Чем Россия грозит Украине с Азова. Милитаризация Азовского моря в данных госзакупок РФ
Превращение Азовского моря во «внутреннее» море РФ идет полным ходом. Россия наращивает военное присутствие на Азове и усложняет доступ к украинским портам для торговых судов. Как россияне шли к этому (по крайней мере, часть процесса), можно проследить через российский сайт госзакупок.
Что расскажут открытые источники
В Российской Федерации тендерные торги проходят с известной степенью открытости. Там существует Единая информационная система в сфере закупок, и на ее официальном сайте размещаются объявления об аукционах, тендерах, контрактах. Зная название заказчика, можно узнать, что, когда и за сколько он закупал. Не исключение и силовые ведомства.
В частности, в этой системе можно просмотреть закупки двух учреждений, играющих роль в милитаризации Азовского моря. А именно – двух Федеральных государственных казенных учреждений: «Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области» и ПУ ФСБ РФ по Краснодарскому краю.
Из тендерных документов можно узнать, например, какой район укрепляют ДОТами. Скриншот
Временные рамки – с начала 2014 года, когда была запущена система по сей день. Правда, с осени 2017 информации стало меньше. 27 ноября 2017 правительство РФ издало Постановление от № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства». Согласно ему, эти торги проходят в закрытом режиме. И хотя объявления о них по-прежнему публикуются, к ним не прилагается большая часть документов. И, в частности, теперь невозможно узнать, где именно будут выполнены работы.
Тем не менее даже опубликованное ранее представляет большой интерес. Так, благодаря сайту госзакупок, можно выяснить, где и какие расположены средства технического наблюдения вдоль береговой линии Азова. А также – когда и чем усиливали пограничники ФСБ РФ свои возможности слежения.
Кроме того, с помощью сайта госзакупок можно проследить, когда и как готовили флот береговой охраны, который является сегодня одним из главных средств милитаризации Азовского моря.
«Глаза» и «уши» ФСБ
В двух закупках фигурирует поселок Приазовский, что в 10 километрах от границы РФ с Украиной (точнее, с неподконтрольной правительству частью Донецкой области). В обоих случаях речь шла о монтаже и пуско-наладочных работах трех комплектов автономного поста технического наблюдения «Рубин-О» и одного комплекта оптико-электронного модуля большой дальности «Фокус-Д» в четырех разных точках. Первый тендер объявляли в сентябре 2015, второй – в июне 2016. Логично предположить, что в Приазовском установили оба средства слежения.
«Фокус-Д». Дальность распознавания человека – 7,5 км, корабля и самолета – не менее 20 км. Фото с сайта производителя, НПК «ФаворитЪ»
Две новых радиолокационных станции «Рапан» россияне установили у входа в Таганрогский залив, на восточном берегу (подряд на монтаж и пуско-наладку) в октябре 2014. «Мониторинг надводной обстановки, автоматическое обнаружение и сопровождение различных типов надводных движущихся объектов с определением их координат и параметров движения, как в автономном режиме, так и в составе автоматизированных систем», – описывает назначение РЛС производитель.
РЛС «Рапан» установлены на входе в Таганрогский залив. Фото с сайта производителя, НПК «ФаворитЪ»
Еще два новых поста технического наблюдения оборудованы на восточном берегу Азова в поселках Ачуево и Ясенская переправа. Какие технические средства поставили, выяснить не удалось, но там построены железобетонные площадки на свайных фундаментах.
На Крымском полуострове в сторону Керченского пролива и Азова смотрят 4 РЛС «Буссоль-С» в Керчи (с 2016 года) и с этого же времени – оптико-электронный модуль большой дальности «Фокус-Д» в селе Мысовом – оно между Щелкино и Казантипским заповедником.
Из тендеров на техническое обслуживание известны места дислокации и оборудование уже существовавших к 2014 году постов технического наблюдения. Для слежения за морем используются радиолокационные станции «Буссоль-С», «Наяда-5МП», автономный радиотехнический пост «Рубеж-ПТН», упомянутые оптико-электронный модуль большой дальности «Фокус-Д» и автономный пост технического наблюдения «Рубин-О».
Расположение российских объектов слежения по берегу Азовского моря. Скриншот (кликните для увеличения)
Флот на Азове
«По нашим оценкам, она сейчас насчитывает шесть артиллерийских катеров типа «Шмель», переброшенных из Каспийской флотилии, шесть или семь малых десантных кораблей типа «Серна», тоже переброшенных из Каспийской флотилии РФ. Сюда прибыли также два ракетных корвета «Град Свияжск» и «Великий Устюг», вооруженных ракетами «Калибр». Это те же корветы, которые в конце 2015 года выполняли первые стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» по территории Сирии», – говорил редактор сайта BlackSeaNews Андрей Клименко в комментарии ВВС News Украина в июне.
Но к каким силам добавились эти 14-15 кораблей? Сайт госзакупок РФ позволяет оценить флот береговой охраны с достаточно высокой точностью. Техническое обслуживание требуется каждому судну, на это идут миллионные суммы и, конечно же, эти услуги проходят через тендеры. Что особенно здорово, – в большинстве случаев указывается и бортовой номер судна, и заводской.
И вот что выяснилось в ходе анализа. До переброски боевых кораблей с Каспия, флот пограничного управления ФСБ РФ по Ростовской области ударных качеств практически не имел.
Катер проекта 12150 «Мангуст» – наиболее вооруженный в береговой охране ростовского погрануправления. Скриншот
По некоторым данным, его усилили за последние годы – в 2014 в составе береговой охраны были 6 служебно-вспомогательных катеров проекта 376 РМ «Ярославец», 4 сторожевых катера проекта 14170 «Терьер» и столько же пограничных катеров проекта 21850 «Чибис». Теперь же к ним добавились катер проекта 12150 «Мангуст», по 2 катера на воздушной подушке «Марс-700», КС-701 «Тунец» и КС-110 «Окунь», 1 катер «Спурт-28» и 3 малых пограничных лодки «Мастер-651».
Однако все они имеют строго определенный функционал, они, по сути, не предназначены для ведения серьезных боевых действий. Они не имеют брони и огневой мощи. Наиболее мощно вооружен катер проекта «Мангуст», они оборудуются морской тумбовой пулеметной установкой 14,5 мм и либо 2 ПЗРК «Игла», либо 1 пулеметом ПКМБ 7,62 мм. У катеров проекта «Терьер» – 1 ПКМБ 7,62.
Также на Азове находится группа судов Погрануправления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. В 2014 году в названиях подрядов краснодарского погрануправления указывали, к какому порту приписаны суда, получающие ремонт. Их три: Сочи, Новороссийск и Тимашевск. Тимашевск на самом деле не прибрежный город, но там находится руководство береговой охраны Краснодарского края на Азове.
Корабли погрануправления по Краснодарскому краю вооружены 30-мм пушками. ПСКР-500 проекта 14230 «Сокжой» в Темрюкском заливе, август 2015. Фото – fleetphoto.ru
Из подрядной документации следует, что в составе береговой охраны на Азове находятся минимум 3 катера проекта 12150 «Мангуст» и 2 сторожевых корабля проекта 14230 «Сокжой». Плюс корабль обеспечения проекта 16900А.
Угроза с Черного моря
В то же время в ведении соседнего Пограничного управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю флот береговой охраны куда более значительный. Базируются суда в Сочи и в Новороссийске.
В отличие от ростовского ПУ, в распоряжении краснодарского пограничного управления находятся не только катера, но и сторожевые корабли, которые несут артиллерийское вооружение. От Новороссийска до Керченского пролива – меньше полутора сотен километров. Корабли проекта 14230 «Сокжой» развивают скорость до 50 узлов (92 километра в час), корабли проекта 22460 «Охотник» – до 30 узлов (55 км/ч), а корабли проекта 10410 «Светлячок» и 1241ПЭ «Молния» – до 32 узлов (почти 60 км/ч). То есть за 3 часа они уже войдут в акваторию Азовского моря.
ПСКР «Рубин» проекта 22460 «Охотник» береговой охраны Краснодарского края. Фото eagle-rost.livejournal.com
Проект 14230 «Сокжой» располагает 30-мм артиллерийской установкой, 22460 «Охотник» – такой же 30-мм установкой АК-630, сдвоенным 12,7-мм пулеметом «Корд», вдобавок способен нести вертолет. Это новые суда, спущенные на воду меньше 10 лет назад и построенные с применением современных технологий (в частности технологии «стелс»).
Проект 10410 «Светлячок» вооружен 30-мм пушкой АК-630М и 76-мм АК-176М, а также 16 ПЗРК «Игла» и 2 гранатометами МРГ-1 или ДП-64. А проект 1241ПЭ «Молния», помимо тех же орудий, 16 ПЗРК «Игла» и 7 гранатометов, несет еще и реактивные глубинные бомбы. Все это, конечно, сторожевые корабли, боевые действия для которых тоже не профильная ситуация. Тем не менее они могут стать серьезным фактором.
ПСКР «Новороссийск» проекта 1241ПЭ береговой охраны Краснодарского края. Фото vovanko.livejournal.com.jpeg
Судя по динамике объявления тендеров, сейчас суда приведены в полный порядок. Невиданные по размаху ремонтные работы краснодарское пограничное управление развернуло с 2014 года. В 2014 на средний текущий и (в большинстве случаев) доковый ремонт становились 39 кораблей и катеров, в 2015 – 20, в 2016 – 18, в 2017 – 3, в 2018 – всего 2.
Это означает, что любые пограничные суда в любой момент могут выступить в недалекий поход в Азовское море. И это даже не будет считаться привлечением Черноморского флота РФ.
Для полноты картины стоит упомянуть о сторожевых кораблях, которые базируются в оккупированном Крыму. Хотя бы, например, о трех кораблях проекта 22460 «Охотник» (Балаклава). И еще – о долговременных огневых точках, которые оборудовало Погрануправление ФСБ РФ по оккупированному Крыму.
Устройство сборного пулеметного сооружения СПС-2М. Нет сомнений, что их оборудовали вдоль Керченского пролива
В 2016 году было объявлено два тендера – 15 августа и 27 – на поставку сборных 8 пулемётных сооружений типа СПС-2М с «местом оказания услуги» в Ленинском районе Крыма. Это самая восточная часть полуострова, которая выходит на Керченский пролив. Не приходится сомневаться, где именно установлены эти ДОТы.
Наши действия?
Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука сказал в интервью изданию «Апостроф», что изучается и силовой вариант разрешения ситуации на Азове. Хотя лично он чисто военного решения не видит.
И это понятно. Напомним, что в Азовское море переброшены корабли, которые с Каспия обстреливали ракетами «Калибр» Сирию. (Хотя журналисты указывали на нестыковки: заявленная дальность при стрельбе по морским целям 375 км, а по наземным – 2600 выглядит странно. Но даже при дальности 375 км под угрозой удара с Азова оказываются и Харьков, и Днепр с Запорожьем, и даже Кременчуг.)
Эксперты сходятся в том, что Украине необходимо наращивать присутствие в Азовском море. Это сделать не так-то просто, потому что судостроение – отрасль дорогая и не быстрая. А перебрасывать существующие корабли/катера с западных границ – рискованно: там Приднестровье с российским военным контингентом. Недаром именно на западные рубежи Украина направляет вступающие в строй новые артиллерийские катера проекта 58155 «Гюрза-М».
На сегодня, по словам редактора сайта BlackSeaNews Андрей Клименко, Украина имеет на Азове 18 судов – 2 корабля и 16 катеров в составе мариупольского отряда морской охраны.
– Надо, чтобы все они были вооружены, а экипажи – мотивированы защищать Отчизну, – подчеркивает Клименко.
Ну, и, конечно, – постоянный мониторинг морской обстановки. Радиолокационные станции, пункты технического наблюдения – этому тоже необходимо уделить самое пристальное внимание.
Автор: Александр Белокобыльский, «РГ»
Tweet