Дети улиц: жертвы сутенеров, токсичного клея и больного общества (фоторепортаж)
Они существуют негласно, тихо шурша кульками с клеем в подворотнях или надрывно раздражая едущих на работу людей попрошайничеством в метро. Их боятся даже взрослые, они идут на все, чтобы выжить в мире, в котором они значат не более чем куча лома на свалке. Они – дети улицы, болезнь всех уличных мостовых и подворотен времен социальных и экономических потрясений, и проблема, нуждающаяся в действительном решении, не ограничивающемся строительством приютов или спецшкол. УК продолжает цикл материалов посвященных проблемам бездомных детей.
Безразличие к будущему
Эти дети не просто брошенные марионетки, смирно сидящие в углу истории. Они выходят и грабят, насилуют и убивают, чтобы показать миру свое существование. Откуда же берутся беспризорные дети? Причин может быть множество: жестокость родителей, авторитарное воспитание, или непонимание, нежелание заниматься ребенком и его проблемами; сложная социально-экономическая ситуация страны, переходящей от тоталитаризма к демократии; и так далее. Но самой главной причиной оставалось и будет оставаться безразличие на разных уровнях.
Безразличие родителей, рожающих если не потому, что за это заплатят, то потому, что нет другого выхода, или не успели вовремя подоспеть с абортом. Если после войн начала прошлого века, когда было зафиксировано огромное количество бездомных детей, у этих детей попросту не было родителей, и им поневоле приходилось выживать на улице, то сейчас эта ситуация становится все более запутанной и неоднозначной.
Родители брошенных на произвол улицы детей – чаще всего живые люди, обычные граждане своей страны. Ребенок – кукла в их руках, собственность, которую, они думают, что могут отнести обратно в магазин, если она сломается или надоест.
О безразличии окружающих людей говорить приходится мало – об этом все знают. Опасливо косясь на стайку детей с кульками в руках или одиноких зверенышей с взрослыми глазами, они даже не подозревают о том, насколько глубока эта проблема.
Страшно не только то, чем занимаются эти дети на улице, как они живут и долго ли живут вообще. Попадая на улицы с шести лет, в восемь они начинают грабить, в десять – убивать, а до двенадцати могут и не дожить, становясь жертвами сутенеров, токсичного клея и больного общества.
По данным милиции, такие дети раньше становятся частью преступного мира, пожив месяц на улице, они не могут вернуться к обычной социальной жизни, они привыкают выживать, прикладывая к этому максимум усилий и не думая о средствах. Поэтому бояться нужно в первую очередь того, что является причиной такой распространенности этого социального анти-феномена, девиации, которая вскоре станет нормой для демократических стран.
Несмотря на то, что бездомные дети – явление, характерное не только для стран бывшего СССР (к слову сказать, тяжело восходящих на пьедестал демократических достижений), но и для развитых стран Европы и Америки, о его реальных масштабах известно мало. «Никто не знает истинных объемов этой проблемы, но ее надо решать», – будучи премьер-министром, сказала когда-то Юлия Тимошенко. Были ли предприняты какие-то меры или вынесены решения по этой проблеме, или же все остается лишь в перспективных обещаниях и тускло маячащих социальных рекламах, останется на совести политиков и государства. Зачем заниматься беспризорниками, если можно прокричать два-три лозунга перед очередными выборами, и дело в шляпе – ты у руля, только что делать с ним, знаешь не очень отчетливо?
Пришельцы нашего времени
Эти маленькие пришельцы с серо-зелеными лицами и жестоким взглядом, обитающие на стройках, в трущобах и канализациях, питающиеся легкими булочками и тяжелыми наркотиками, собирающие букеты заболеваний по всем городам – обратная сторона сытой жизни, насыщенной вспышками фотоаппаратов, блеском лакированных ботинок и волос и запахами дорогих одеколонов. А между тем, за пафосом и крикливостью пред- и послевыборных гонок, не видны настоящие социальные проблемы, решать которые нужно здесь и сейчас, не откладывая их на после социологических исследований, опросов и срезов.
Почему бы в целях поднятия рейтинга у сердобольных и не отягощенных твердолобым цинизмом граждан не вложить деньги в строительство приюта для беспризорников с соответствующим подбором педагогов и воспитателей вместо строительства очередного бетонно-стеклянного скелета гостиничного или торгового типа? Почему действия остаются только написанными в ярких политических программках, которые раздают возле переходов те же брошенные юнцы, а не выполняются в реальной, не такой яркой жизни?
Еще одна сложность ситуации заключается в том, что никто не может дать адекватную статистическую оценку количеству бездомных детей в Украине – чаще всего она проводится на основе того, сколько детей проходит через детские дома и приюты. Ежегодно через эту систему проходит около 30 тысяч детей, но, к сожалению, реальная цифра приближается к ста тысячам маленьких бродяг. Почти каждый первый беспризорник употребляет наркотики и алкоголь, каждый третий – вич-инфицирован, а 80% процентов таких детей болеют кожно-венерическими инфекциями.
Бездомные дети не всегда находятся за кулисами нашей с вами жизни, не всегда же они работают на цыганских баронов, продавая свой труд за еду, дозу и спальное место. Они существуют насквозно – между домами, в узких щелях; между ночлегом под канализационным люком и наземной, нормальной жизнью, которой их не по праву лишили; между существованием и смертью, статистику которых никто не может сосчитать. Они как ненужная куча лома на обочине куда-то спешащей эпохи глобализационных свершений, техногенных революций и демократических войн. Они – это мы с вами в недалекой перспективе. Перспективе безразличия, беспомощности и бездомности.
КСТАТИ
Согласно информации Департамента коммуникаций власти и общественности секретариата Кабинета министров Украины 130 тысяч беспризорных детей живут в Украине. По неофициальным данным их гораздо больше.
Большинство беспризорников – дети школьного от 6 до 16 лет (76%) возраста, дошкольники – 13%, и 11% составляют подростки старшее 16 лет. Около 80% малолетних бродяг – мальчики.
При этом почти 50% детей не представляют себя с родной семьей и не желают возвращаться домой.
По мнению ЮНИСЕФ в Украине, многочисленные факты свидетельствуют, что распространенность ВИЧ среди детей и молодежи, которые живут на улице, достигла опасно высокого уровня. В частности, из 25 детей, проверенных на ВИЧ в Киеве в 2005 году, 5 или 20% признаны ВИЧ-положительными. В то же время из 29 детей, проверенных на ВИЧ в Одессе в 2004 году, 69% признаны ВИЧ-положительными. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Детским Фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ),
В ходе исследования, в Одессе 32,5% опрошенных детей сообщили, что пострадали от сексуального насилия и эксплуатации за последние 6 месяцев. В то же время среди опрошенных детей в Киеве 76% и в Одессе 94% сообщили об опыте употребления наркотиков; 18% детей в Киеве и 39% в Одессе признали, что получали вознаграждение за сексуальные услуги, только 43% детей в Киеве и 33% в Одессе знают о путях передачи ВИЧ-инфекции.
Исследования проводились при содействии ЮНИСЕФ и Международного благотворительного фонда “СПИД Фонд Восток-Запад” совместно с Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта, с октября 2005 по июль 2006 гг. В опросе приняли участие 650 детей в возрасте от 10 до 19 лет в Киеве и Одессе.
Более подробный фоторепортаж можно посмотреть в этом разделе. Дети украинских улиц (фотошок)
Фото: Девид Гилландер (David Gillander)
Василиса АЛЕКСАНДРОВА, специально для УК