Бойцы невидимого фонда

Молодые москвичи сами борются с преступностью и гордятся этим: считают, что только так можно победить криминал. Собственное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков организовали несколько жителей Москвы. Иван Федорей уточняет с оперативниками УБОП детали операции по задержанию наркоторговца в одном из спальных районов.

Осенью прошлого года в Москве заработал фонд «Город без наркотиков», созданный по аналогии с одноименной екатеринбургской организацией. Сотрудники фонда фактически взяли на себя часть функций наркополицейских: следят за торговцами наркотиками, участвуют в погонях и сидят в засадах. Представители других фондов, которые занимаются профилактикой наркомании, считают методы «Города без наркотиков» недопустимыми.

Борьба

В фонд приходят обычные ребята с улицы, которые знают, что происходит в городе, говорит Евгений Ройзман, создатель екатеринбургского «Города без наркотиков».

«В какой-то момент я увидел, что <…> наркотиков и наркоманов на улицах моего города становится больше, и понял, что с этим надо бороться», — рассказывает Иван Федорей, президент московского фонда. Сам он тоже волей-неволей пострадал от дейст- вий наркоторговцев, хотя просил не уточнять, как именно.

В Москве количество смертей от передозировки в последние годы увеличилось в два раза, то есть и количество наркотиков, в первую очередь героина, в городе выросло в два раза, утверждает Иван.

Методы

Первая операция фонда прошла в сентябре. Фондовцы выследили наркоторговцев возле клуба «16 тонн». «Мы точно знали, что у них на кармане есть героин, мы просто подошли к первому постовому, показали пальцем на барыг и сказали, что их можно брать», — рассказывает Федорей.

Сейчас Фонд сотрудничает с Госнаркоконтролем и с московским Управлением по борьбе с организованной преступностью (УБОП). «Плотнее всего мы сотрудничаем с УБОПом, особенно после того как мы им одну «жирную» [значимую] информацию подкинули», — говорит Иван Федорей.

Фондовцы собирают сведения о точках, где продают наркотики, следят за ними, проверяют полученную информацию. Иногда делают пробные закупки, чтобы убедиться в достоверности данных. После этого всю информацию они передают оперативникам и вместе с ними разрабатывают план операции. Фондовцы полагают, что в борьбе с наркотиками все законные средства хороши.

Недавно при помощи работников фонда УБОП задержал торговцев метадоном, героином, кокаином, работавших в районе Дорогомиловской.

На проведение операций и содержание фонда, по словам Федорея, тратятся личные деньги сотрудников, которых всего десять человек. Пожертвования со стороны есть, но маленькие.

Противники

Представители других фондов, занимающихся профилактикой наркомании, считают, что методы «Города» недопустимы. Эти фонды противостоят наркоугрозе по-другому: беседуют с молодежью, выпускают информационные буклеты, устраивают конкурсы плакатов и сочинений. Это долгосрочная программа борьбы с наркозависимостью. Конечная цель — формирование у молодежи морального иммунитета к употреблению наркотиков.

То, чем занимается «Город без наркотиков», — не метод, говорит Александр Алексеев, президент фонда по профилактике и реабилитации больных наркоманией «Нарком». Надо заниматься пропагандой здорового образа жизни, а не наручниками к батарее наркоманов приковывать. Алексеев намекает на екатеринбургский реабилитационный центр «Города без наркотиков», где, как говорили, наркоманов фактически лишали свободы на период ломок.

Правоохранители

Выполнять некую роль народных дружин — это нормально, говорит Геннадий Гудков, депутат Госдумы. Но если они начнут сами проводить оперативно-следственную работу — это приведет к тяжелым последствиям.

«Сегодня состояние борьбы с наркотиками таково, что ничего не надо выслеживать, задача — достучаться и докричаться до правоохранительных органов, чтобы они приняли необходимые и установленные законом меры», — отметил Гудков.

Оперативникам, борющимся с наркоторговлей, также важно получать информацию не от анонимов, а от проверенных источников. В пресс-службе столичного УБОП отметили, что их ведомство достаточно эффективно сотрудничает с «Городом без наркотиков».

История города без наркотиков

Начало

Фонд «Город без наркотиков» был создан в марте 1998 года в Екатеринбурге.

Деятельность В 1999 году зарегистрирован пейджер «Без наркотиков», куда граждане посылали сообщения о точках наркоторговли. Сотрудники фонда выслеживали наркоторговцев, обнародовали информацию об известных дилерах и их покровителях в правоохранительных органах.

Подозрения

В прессе неоднократно звучали обвинения в адрес «Города без наркотиков» в сотрудничестве с объединенным преступным сообществом «Уралмаш». Также сотрудников фонда обвиняли в жестоком обращении с наркоманами, поступившими на излечение в реабилитационный центр «Города».

Итоги

К лету 2006 года было проведено 1200 совместных операций фонда с правоохранительными органами, в результате которых задержано и привлечено к уголовной ответственности 1932 наркоторговца.

География

Сейчас фонд действует в Москве, Ангарске и Нижнем Тагиле.

Другие страны: как граждане помогают правоохранителям

Neighborhood watch («соседский дозор» — англ.) — гражданские организации, члены которых следят за общественным порядком рядом с домом. Если они подозревают кого-то в совершении преступления, то информируют полицию. Система действует в США, Великобритании, Австралии, Канаде, Новой Зеландии.

Crimestoppers («те, кто останавливают преступления» — англ.) — международная программа, позволяющая гражданам информировать власти о совершенных или готовящихся преступлениях, при этом оставаясь полностью анонимными. Также граждане могут получать за эту информацию вознаграждение.

Community patrols («общественные патрули» — англ.) — патрулирование улиц гражданами. Если они видят что-то подозрительное, сообщают в полицию. Система работает в Новой Зеландии.

Mishmar Ezrachi («гражданская гвардия» — иврит) — действующая в Израиле гражданская организация, осуществляющая поддержку полиции. Ее сотрудники патрулируют улицы, в том числе и на автомобилях, следят за порядком.

Royal Canadian Mounted Police Auxiliary («помощники Королевской канадской конной полиции» — англ.) — добровольцы, осуществляющие полицейские функции в Канаде. Они носят форму, практически идентичную полицейской, но действуют только в сопровождении офицера полиции.

Алексей Терехов, Мой район

You may also like...