Днепропетровская дыра в экономике: «Приват» не платит по счетам
Большинство предприятий, прямо или опосредованно аффинированные с группой «Приват», работают с годовой прибылью в несколько миллионов гривен, иногда даже нескольких сотен тысяч гривен. Это при том, что аналогичные предприятия других крупных бизнесменов получают официальную прибыль в десятки и сотни миллионов долларов! Что красноречиво говорит о тех схемах и способах ведения бизнеса, которые использует руководство ФПГ. Украинский бизнес с 2004 года претерпел колоссальные изменения. За это время большинство предпринимателей успели не только выйти из тени, но и построить социально ответственные, современные корпорации, готовые к выходу на мировые рынки. По мнению многих аналитиков, особняком стоит группа «Приват»: часть акционеров, входящих в группу предприятий, мало заботит состояние, перспективы и развитие принадлежащих им предприятий.
Американский бизнес в свое время начинал с того же, что и украинский сейчас. США пережили аферы времен Дикого Запада, бутлегерство в период сухого закона и максимальное использование ресурсов без заботы об экологии и обществе в эпоху Рональда Рейгана. Многие известные американские семьи и предприниматели сколотили состояние нечестно. Однако за последние 20 лет бизнес в Штатах кардинально изменился, и ни один предприниматель не решится сегодня торговать запрещенной продукцией или выливать в реки отравленную химией воду. Если бы такие случаи появились, это по крайней мере вызвало бы сильнейшее удивление и негодование в стране.
Вся активность большинства украинских предпринимателей уже три года направлена на то, чтобы построить современные корпорации, акции которых будут котироваться на международных биржах. В основу их работы кладутся принципы прозрачности и социальной ответственности. К сожалению, один из лидеров группы «Приват» до сих пор не может оторваться от стандартов девяностых, когда главной целью бизнеса было максимальное получение прибыли от подконтрольных предприятий.
Откровения для правды
В одном из интервью «УП» не последнее лицо в группе «Приват» Геннадий Корбан в сущности прямо дал понять, что в планы бизнес-группы не входит отказ от работы по прежним схемам. Более того, господин Корбан подверг критике предпринимателей, которые больше других преуспели в строительстве современных международных корпораций. В состав группы «Приват» входит множество активов. Сам Геннадий Корбан описал их так — это очень большое количество ферросплавных, нефтяных, металлургических, коксохимических, машиностроительных предприятий, а также торговая марка «Биола».
«Но нельзя сказать, что группа «Приват» — это некая группа или некое юрлицо, которое принадлежит двум или трем людям. Это просто группа партнеров», — пояснил господин Корбан.
Попытавшись определить, сколько же прибыли приносит столь мощная и развитая империя, мы подняли официальные данные предприятий, входящих в группу «Приват», за 2006 год. Выяснилось, что большинство предприятий, прямо или опосредованно аффинированные с группой «Приват», работают с годовой прибылью в несколько миллионов гривен, иногда даже нескольких сотен тысяч гривен. Это при том, что аналогичные предприятия других крупных бизнесменов получают официальную прибыль в десятки и сотни миллионов долларов!
Только одно это сравнение красноречиво говорит о тех схемах и способах ведения бизнеса, которые использует руководство ФПГ.
Арифметика НЗФ
Пресловутый механизм «минимизации налогообложения», используемый группой «Приват», кстати, не единожды подвергавшийся критике со стороны самых высоких чиновников из ГНАУ, Минфина и правоохранительных органов, можно четко проследить на примере ОАО «Никопольский завод ферросплавов» (НЗФ).
Напомним, что в 2005 году это предприятие, где у «Привата» 26% акций, единолично управлялось «Интерпайпом». Именно последнее вызывало негодование у главного акционера «Привата».
Как заявлял тогда заместитель председателя правления ПриватБанка Тимур Новиков, НЗФ приносит $238 млн. реальной годовой прибыли. А это означает, что каждый день работы на НЗФ позволял получить $653 тыс. чистой прибыли.
Тогда генеральный директор НЗФ Александр Неустроев провел пресс-конференцию, на которой обнародовал финансовые результаты завода по итогам девяти месяцев 2005 года.
«У нас прибыль за девять месяцев хоть и составляет всего 153 тысячи гривен, но это реальная прибыль. В то же время на Стахановском и Запорожском ферросплавных заводах, принадлежащих группе «Приват», вообще одни убытки, — сообщил г-н Неустроев. — Снижение прибыли связано с общим ухудшением конъюнктуры на международном рынке ферросплавов. Потому что такого хорошего с точки зрения конъюнктуры года, как прошлый, у нас уже не будет».
«Доходность ферросплавного бизнеса в последнее время действительно упала. Но объем прибыли в 153 тысячи гривен — это просто смешно, — заявил тогда председатель наблюдательного совета близкой к группе «Приват» компании «Славутич-Регистратор» Геннадий Корбан.— Речь идет о крупнейшем ферросплавном заводе Европы, у которого в принципе не может быть такой низкой прибыли. Думаю, что главе Фонда госимущества Валентине Семенюк стоит разобраться в этом вопросе». По словам господина Корбана, прибыль оседает на счетах трейдеров, работающих с меткомбинатом, а также поставщиков, поставлявших НЗФ руду. «Эти компании поставляют сырье по завышенным ценам, а продукцию реализуют по заниженным. Контролирует их «Интерпайп», — рассказывал два года назад господин Корбан.
И вот в начале 2006 года «Интерпайп» для того чтобы остановить судебные разбирательства за НЗФ, пошел на уступки «Привату». Последний поставил на предприятие лояльного ему генерального директора, а также начал снабжать НЗФ рудой с собственных Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов.
Что же изменилось с тех пор в финансовых показателях завода, работающего теперь уже в новых и — как предполагалось — более выгодных для него условиях? По итогам прошлого года прибыль предприятия составила… 1,152 млн. грн. То есть — не удивляйтесь, это не ошибка — буквально в тысячу раз меньше, чем ее оценивали сами же представители группы «Приват».
Отсутствие модернизации и инвестиций
Постоянное выкачивание денежных средств из предприятий приводит к тому, что большинство активов группы «Приват» хронически недополучают средства на реконструкцию мощностей и, по оценкам экспертов, находятся на гране техногенной катастрофы.
«В нефтяной отрасли сегодня два наиболее технологически отсталых НПЗ — принадлежащие этой ФПГ Надворнянский и Дрогобычский. Они оказались совсем не готовы к производству бензина по стандартам Евро-2, которые вводятся в следующем году. Бензин, который выпускают на этих заводах, вообще сложно назвать бензином — это скорее газоконденсат с присадками», — рассказал аналитик научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
С ним соглашается и генеральный директор ПХО «Металлургпром» Василий Харахулах. «Днепропетровский меткомбинат имени Петровского сегодня, пожалуй, самый отсталый в отрасли. И вообще если другие предприниматели только успевают проводить один инвестиционный проект за другим, группа «Приват» за последние пять лет стала просто лидером по отсутствию инвестиций на своих предприятиях», — рассказал господин Харахулах. По экспертным оценкам, недофинансирование по предприятиям группы сегодня превысило $2,5 млрд.
Налоговый рай
Разумеется, с таким подходом к ведению бизнеса у группы «Приват» давний опыт противостояния с налоговыми органами.
Еще в конце июня прошлого года глава ГНА во Львовской области Виталий Хилюк заявил, что Генпрокуратура возбудила два уголовных дела по факту уклонения от уплаты налогов ОАО «НПК «Галичина», в котором группе «Приват» принадлежит 32,86% акций. В ответ «Галичина» подала в Хозсуд Львовской области иск, которым оспорила обвинения областной ГНА.
Позже глава Государственной налоговой администрации Украины Александр Киреев обвинил ОАО «Днепровский меткомбинат им. Петровского», чьим основным владельцем является группа «Приват», в применении схем минимизации налогов через компанию «Днепр-96». По его словам, использование схем оптимизации налогов привело к недополучению госбюджетом 40 млн. грн. налога на прибыль и НДС». Как сообщил заместитель директора департамента контрольно-проверочной работы ГНАУ Вячеслав Черкашин, компания «Днепр-96» является номинальным потребителем продукции «ДМК им. Петровского». «Они покупают товар по заниженным ценам, а поставляют на завод сырье по завышенным, — объяснил господин Черкашин.— Вся прибыль с товара оседает на счетах «Днепра-96». Эта фирма только за 2005 год документально оформила множество разных операций по всей Украине, что привело к колоссальным убыткам».
В апреле этого года ГНАУ сообщила, что украинские предприятия в I квартале текущего года минимизировали налоговые поступления на сумму 2,845 млрд. грн. ($564,5 млн.). В самых масштабных занижениях платежей замечены предприятия группы «Приват», которым ГНАУ предъявила претензии на $47 млн.
А в начале сентября ГНАУ выявила схемы налоговой минимизации с помощью нетипичного экспорта на сумму более 4 млрд. грн., использованных сотней предприятий для уменьшения уплаты налога на прибыль и завышения возмещения НДС почти на 800 млн. грн. Большую часть нетипичного экспорта, по данным ГНАУ, обеспечила группа «Приват».
Любопытно, что все эти расследования закончились ничем. Предприятия группы продолжают активно минимизировать налоги и, по оценкам экспертов, в результате этого государство недополучило 800 млн. гривен.
«Я не понимаю, куда вообще смотрит налоговая инспекция… Я хотел бы обратиться в ГНАУ к первому вице-премьер-министру Николаю Яновичу Азарову проверить информацию о происходящем на предприятиях этой группы», — заявил народный депутат Василий Киселев.
Приводим таблицу декларируемой и реальной прибыли входящих в состав группы «Приват» предприятий, из которой видны объемы налоговых потерь государства. Таблица составлена на основе данных Concorde Capital, «Ренесанс Капитал», Украинской ассоциации предприятий черной металлургии, Ассоциации украинских банков, а также НТЦ «Психея».
Разумеется, невозможно с абсолютной точностью подсчитать налоговые потери государства. Их можно оспаривать, утверждая, что они значительно меньше или, напротив, больше указанных. Мы не претендуем на абсолютную истину.
Но, проанализировав эти данные, можно лишь вообразить число несостоявшихся социально-значимых проектов, финансирование которых было заморожено по причине нехватки средств. И для получения этих средств не обязательно привлекать инвестиции, делать государственные займы, создавать новые рабочие места. Всего лишь и требуется — вести бизнес строго в рамках существующего законодательства.
Феликс Горовский, 2000