На дорогах в зоне АТО царят свои негласные законы

Первое, что бросается в глаза в зоне конфликта: гражданский транспорт практически всегда уступает место военному, даже если мимо идет не колонна техники, а один автомобиль с характерными полосками на кузове. Некоторые, особенно осторожные, встретив военных на открытом пространстве между селами, предпочитают припарковаться у обочины и переждать.

Не раз замечала, как водитель напряженно следит за проезжающими мимо военными, положив руки на руль, и только когда автомобиль отъедет на безопасное расстояние, он трогается с места. Военные в этот момент также напряженно посматривают в зеркало заднего вида, чтобы избежать сюрпризов вроде появления из гражданского транспортного средства какой-нибудь залетной диверсионно-разведывательной группы.

Как только выезжаешь из зоны АТО, с каждым километром вглубь мирного тыла водители становятся смелее, а в городе вроде Днепропетровска они и вовсе могут позволить себе расслабленно ехать в левой полосе, не уступая дорогу и болтая при этом по телефону. Сразу чувствуется ‒ войны они никогда не видели и страха перед военными не испытывают.

Патрули ГАИ, спрятавшиеся в неожиданных местах за кустами или за поворотом в зоне АТО,‒ тоже большая редкость. И не потому, что некого ловить за нарушение ПДД,‒ тут вообще стараются быстро преодолевать простреливаемые зоны и уж точно не станут торчать посреди поля, когда с ближайшего холма может открыть огонь РПГ.

После активной фазы боевых действий в прошлом году вернуть работников правоохранительных органов на улицы местных городов и сел оказалось нелегко. Украинским военным, которые освобождали от боевиков населенные пункты вроде Марьинки и Красногоровки, приходилось в буквальном смысле слова разыскивать работников МВД, которые разбежались кто куда, боясь попасть под шальную пулю или минометный обстрел. Многих так и не нашли ‒ они давно уже были на вражеской стороне.

И сегодня местная милиция и служба ГАИ разбавлены теми, кто приехал с «большой земли». Однако военные все равно дистанцируются от этой категории служащих, и хотя они могут работать в одних патрулях, которые колесят по улицам и охраняют порядок, относятся к своим вынужденным коллегам настороженно.

Их сложно в этом винить ‒ в условиях вооруженного конфликта при участии местного населения принцип «не доверяй никому» может кому-то спасти жизнь. Врагом неожиданно может оказаться кто угодно ‒ стоящий у въезда в населенный пункт таксист или сидящая у окна старушка, которые будут сообщать о передвижении техники или корректировать огонь противника.

Недавно по дороге домой уже на выезде из зоны АТО мы заметили пылающий у дороги легковой автомобиль. Вокруг беспомощно ходили два работника ГАИ. На вопрос, что случилось, нам ответили, что после ДТП владельцы одного из транспортных средств столкнули его в кювет, подожгли и скрылись. Что они скрыли благодаря поджогу ‒ остается только гадать. В зоне АТО царят свои законы.

Быть водителем военного транспортного средства тоже не так уж просто ‒ того, кто за рулем, в зоне военных действий часто называют расходным материалом. Если автомобиль попадает в засаду, водитель может стать первой целью нападающих. Поэтому даже при наличии каски сидеть следует так, чтобы стойка автомобиля закрывала голову,‒ по крайней мере, прицелиться снайперу тогда будет сложнее.

В условиях постоянного стресса кто-то снимает хроническое напряжение алкоголем. И тогда в лучшем случае это заканчивается тем, что какой-нибудь БТР врезается в столб электропередачи. В худшем ‒ случаются трагедии, подобные той, что произошла в Константиновке (очевидцы утверждали, что служащие ВСУ, виновные в смерти ребенка и нанесении увечий еще одному ребенку и женщине, были в нетрезвом состоянии).

Кто знает, возможно, если бы представители правоохранительных органов не дискредитировали себя и имели хоть какое-то уважение в глазах военных, подобных трагедий удалось бы избежать.

По ту сторону фронта, судя по рассказам местных жителей, тоже царят свои законы. Один из местных волонтеров рассказывал, как донецкий патруль ГАИ пытался догнать машину с боевиками за превышение скорости. Гаишники совершили ошибку ‒ остановились слишком близко к боевикам, которые вышли из машины и расстреляли их в упор. Потом их тоже отыскали и быстро вынесли вердикт‒ расстрелять за убийство патрульных. О том, кто отыскал боевиков и наказал их, история умалчивает.

 

You may also like...