Государственная миграционная доильная служба
Пока руководство украинского МВД с помпой набирает кадры в будущую полицию, входящая в систему того же ведомства Государственная миграционная служба удостаивается упоминания разве что в контексте биометрического загранпаспорта, который уже вот-вот-вот на подходе.
Оно понятно: паспорт с чипом будоражит умы как призрак безвизовых поездок в Европу. Даром что с нашим текущим состоянием экономики, уровнем коррупции и угрозой наплыва беженцев в силу вероятности (не дай бог, конечно) расширения зоны боевых действий вряд ли он в ближайшее время нам светит. Сам биометрический паспорт сияет ярче нимба над святыми, оттеняя все остальное. А в этой тени паспортное ведомство продолжает втихаря гнуть свою линию.
Про всю страну говорить не могу, поскольку лично столкнулся с работой этого ведомства в Харькове, где чиновники с первых дней новейшей украинской истории выделялись на фоне всей страны особым рвачеством.
Не знаю, каких политических взглядов придерживаются в заведении на улице Рымарской, 24, в Харькове, официально именуемом ГУ ДМС Украины в Харьковской области, но по старинке — все так же, как и в 90-е, областным ОВИРом. Если ватных (а судя по общему уровню культуры, очень похоже), то, ознакомь их с некоторыми нюансами работы их российских коллег, наверное, взвыли бы от тоски.
Ну, например, в России, паспортная система которой тоже далека от идеала и много чего унаследовала от совка, анкету на выдачу или обмен как внутреннего, так и заграничного паспорта можно заполнить в интернете, а потом останется лишь подойти на прием с комплектом документов к назначенному системой времени.
Если предпочтительно по старинке, тоже нет проблем — прием ведется в течение дня в порядке электронной очереди: подошел к умной машине, выбрал свой вопрос, получил таллончик с номером и дождался, когда тот вспыхнет на табло. Оформление загранпаспорта при полном комплекте документов предполагает ровно два похода — один на подачу и следующий на получение готового документа — и всего лишь в свое районное отделение ФМС. Ну и как, скажите на милость, смог бы украинский миграционный чиновник в таких условиях работать? На одну зарплату жить, что ли?
Дальше больше. Обязательной процедуры выезда на ПМЖ за границу в России нет. Ну только если сам захочешь, штамп в паспорт ФМС поставит. А могут и в посольстве. И никакой тебе беготни по инстанциям, сбора вороха бумаг и очередей (электронная не в счет). Постановка на консульский учет — по желанию и в заявительном порядке.
Можно и в посольство не ходить, а заполнить электронную анкету на сайте МИДа. А для переоформления загранпаспорта в стране пребывания он и вовсе не требуется, достаточно любых доказательств, что там живешь. Ну только если в заграницах другое гражданство принял или вид на жительство получил и остаешься прописанным в России, тут уж изволь в течение 60 дней уведомить, лично явившись в отделение ФМС по месту прописки — хоть через всю планету лети.
Да и то только с августа прошлого года ввели в общей куче бредозаконов последнего времени, пронизанных тенденцией реинкарнации совка в худшем виде. Раньше можно было не уведомлять. Ну и в контексте нашей истории это новшество в тему, а то впору подумать, что не о России, а о, прости господи, Гейропе речь. Или там Грузии с Молдовой на худой конец. Нет, о ней, родимой.
Но пойдем дальше. Процедуры возвращения с ПМЖ в украинском понимании тоже нет. Два визита в ФМС по месту предполагаемой прописки: сдать документы на внутренний паспорт (анкету, не забываем, можно заполнить в интернете, а аналог украинского ГП «Документ» и вовсе отсутствует) и через 10 дней получить готовую красную книжечку.
А кто оформлял ПМЖ в харьковском ОВИРе, иначе, чем откупом от родины, эту процедуру не называет. Уж как-то излишне вспоминать, что эта громоздкая процедура оформления ПМЖ — пережиток совка, который должен быть упразднен, как и прописка. Более того, в большинстве случаев уехать за границу и легализоваться там можно и без разрешения на выезд на ПМЖ. Немало граждан так и делает — и абсолютно правильно.
Не скажу, поменялось ли что-то с тех пор, как с октября прием документов на внутренние паспорта и прописку в Украине был передан в ведение центров административных услуг. А вот при старом порядке в паспортном столе Коминтерновского района Харькова побывать довелось. Получить любой нужный бланк для заполнения можно было только в ГП «Документ». А оно встречали табличкой на двери, что бланки не выдаются без квитанции об оплате услуг этого самого ГП.
Оплатить, как и госпошлину, можно было тут же, в соседнем зале, через терминал с совершенно невменяемой комиссией. И что-то других аналогичных устройств нигде, кроме как в подразделениях ДМС мне почему-то видеть не довелось. Ценовая политика «естественной монополии» в части услуг по заполнению бланков тоже впечатляла. Сей каторжный труд применительно к заявлению на прописку, госпошлина за которую составляет 85 копеек, оценивался в 25 гривен. Соотношение заявлений на внутренний и загранпаспорт с госпошлинами и ценами бланков не столь внушительное, но тоже впечатляет.
Родственница, оформлявшая не так давно прописку в паспортном столе Московского района Харькова, нашла нужный бланк в интернете и заполнила сама. Эпопея разыгралась в духе старого анекдота про Соловья-разбойника: то не так сидишь, то не так свистишь… Пришлось ей все-таки оплатить услуги этого самого ГП.
Клиентоориентированность тоже на высоте. Оплаченные анкеты неспешно заполняет одна, максимум две девушки. А куда торопиться? Клиенту все равно деваться некуда, пусть себе ждет в тесном коридоре.
С процедурой оформления украинского загранпаспорта в ДМС во всех деталях не знаком, свои получал в посольстве и в МИДе. Так что не знаю, во всех ли случаях надо посещать областной ОВИР или в некоторых можно обойтись районным паспортным столом. Но то, что в ОВИРе основная масса посетителей именно по вопросу загранпаспорта, и едут они туда со всей области, убедиться возможность была. Для чего гонять туда людей, непонятно, за исключением одного соображения, о котором позже.
А погонять людей в ДМС любят. При возвращении с ПМЖ возможны два варианта снятия с консульского учета — или прямо в посольстве, или уже в Украине. Для этого надо сначала посетить районный паспортный стол (потому что нигде, кроме как на приеме, информацию обо всех деталях процедуры не получить — и то не факт, что клерк будет все знать, а не начнет долго и нудно созваниваться с ОВИРом, а то и вовсе не отфутболит.
Мне пришлось ткнуть зама начальника паспортного стола, норовившей отправить меня сниматься с консульского учета в Москву, в официальный сайт ее же ведомства, где украинским по белому было написано про возможность сделать это и в Украине, и пригрозить решением суда об оплате моей поездки из ее личного кармана — это подействовало.
Тогда-то и выяснилось, что я сначала должен сняться с консульского учета в областном ОВИРе, потом прийти в паспортный стол за резолюцией, что у меня есть основания для прописки, а потом снова идти в ОВИР за разрешением на возвращение в Украину. Что за разрешение такое, когда, согласно статьи 33 Констуции Украины, ничто не может воспрепятствовать гражданину Украины в любой момент вернуться в Украину, непонятно. Ну да тут чиновники и паспортного стола, и ОВИРа — люди подневольные, не они это придумали, а наверху.
Иностранцы и лица без гражданства по всем своим паспортным вопросам тоже должны обращаться строго в ОВИР. Хорошо, если и живешь в областном центре. А если в области?
Работа ОВИРа заслуживает отдельного упоминания. Ну чего стоит только график приема граждан! Данным на сайте про часы работы в течение всего дня верить не следует. По каждому вопросу — свое расписание, которого в интернете нет. Получить эту информацию можно только непосредственно в ОВИРе или на приемев паспортном столе. Например, по вопросам ПМЖ, будь то хоть выезд, хоть возвращение, людей со всей области принимают два раза в неделю по полтора часа. По вопросам оформления загранпаспортов очередь принято занимать чуть ли не с ночи.
Посещение ОВИРа оставляет впечатление, что все в нем подчинено одной цели — спровоцировать гражданина унести отсюда ноги побыстрее и броситься в объятия любой из посреднических контор, коих на Рымарской и прилегающих улицах великое множество. Там все сделают в рекордно короткие сроки, максимум в три визита (консультация, сдача нужных бумаг и получение желаемого документа), разрешат все самые неразрешимые вопросы.
Но за немаленькую мзду, не постеснявшись намекнуть, а то и в открытую заявить, что инспектор в доле. Если верить этим утверждениям (а оснований не верить как-то маловато), получается, что в этом и весь истинный смысл работы Государственной миграционной службы Украины — доить граждан на бабло.
И в этом свете многие нюансы, кажущиеся непродуманными, начинают выглядеть совсем в ином свете. Это если исходить из того, что задача любой государевой структуры — создавать гражданам максимально комфортную среду обитания, непродумано. А когда ее истинная цель — дать своим людишкам возможность как можно больше бабла срубить, все логично.
Так что кому как, а меня нынешняя власть со своей национальной полицией не убедила. И не убедит, пока не запустит аналогичные преобразования и в отношении миграционной службы.
Автор: Руслан Царев, bubblic.net