Захват «Турбоатома»: суд на службе Григоришина!
Судебная война, развязанная группой российского бизнесмена Константина Григоришина против харьковского «Турбоатома», стала продолжением целой серии «рейдерских» акций, организованных этим скандальным предпринимателем. Его цель – получить контроль над украинским государственным промышленным гигантом. 1 октября юристы Харьковского «Турбоатома» подали в Харьковский хозяйственный суд очередную апелляционную жалобу. Ставшую реакцией на очередное определение о возбуждении производства по делу, которым суд запретил выполнять решения собрания акционеров. Уже во второй раз Харьковский хозяйственный суд блокирует решения собрания.
Ни для кого не секрет, что в Украине суды часто становятся инструментом в рейдерских конфликтах. Мановением руки судья превращает захватчика в «обиженного акционера». При «легализации» рейдерских захватов судьям приходится проявлять ловкость рук, которой позавидовали бы наперсточники. Передвигая наперстки – судебные решения, судьи прячут захватываемое предприятие, которое, как поролоновый шарик, быстро перекатывается из наперстка в наперсток. Вместо бойких уличных мест – залы судебных заседаний, вместо залихватского «кручу-верчу» – стук судейского молотка. Но суть от этого не меняется: наперсток поднимается, а под ним – пустота. Наперсточник прячет ухмылку и предлагает снова сыграть в нехитрую игру.
Руководство харьковского завода «Турбоатом» последние полгода было вынуждено отбивать рейдерские атаки со стороны группы российского олигарха Константина Григоришина.
24 апреля 2007 г. вышел приказ Фонда госимущества Украины об увольнении и.о. генерального директора завода Евгения Белинского и возложении обязанностей и.о. гендиректора на Виктора Субботина – председателя наблюдательного совета харьковского «Мегабанка», миноритарного акционера завода. Для Константина Григоришина, который через подконтрольную структуру владеет более чем 14% акций завода, назначение Субботина означало утрату контроля над «Турбоатомом». Решив рейдерскими методами вернуть контроль над заводом, Григоришин подтвердил свою репутацию одного из самых опасных и опытных рейдеров Украины. То, что 75% акций завода находятся в собственности государства, его совершенно не смутило.
21 мая была предпринята попытка силового захвата «Турбоатома». Формальным основанием для этого стало «странное» решение Хозяйственного суда г.Киева от 18 мая, которое временно запрещало выполнение В.Субботиным обязанностей и.о. гендиректора, но не возобновляло их исполнение Е.Белинским. Решение суда было вынесено по иску ООО «Компания по управлению активами «Сварог Эссет Менеджмент» – той самой структуры Григоришина, которая владеет 14% акций завода. Через три дня суд, очевидно, поняв незаконность собственного решения, тем же составом отменил ограничение полномочий и.о. гендиректора ОАО «Турбоатом» Виктора Субботина, введенное по решению суда 18 мая. Это был первый, но не последний случай, когда судебные решения служили прикрытием для рейдерских атак.
В дальнейшем группа Григоришина предпринимала попытки классическими рейдерскими способами дестабилизировать ситуацию на заводе. Было проведено признанное позже судом нелегитимным собрание наблюдательного совета, на котором избран новый «генеральный директор». Исполняющий обязанности генерального директора Виктор Субботин постоянно получал телефонные звонки с угрозами, а в ночь с 8-го на 9-е августа возле проходной завода прозвучали взрывы пиротехники. Рабочие завода, выбежав из проходной, увидели пожар, который был потушен собственными силами и благодаря начавшемуся дождю. Возле петард, которые не успели разорваться, были обнаружены траурные венки с фотографиями Виктора Субботина.
Точку в этом абсурдном спектакле должно было поставить собрание акционеров ОАО «Турбоатом», которое состоялось 28 августа. Были предприняты беспрецедентные меры безопасности – от рейдеров ожидали любых попыток сорвать собрание. Достаточно сказать, что представители Фонда госимущества, которые должны были представлять на собрании акционеров государство, доставлялись из Киева в Харьков под усиленной охраной, маршрут их передвижения держался в строгой тайне.
Но собрание прошло на удивление спокойно. Акционеры подавляющим большинством голосов избрали Виктора Субботина, бывшего до этого исполняющим обязанности директора завода, полноправным генеральным директором. На вопрос, заданный Субботину одним из харьковских журналистов после собрания акционеров «Чувствуете ли вы себя победителем?», только что избранный генеральный директор ответил, что собрание акционеров – лишь очередной этап, и оказался прав. Война не закончилась, только «линия фронта» переместилась в судебные коридоры.
В тот день, когда проходило собрание акционеров, от имени компании Григоришина «Сварог Эссет Менеджмент» был подан в иск в Хозяйственный суд Харьковской области. В нем было указано, что на момент проведения собрания реестр акционеров не был оформлен надлежащим образом. Зацепившись за формальности, авторы иска забыли или не смогли указать, чьи же именно права нарушило руководство «Турбоатома», проведя собрание акционеров.
Но Украина – «правовое» государство, поэтому усомниться в легитимности собрания акционеров может любой акционер. Интересно другое. На следующий день суд принял определение о возбуждении производства по делу, в котором «Турбоатому», а также «любым лицам» было запрещено выполнять решения собрания акционеров. То есть Хозяйственный суд, не рассмотрев заявление, не проведя не одного заседания, не выслушав аргументы сторон, заблокировал решение собрания акционеров. Такое решение суд принял на основании ходатайства «Сварог Эссет Менеджмент», причем ходатайства этого… не было. Суд ссылается на это ходатайство в своем решении, однако в приложениях к иску этого документа нет. Нет этого ходатайства и среди документов, прошедших через канцелярию суда. Остается только догадываться, в какой форме ходатайствовало ООО «Сварог Эссет Менеджмент», прося суд заблокировать решение собрания акционеров, и чем эта просьба была подкреплена.
Кроме избрания Виктора Субботина, на собрании акционеров рассматривалось 17 важнейших для «Турбоатома» вопросов. Были приняты такие решения, как утверждение результатов деятельности ОАО «Турбоатом» за 2006 год, распределение полученной прибыли, выплата акционерам дивидендов, перевод выпуска акций из документарной в бездокументарную форму. Блокирование этих решений фактически парализует нормальную работу «Турбоатома», поэтому дважды – 30-го августа и 4-го сентября – ОАО «Турбоатом» обращалось в Харьковский апелляционный суд с жалобами, прося отменить определение Хозяйственного суда в части удовлетворения ходатайства «Сварог Эссет Менеджмент», разблокировав тем самым решения собрания акционеров.
Исчерпав юридические способы нормализовать работу, работники завода 5-го и 18-го сентября провели возле здания Харьковского апелляционного суда пикеты. Только после этого в суде стали понимать – дальнейшее продолжение блокирования решений собрания акционеров чревато скандалом. 25 сентября числа апелляционный суд вынес таки постановление об удовлетворении апелляционных жалоб «Турбоатома».
Казалось бы, инцидент исчерпан, но задача наперсточника, пусть он и в судейской мантии, – продемонстрировать «клиенту» пустой наперсток. Несмотря на разблокирование постановления о запрете исполнять решения собрания акционеров, эти решения сразу же оказались вновь заблокированными.
За день до того, как Харьковский апелляционный суд «одумался», в Харьковский хозяйственный суд было подано еще одно исковое заявление, на этот раз от бывшего директора «Турбоатома» Евгения Белинского. Белинский, потеряв должность генерального директора, не задумываясь, стал на сторону рейдеров и начал с энтузиазмом «топить» завод, на котором проработал 30 лет. Именно Белинский руководил первой попыткой рейдерского захвата «Турбоатома», поэтому тот факт, что на этот раз «обиженной стороной» выступил именно он, никого не удивил. Удивило то, что исковое заявление Белинского практически повторяет заявление «Сварог Эссет Менеджмент», поданное около месяца назад, – те же невнятные намеки на проблемы с реестром акционеров и то же отсутствие сведений о том, чьи же права нарушило ОАО «Турбоатом», проведя собрание акционеров. К исковому заявлению Белинского также не прилагается ходатайство об обеспечении исковых требований. А 26-го числа в определении о возбуждении производства по делу на этот раз по иску Белинского прозвучала знакомая формулировка «запретить каким бы то ни было физическим и юридическим лицам до рассмотрения дела по сути исполнение решений собрания акционеров ОАО «Турбоатом».
Принимая решение об удовлетворении апелляционной жалобы «Турбоатома», судьи-наперсточники, очевидно, уже знали о том, что второе исковое заявление будет подано, поэтому «наперсток» оказался пустым – фактически, блокирование решений собрания акционеров продолжилось. Завод оказался под другим наперстком – новым постановлением суда о блокировании решений собрания акционеров.
Первого октября юристы «Турбоатома» подали апелляцию. Возможно, суд и в этот раз снимет ходатайство об обеспечении исков «обиженных» акционеров, в то время как на свет появится новый иск. И так может продолжаться до бесконечности. У «Турбоатома» – несколько тысяч акционеров. Скупить немного акций и забрасывать «благосклонно настроенный» суд исками не представляет особого труда.
Можно было бы восхититься коллизиями украинского законодательства и ловкостью судейских чиновников, но «Турбоатом» – это не шарик, перекатываемый из наперстка в наперсток руками мелкого мошенника. «Турбоатом» – это промышленный гигант, более 60% продукции которого идет на экспорт, это пять тысяч рабочих мест, это почти 23 миллиона чистой прибыли только за первое полугодие и 42 миллиона отчислений в государственный бюджет за тот же период.
75% акций ОАО «Турбоатом» принадлежит государству, поэтому ситуацией вокруг завода должны быть озабочены прежде всего государственные чиновники. Но политический кризис и перевыборы отодвинули проблемы «Турбоатома» на задворки чиновничьего сознания. За редкими исключениями призывы руководства завода положить конец рейдерским атакам и дать возможность нормально работать остаются без ответа. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей – производства турбин, руководство «Турбоатома» вынуждено практически в одиночку отбивать рейдерские атаки. Возможно, перевыборы принесут долгожданную политическую стабильность, и рейдерские атаки против государственного предприятия, которое во многом определяет репутацию Украины за рубежом, будут прекращены. А до тех пор, очевидно, судейские наперсточники будут продолжать обходиться с «Турбоатомом», как с поролоновым шариком, ловким движением рук бросаемым от наперстка к наперстку.
Сергей Ермаков, «Харьков криминальный», специально для «УК»