и продавец мороженного, неприятностей врачу было бы не избежать.
Раздел 10. Удостоверение
В этом разделе хочется высказать свои мысли и рассуждения о необходимости удостоверений для участковых врачей и медсестёр. И вот какие основания для этого:
1) Если врач на подмене – обслуживает вызов на другом участке.
2) Проезд бесплатно пару остановок в маршрутке по своему участку на вызов. Ведь не секрет большая протяжённость участка, частое отсутствие машины и/или бензина, увеличение числа вызовов в плохую погоду (мороз, дождь, жара).
3) Врач и медсестра тоже болеют, и, чтобы пройти без очереди хотя бы там, где это можно (висят таблички, что медработники – без очереди), сдать платные анализы или обследоваться инструментально со скидкой.
4) Какие-то скидки на подписку медицинских изданий, лекарств в аптеке и т.д.
5) Изредка приходится обращаться в милицию – за помощью по изъятию детей из неблагополучных семей для отправки в стационар по состоянию здоровья, или нужно попасть в дом для осмотра ребёнка. Кто-то, надеюсь, придумает и другие основания для удостоверения.
Это, конечно, не все темы, которые мне хотелось бы раскрыть. Есть мысли о влиянии медреформы, о курсах по педиатрии и по семейной медицине, о взаимоотношениях медиков и пациентов в различных стационарах, о СЭС, скорой помощи, о Комаровском и многом другом. Но всё это – в перспективе, в зависимости от реакции на эту статью.
Все эпизоды взяты из реальной жизни.
Авторство не раскрываю, памятуя о печальном опыте многих моих предшественников – правдолюбцев, в частности, врача «скорой помощи» Николая Куриянова, которого оштрафовали за правду об ужасном состоянии машин «скорой».
Автор: DneVniK, «ОстроВ»
Tweet