Россия – криминальный провал: разворована программа «переселения соотечественников»
На днях Следственный комитет сообщил о завершении расследования громкого уголовного дела о хищениях в Федеральной миграционной службе (ФМС). Его фигурантами стали бывшие сотрудники ведомства, а также глава коммерческой компании «Результат», которые, по версии следствия, присвоили более 69 миллионов рублей.
Выделенных в 2007-2009 годах на информационное сопровождение программы по возвращению в РФ соотечественников.
Сами обвиняемые, разумеется, своей вины не признают. Более того, они считают, что это ФМС задолжала им деньги за якобы выполненную работу. А после того как ООО «Результат» в 2010 году через суд потребовал вернуть долг, а Арбитражный суд Москвы это требование удовлетворил, счет «Результата», по словам адвоката обвиняемых Алхаса Абгаджавы, был сразу арестован «в рамках этого сфабрикованного уголовного дела».
О старте программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию было заявлено в конце 2006 года – тогда это была одна из приоритетных тем для президента Владимира Путина. Проект обещал быть масштабным: только в 2007 году на его реализацию предполагалось выделить 4,6 млрд. рублей и принять порядка 50 тысяч соотечественников, пожелавших вернуться на родину. Всего же в течение ближайших трёх лет Россия была готова принять около 300 тысяч репатриантов.
По словам главы ФМС Константина Ромодановского, российские власти планировали развернуть широкую кампанию по популяризации госпрограммы за рубежом. В частности, предполагалось открыть представительства ФМС в разных странах, выпускать разнообразную печатную продукцию и компакт-диски, призывающие соотечественников вернуться на родину. Собственно, этим и должен был заниматься «Результат».
Но не зря говорят, что чем больше шкаф, тем громче он падает. Нечто похожее произошло и с программой «Соотечественники», реализация которой пошла через пень-колоду. Нет, проблем с желающими вернуться на историческую родину не было. Уже к маю 2007 года о своём желании переехать в Россию заявили порядка 20 тысяч наших бывших сограждан. Однако в январе 2008-го Ромодановский отчитался о прибытии только 890 соотечественников и членов их семей.
При этом он выразил уверенность в том, что «с учетом более активной и целенаправленной работы по созданию реальных условий для социально-бытового обустройства и трудоустройства желающих вернуться соотечественников рассчитываем в текущем году принять около 88 тысяч человек».
Бюджетный фонд программы также был увеличен до 5,7 млрд. рублей. Но по итогам года ФМС отрапортовал о 10 тысячах состоявшихся участников программы и 43 тысячах выразивших намерение вернуться. В 2009 году по программе переселения в Россию переехали 9 тысяч человек, в 2010 – около 13 тысяч. Так что динамика оказалась хоть и положительной, но весьма далёкой от заявленных 300 тысяч.
На состоявшемся в прошлом году IV Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, в качестве одной из причин провала программы говорилось о недостаточном уровне информационной работы относительно тех перспектив, которые будут открываться людям по возвращению их в Россию. Так что фигуранты уголовного дела о краже почти 70 млн. бюджетных рублей (если, конечно, их вина будет доказана в суде) совершили, можно сказать, преступление государственного масштаба.
Вместе с тем, и гендиректор ООО «Результат» Сергей Белобородов, и бывший начальник управления ФМС по делам соотечественников Андрей Майоров, и экс-начальник отдела этого управления Андрей Демидов стали лишь одним, причём не определяющим звеном, повлиявшим на череду неудач с реализацией программы. В частности, если бы в 2010 году предприниматель Белобородов не попался на хищении 11 млн. рублей, выделенных на целевые программыдля ФМС и ФСКН, и следователи как следует не поработали с изъятыми документами, то вполне возможно, что никто бы об афёре с 70 миллионами и не узнал.
Белобородов и его подельники, как утверждают следователи, совершили противоправные действия, изготовив фиктивные актысдачи-приемки работ. Однако в течение всего срока действия контракта с этой фирмой никто даже не поинтересовался эффективностью распространения информационных материалов.
Система приема переселенцев чрезвычайно бюрократизирована и почти не работает, заявлял ещё в 2009 году министр регионального развития Виктор Басаргин. Проблем с реализаций программы действительно было много. И не только по причине чиновничьего беспредела и равнодушия, но и потому, что регионы оказались не готовы к приёму репатриантов. Так, на сегодняшний день программой предусмотрено лишь 40 регионов, куда могут переселяться наши соотечественники, что, безусловно, существенно ограничивает выбор желающих вернуться на родину, поскольку для многих возвращение в Россию определяется в первую очередь желанием жить там, где жили их предки.
Хотя, конечно, тут играют роль и характерные особенности того или иного региона. Например, в своё время предметом внимания со стороны СМИ и органов власти стало переселение в Россию семьи староверов из Боливии, которым предложили переехать в Приморье. Однако даже неприхотливые к быту люди не прижились в условиях Дальнего Востока и перебрались в итоге в Курскую область, задолжав ФМС «подъёмные».
Следует пояснить, что территории вселения были разделены на три категории: «А» – стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения; «Б» – где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев; «В» – с устойчивым экономическим развитием. На территориях «А» каждому участнику госпрограммы выплачивается 120 тыс. рублей, а каждому члену его семьи – по 40 тыс. рублей (при этом речь идёт именно о Дальнем Востоке и Забайкалье, в остальных регионах категории «А» сумма выплат в два раза меньше). На территориях «Б» размер «подъёмных» составляетуже 40 и 15 тысяч рублей соответственно.
В общем, даже учитывая иные меры социальной поддержки переселенцев, этой суммы явно недостаточно для того, чтобы обустроиться на новой для себя земле с мало-мальским комфортом. К тому же, в случае выезда на постоянное место жительства из субъекта РФ, определенного свидетельством участника госпрограммы, ранее, чем через два года, он обязан возместить государству свои «подъёмные». Мера эта в какой-то степени логичная, но не всегда справедливая, как показал опыт русских «боливийцев».
Впрочем, нельзя не признать, что, несмотря на очевидные промахи, власть старается проводить работу над ошибками, периодически внося соответствующие законодательные поправки. Но процесс этот идёт слишком медленно.
По оценкам депутатов Госдумы, сегодня за рубежом проживает не менее 30 млн. наших соотечественников, большинство из которых оказалось там не по своей воле. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в последние годы в России остается неизменной: потребность в мигрантах третий год подряд составляет 1,7 миллиона человек. Но за шесть лет существования программы «Соотечественники» её участниками стали менее 100 тысяч. человек.
Эти цифры наглядно демонстрируют государственные приоритеты, а история с французским актёром Жераром Депардье, получившим российский паспорт в рекордные сроки, лишний раз подчёркивает, что вопрос возвращения наших соотечественников и упрощенное получение ими гражданства РФ по-прежнему остаётся вопросом политической воли. Жаль только, что эта воля остаётся равнодушной, например, к уроженке Кемеровской области, двукратной олимпийской чемпионке по спортивной гимнастике Марии Филатовой, за которую хлопотал кемеровский губернатор Аман Тулеев, но которой все равно было отказано в получении гражданства с формулировкой за «недостаточностью заслуг» перед Россией.
Автор: Игорь КУЛАГИН, Новая политика
Tweet