Выборы в Киеве: казалось бы, куда «грязнее»?

Но нет же: видать, есть куда! Во всяком случае, киевским выборам, что грядут 25 мая, аналитики и политологи в один голос сулят «грязи» и оболе, чем поздней осенью на непролазной дороге. «Честным» кандидатам на место Противникам мэра Л.Черновецкого неймется… Но киевлянам, похоже, все равно.Впрочем, войны компроматов хоть на каждого в отдельности, хоть на всех «скопом» кандидатов (а их в общей сложности около восьми десятков), жаждущих с помпой въехать в главный кабинет на Крещатике, 36, мало кого из киевлян беспокоят.

И даже рейтинги не трогают, поскольку практически все «опросы» являются ярчайшим доказательством социологического обмана.

Чем больше платишь, тем выше рейтинг

В картине под названием «процент доверия», представленной одновременно, но разными исследовательскими центрами, диапазон данных настолько огромен, что верить им могут только очень наивные.

Вот, допустим, рейтинг Кличко — от 13 до 30%. Такое может быть?

Цифры по Турчинову не менее удивительны. Одни дают ему 6%, другие — 15%, третьи — 27%.

С Пилипишиным та же история: кто поверит в «разницу» эдак процентов в 10—11?

Разнобой в рейтингах Омельченко достигает 7,5% (от 1,4% до 9%), Горбаля — где-то 5,5% (одна фирма пишет 0,6, другая — 6,1%).

У Катеринчука разница посущественней — аж 12%.

Вывод прост: чем больше платишь, тем выше рейтинг.

Платили и прежде, конечно. И раньше рейтинги «делали». Но не с такой откровенной «похибкою» в полтора-два десятка процентов!

«Социологическое сопровождение в этой кампании стоит от 7 (для откровенно непроходных кандидатов и партий) до 25 тысяч условных единиц. «Социология» парламентских выборов почти не отличается», — со ссылкой на агентство УНИАН сообщает сайт vlasti.net.

«Нарисовать 3 проходных процента (на выборах в Киевраду) какой-либо аграрной или зеленой партии социологическая структура, которая не очень заботится о своей репутации, может за 5 тысяч долларов. А вот девятнадцать процентов Николаю Катеринчуку стоят значительно дороже. Так же недешево обойдется, например, публичное обещание рейтинга в десять процентов Александру Омельченко. Такой социологический обман не честен не только по отношению к избирателю, но и к другим партиям», — делает вывод автор материала.

За кого «держат» электорат?

Жители города, на период выборов именуемые «электоратом», вряд ли поверили хоть каким-то обещаниям кого-либо из кандидатов, начертанным на их многочисленным бигбордах. Обещают все.

От яблоневых садов в цвету вместо заправок до бесплатной раздачи квартир. Кое-кто собирается выселить президента на околицу. Интересно, знает ли тот об этом и то, что обещает это сделать один кандидат из его же пропрезидентской фракции?

Некоторые грозятся посадить оппонентов за коррупцию. При этом оппоненты обещают то же самое.

Один уверяет, что если станет мэром, то пожарные, «скорая», милиция и примкнувшая к ним служба газа будут приезжать через 15 минут. А другой говорит — через 10.

http://www.unian.net/rus/news/news-250098.html

Еще один обещает платить за новорожденного в Киеве столько же, сколько платит или по крайней мере обещает платить государство. Но поскольку рейтинг этого кандидата не особо впечатляет, есть основания утверждать, что этим посулам не сбыться.

Электорат, умудренный опытом исключительно из-за того, что многократного обжигался на подобных обещаниях, к нынешним призывам относится философски.

Поэтому если и читают надписи на бигбордах, то в основном про «умного», «сильного», «красивого», причем воспринимают должным образом: с юмором, реже — с сарказмом.

«Киевская гонка неумолимо подходит к финалу, а креатива избирательных штабов хватило разве что на поток «чернухи», заказную социологию и завешивание столицы билбордами. Факт налицо: несмотря на наличие серьезных финансов, кампания оказалась убогой, дилетантской и вялой. Даже слоганы — и те однотипные», — совершенно справедливо пишет издание «Сейчас».

Улыбающимися физиономиями «сильных-красивых-умных» увешаны столбы, заборы. Щитами с их изображениями уставлены тротуары, а воздушное пространство над проспектами уплотнено «растяжками» все с теми же довольными собой кандидатами.

Там они уже ничего не обещают. А просто-таки настаивают: «Києву потрібен мер…» Далее следует фамилия.

Стоя в пробке на одном из киевских мостов (приблизительно посредине пути), можно наблюдать такую картину. На расстоянии нескольких метров — три одинаковых по форме и содержанию «растяжки». Там говорят, какой мэр нужен городу.

Разница — лишь в портретах кандидатов. И, естественно, фамилиях.

«Жиголо»

Если верить сайту одного из многочисленных кандидатов — Николая Катеринчука, то всего его штаб придумал вариантов предвыборных слоганов на тему «соромно» — числом 11.

Ну, это там, где стыдят за отсутствие закона «о двух турах», за то, что Киев может выбрать боксера и т. д. А если верить источникам, близким к разработчикам этих самых катеринчуковских слоганов, то «соромно» изначально было больше. По крайней мере 12.

Так вот двенадцатый, говорят, забраковали по причине плохо скрываемого нарциссизма. «Соромно, якщо виберуть не…» И фамилия понятно кого. Но задумка провалилась: предполагаю, побоялись «накаркать».

Правда, его штабисты (а чьи ж еще?) додумались раскручивать тему «красивости» (кто не помнит «Києву потрібен красивий мер»?)

И чем эта «красивость» закончилось? Кое-где на одних бигбордах кто-то подописывал (под «красивим»): «геї України за Катеринчука!», на других — «жиголо».

«Худшая политическая реклама» — по поводу бигборда Катеринчука (адресованного по большей части все же женщинам) написал на сайте Корреспондент один из авторов.

Речь шла о том самом бигборде, где рядом с Николаем Дмитриевичем стояла надпись: «Наші жінки — найчарівніші в Європі. Ми пишаємось вами».

«В Европе кто-то сравнивал наших женщин с местными? Или кто-то сюда приезжал, чтобы сравнивать? Напрашивается следующий вывод: «Наших проституток давно уже оценила вся Европа. Они считаются самыми красивыми. Дорогие женщины, мы вами гордимся!» — вот так воспринял катеринчуковскую уличную рекламу другой автор того же сайта.

И с ним трудно не согласиться.

«Из-за тебя, Николай, «Космос» и дальше будет мэром»

Когда тему внешности штабисты Катеринчука решили отодвинуть как бы на второй план (вероятно, дошло, что это не Ален Делон, хотя кандидат по-прежнему более чем двусмысленно улыбается буквально с каждого столба), ее заменили на сериал про «Соромно».

«За мера має бути не соромно». Ими обрисовывали маршрутки. Но вскоре из фразы исчезло слово «не».

Тогда остальные варианты с «соромно» стали писать безадресно (дабы ничья рука не попортила лик и ФИО Николая Дмитриевича). Хотя и так все понимают — чье авторство: «Соромно, коли нас переконують голосувати за професійного боксера…»

А почему, собственно, «соромно»? Как рассказывает сайт «Обком», «совсем недавно Николай Катеринчук подъезжал с «деловым предложением» к Виталию Кличко, но тот почему-то не вдохновился идеей объединить усилия. Не знаем — то ли у Николая Дмитриевича обнаружился чрезмерный аппетит, то ли у Виталия Владимировича — чрезмерная самоуверенность, но договориться не вышло».

То есть тогда ему объединиться с боксером было не стыдно. А теперь другим (кому боксер почему-то нравится) должно стать стыдно.

Кстати, этот эпизод с неудавшимся объединением кандидатов был красочно описан:

«…По словам очевидцев, разговор Кличко и Катеринчука перешел во взаимные обвинения в поисках того, кто создаст больше предпосылок для победы Черновецкого: «Из-за тебя, Николай, «Космос» и дальше будет мэром», — сказал Кличко. «Не из-за меня, а из-за тебя», — ответил ему Катеринчук».

Нет, таких не берут в космонавты.

Теплый дом для бандитов

Если у читателя складывается впечатление, что многовато сказано о Катеринчуке как одном из многочисленных кандидатов, то это лишь по той причине, что на самом деле количество бигбордов, билбордов, лайтбоксов, наклеек, листовок и прочей продукции с его портретом в несколько раз превышает аналогичный набор «агиток» кого бы то ни было из коллег по мэрскому забегу.

Хотя, конечно, этот факт не является поводом, чтоб не сказать по паре слов и о других (кто волею рейтингов — о чем сказано выше — попал в первую «семерку»).

Вот, допустим, г-н Омельченко… Признаюсь, с содроганием смотрю на бигборды с Александром Александровичем, где обещано: «Було добре, буде краще».

Это ж кому, простите, во времена его правления «було добре»?

В канун выборов на его сайте проводилась веб-конференция. Одна из реплик, обращенная к бывшему мэру, желающему вернуться в то же кресло: «Киев перестал быть городом для киевлян, он стал кормушкой и теплым домом для бандитов. Для вас не было другой цели, кроме набивания карманов деньгами, ваши «деяния» превратили нас в заложников этой власти…»

Ответ Омельченко: «Я думаю, что вам в Киеве места нет. Не для работы не для проживания».

«Умный» в паре

Следующий кандидат, желающий стать главным по городу, — г-н Пилипишин. Пока же он, слава Богу, главный только по одному из центральных столичных районов — Шевченковскому.

Порасспрашивайте местных жителей, они вам много чего интересного поведают. Например, о том, стоит ли хоть на йоту верить его обещаниям «вернуть Киеву парки», если в его родной вотчине Пушкинский парк безжалостно урезают под площадки для элитного строительства?

А в другом месте (тоже «золотом» по стоимости участка земли) собираются сносить детский садик и каштановый сквер: тоже ради чьей-то стройки.

Еще один соискатель мэрского кресла — г-н Турчинов. Вероятно, чтобы электорат ни с кем его не спутал, на бигбордах он как бы «тандемом». В смысле — вместе с г-жой Тимошенко.

Возможно, групповой снимок — по задумке авторов — должен «между строк» намекнуть избирателю: править, дескать, будем вместе. Но выберите меня.

Хотя — если намек правильно понят — нарушается самым откровенным образом закон о местном самоуправлении, а также о столице, имеющей особый статус.

Ну не мог же законник Турчинов, тем паче вместе с Юлией Владимировной, предлагать априори нарушить закон? Значит — другая причина для фото «в паре».

Некоторые представители дружественных БЮТу сил — а точнее, из НУНС — уверяли, что прежний бигборд (где Турчинов один) «был тоскливым», поэтому и решили «вместе с Юлей».

А на прежнем, кстати, было написано — «умный». Не сработало.

Ведро спирта и серной кислоты

Вот еще кандидат на мэра — г-н Горбаль. Открываем титульную страницу его персонального сайта (http://www.gorbal.kiev.ua). Читаем:

«…«Регионы» подозрительно долго тасовали колоду из претендентов в мэры. По-видимому, никак не могли определить, кто же сможет достойнее представить их политическую силу в Киеве. Ведь за четыре года партия, деморализованная оглушительной победой Ющенко в оранжевой революции, так и не смогла завоевать сердце столицы…»

«Соромно, — добавила бы я вслед за Катеринчуком, — коли кандидат у мери себе переоцінює».

Это по поводу поиска «наидостойнейшего».

А еще — «соромно» передергивать историю.

Это я уже насчет «оглушительной победы» и «оранжевой революции» (цену чему все прекрасно знают), о чем с нескрываемым упоением повествует сайт Горбаля.

«Мою кандидатуру довольно часто называли среди претендентов на кресло киевского городского головы», — пару месяцев назад скромно заметил г-н Луценко. Но после долгих раздумий решил в мэры не ходить, а попиариться в ходе нынешний избирательной компании как бы заодно с другими кандидатами.

Вот что сказал по этому поводу один из политических партнеров Юрия Витальевича:

«Поскольку рейтинг политической силы Юрия Луценко в Киеве находится в рамках социологической погрешности, он стремится стать героем хоть какого-то скандала, чтобы привлечь к себе внимание».

Что ж, насчет скандалов — тут действительно ему нет равных.

Можно б оставить в покое пикантные страницы из прошлого, если бы сами нынешние кандидаты (а также те, кто снял кандидатуру) не старались побольше и почаще понарассказывать о себе, своей семье, кошках, собаках, рыбках, мамах, папах, дедушках-бабушках…

Главное — чтоб повпечатлительней.

Вот открывает майский номер «Газеты по-киевски» читатель и узнает, что повспоминал г-н Луценко о своем дедушке:

«…На Одере он нашел в грузовике с ранеными своего сына Васыля. У того осколком полностью распороло живот. Лечить его не брались, так как он был лишь сержантом. Тогда дед Иван в ведре спирта перемыл сыну все внутренности (?! — Ред. «2000») и зашил живот «цыганской» иглой. Когда началось заражение крови — еще два (?! — Ред. «2000») раза повторил процедуру, разбавив спирт равными долями серной и соляной кислоты (?! — Ред. «2000»)».

Не надо быть медиком, чтобы прийти в ужас от этой повести «о ведре с соляной кислотой». Любой врач, услышав подобное, посмотрит на вас в лучшем случае с глубоким недоумением.

Голоса в у. е.

Многие — да почти все — политологи и социологи уверены, что голоса в Киеве 25 мая будут покупать. «Стоимость одного голоса доходит до $100», — данные Института им. Горшенина.

«Это означает, что в Киеве не идет речь о конкуренции политических программ или о конкуренции личностей — представителей тех или иных политических сил. В данный момент киевская кампания свелась исключительно к борьбе технологий по прямой покупке голосов избирателей», — заявил директор института Кость Бондаренко.

Выясняли в медиа и такой вопрос: почем труд журналиста в штабах лидеров кампании? Выяснили: от одной до трех тысяч у. е., как утверждает УНИАН. Впрочем, цифры приблизительные.

Как и то, во сколько вообще обойдется кампания. В марте называли 3 млн. долларов, в апреле — 10—15, в начале мая — 15—20 млн., естественно, долларов. Но это еще не вечер. Речь при этом идет о суммах, которые можно «засветить». Сколько в «черных» кассах — даже и представить трудно.

Из 76 претендентов на пост мэра — львиная доля, и это не секрет, «технических» кандидатов.

«Технические» — как уверяют знатоки политехнологий — не столько могут «оттягивать» голоса, сколько удачно «продать» себя и еще чуть-чуть товарищей из своего списка.

Причем тарифы «плавающие». «Вилка» — в 1—1,5 миллиона у. е.

«Не слишком успешный политик Катеринчук, — цитирую статью с сайта mediaua.com.ua, — обладающий при этом непомерными амбициями, радуется, как дитя, официальному старту избирательной кампании в Киеве. Во-первых, прекрасный шанс напомнить миру о себе, во-вторых, да простит нас Николай за это предположение, возможность заработать».

Жадные языки поговаривали, что за место в списке самого активного из кандидатов в Киевсовет они заплатили что-то около двух миллионов у. е.

«Да и потом, чем черт не шутит, мэром, оно, конечно, вряд ли, но провести своих людей в Киевсовет тоже неплохо», — предполагает на сайте mediaua.com.ua автор статьи г-н Захарчук.

Дней через 10 все и узнаем.

А пока Киев — «рясно» в бигбордах, наклейках, палатках, «растяжках», лозунгах, призывах, просто портретах без подписи и с подписями.

Весь в обещаниях всего, чего захотите.

И по уши — в «соромно». И действительно соромно.

А может быть, написать 13-ю, заключительную, «соромно» и адресовать ее большинству нынешних «бигбордистов»?

«Соромно за вас за всех», — вот что должно там быть написано.

Светлана Васильева, Киев, 2000

P.S. Прогноз. По мнению экспертов, БЮТ будет срывать Киевские перевыборы, так как проигрывает их вчистую (при этом являясь их инициатором). На такие меры Блок Юлии Тимошенко идет, так как в случае публичного проигрыша на столичных перевыборах его ждет обвальная потеря рейтинга в самом стратегически важном в свете президентских выборов городе страны.

You may also like...