Пиратство – уже глобальная угроза. Когда в море выйдут террористы – мир содрогнется

Мир не заметил, как морское пиратство превратилось в проблему, оказывающую серьезное влияние на глобальную экономику, политику и безопасность. В условиях финансового кризиса под угрозой оказалась стабильность морских перевозок. При этом мировая общественность, отдельные государства и военные флоты бессильны в борьбе с прибрежными бандами. 

СЧЕТ НА МИЛЛИОНЫ

В конце сентября состоялся круглый стол крупнейших международных ассоциаций судоходных компаний ICS/ISF, BIMCO, Intercargo и Intertanko, а также Международной федерации транспортных рабочих ITF, после которого они выступили с совместным заявлением: «В настоящее время нападения пиратов на суда, сопровождающиеся обстрелом из автоматов и гранатометов, происходят каждый день, более 200 моряков находятся в плену у пиратов в ожидании выкупа. Если бы такими темпами начали похищать гражданские пассажирские самолеты, то позиция стран мирового сообщества была бы совершенно другой. Однако к коммерческим судам, которые являются кровью мировой экономики, отношение возмутительно безразличное…»

Судовладельцы поражены, что «ведущие мировые державы с их гигантскими военно-морскими силами не могут обеспечить безопасности судоходства на одной из самых главных водных артерий мира, связывающей страны Азии и Индийского океана с Европой и Восточным побережьем Северной Америки – ведь речь идет о Суэцком канале». Если пиратство не пресечь, крупнейшие судоходные компании будут вынуждены изменить маршруты движения, направив их к мысу Доброй Надежды в обход Суэцкого канала. Может повториться кризис 70-х годов, когда канал на годы оказался заблокирован в результате шестидневной арабо-израильской войны.

Через Аденский залив в год проходят около 20 тыс. судов. По данным International Maritime Bureau, в 2006 году в этом районе было совершено 239 нападений, в 2007-м – 263. Использование огнестрельного оружия выросло на 35%. В 2008 году число нападений перевалило за 300. В прошлом году захвачены 44 судна, в нынешнем, по данным СМИ, более 60.

Еще в апреле–мае суда обычно освобождались через 4–5 дней после захвата, когда посредник доставлял выкуп в размере 200–300 тыс. долларов. Но уже летом аппетиты пиратов выросли, и за ледовый буксир «Свитцер Корсаков» пришлось заплатить 700 тыс. долл. Сейчас в плену более десятка судов, счет пошел на недели и месяцы, а выкуп требуется уже в миллионы долларов. Рекорд – за судно «Фаина» с грузом украинского оружия для Кении требовали 35, 20, теперь 8 млн. долл.

Резко подскочил спрос на страхование судов от захвата и выплаты выкупа. Также резко подскочила и стоимость страховки. По сравнению с прошлым годом стоимость страхования судов в Аденском заливе выросла в 10 раз – с 900 до 9000 долларов в зависимости от частоты следования. Страхуется, как правило, весь флот судовладельца оптом, что выливается в немалую сумму. Излишне говорить, что она плюсуется к стоимости перевозки грузов. Однако такие услуги, включающие консультантов по ведению переговоров, доставке выкупа и сам выкуп до 3 млн. долл., предоставляют всего две компании. Но при этом нет гарантии получения страховки, поскольку нет юридического определения захвата судов в случае пиратства и его размежевания с террористическим захватом. В случае терроризма страховой случай относится к военным рискам и страхуется отдельно. Уже это показывает, что мировое сообщество еще не разобралось, что это за явление – пиратство, а следовательно, не способно выработать меры борьбы с ним.

Ущерб от пиратских захватов – это не только денежный выкуп. Добыча сомалийских морских разбойников в этом году оценивается суммарно в 30 млн. долл. В масштабах мировой экономики это капля. Но ущерб от простоя судов и задержки в доставке грузов может исчисляться уже сотнями миллионов. Суда после нескольких месяцев пребывания в тропиках требуют ремонта. А, например, на одном из захваченных судов находится разобранная буровая установка. Фирма-грузополучатель уже несет ущерб от того, что не может ввести ее в эксплуатацию. А сколько грузополучателей не получили вовремя товар, но вынуждены выплачивать полученные на его приобретение кредиты? Это ущерб никто не считает.

РЕЗОЛЮЦИОННАЯ БОРЬБА

В июне Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1816 по борьбе с пиратством, осудив «акты пиратства и вооруженного разбоя в территориальных и международных водах у побережья Сомали». Резолюция содержит положение, согласно которому «в течение шести месяцев со дня ее одобрения страны, которые получат разрешение сомалийских властей, могут входить в территориальные воды Сомали в целях пресечения актов пиратства». А все государства, «заинтересованные в безопасности морских операций», призываются «принимать активное участие в борьбе с пиратством против судов в открытом море у побережья Сомали».

Спустя четыре месяца, в начале октября, Совбез ООН принял новую резолюцию, в которой предлагает направлять к побережью Сомали военные корабли и самолеты и применять в соответствии с международным правом все необходимые средства для пресечения актов морского пиратства. Корабли отправляют, но пираты только больше наглеют. И даже, несмотря на собравшие в Аденском заливе военные корабли, захватили очередную добычу – танкер-химовоз.

Борьба с пиратами в виде создания различных управляющих и координирующих структур набирает обороты. С 23 по 30 октября в Йемене пройдет совещание представителей заинтересованных стран с целью объединить усилия государств. Предполагается создать в Йемене региональный центр по борьбе с пиратством.

Россия тоже намерена внести вклад в борьбу с морским разбоем. Как заявил пресс-секретарь ВМФ РФ Игорь Дыгало, сторожевой корабль «Неустрашимый» вышел из порта Балтийск еще 24 сентября. До того как на следующий день случился захват пиратами судна «Фаина». Но боевая задача была поставлена ему в связи с участившимися захватами у побережья Сомали. В чем суть задачи, пресс-секретарь не уточнил, но «Неустрашимый» в Аденский залив не торопится. За двадцать дней он прошел Гибралтар, встретился с ракетным крейсером «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чебаненко», зашел с ними на трое суток в Триполи и провел учения в Средиземном море. После этого направился в сторону Суэца. А на помощь ему уже спешит из Балтики военный танкер «Ельня» с усиленным подразделением морских пехотинцев на борту на случай нападения пиратов.

ФРАНЦУЗСКИЙ МЕТОД

Посол Сомали в РФ Мухаммед Хандуле заявил: «Российские корабли получили разрешение президента Сомали бороться с пиратами в территориальных водах Сомали и на суше». Но президент не контролирует пиратское побережье. Там давно своя власть. Местные племена объявили независимость и провозгласили свои государства. Главное разбойничье гнездо находится на территории самопровозглашенного Пунтленда, с властью не ладит и не считается. Достаточно сказать, что они просто не пускают на борт захваченных судов местных министров.

Власти, которые имеют от прибрежных банд одни только проблемы, не упускают случая показать им свою силу, а мировому сообществу – нацеленность на борьбу с пиратством. В апреле силы безопасности Пунтленда взяли штурмом судно Al Khaleej под флагом ОАЭ с командой из 16 пакистанцев. Один из пиратов был убит, семеро захвачены. Уже через неделю местный суд приговорил их к пожизненному заключению. С тех пор пираты держат на каждом из захваченных судов отряд в 50 боевиков, еще столько же на всякий случай дежурят на берегу.

Единственное государство, которое реально борется с сомалийскими пиратами, – Франция, использующая свою военную базу в Джибути. 16 сентября французский спецназ освободил яхту Carre d’As и находившуюся на ней супружескую пару Жан-Ива и Бернадетт Деланн. За заложников пираты требовали 1,4 млн. долл. и освобождения шести своих сообщников, захваченных весной после освобождении круизного судна Le Pognan. Деньги им еще могли дать, а вот освобождение подельников исключалось полностью. Фактически силовая акция оказалась вынужденной. В результате один пират был убит, шесть захвачены, а заложники, вывезенные в горы Хаабо подальше от побережья, освобождены. Правда, президент Франции Николя Саркози утверждает, что операция, в которой участвовали 30 спецназовцев, прошла в открытом море. Никакие подробности не сообщаются.

Похожая ситуация случилась в апреле, когда в заложниках оказались 32 члена экипажа трехмачтовой круизной яхты Le Pognan под французским флагом. Тогда владельцы выплатили 2 млн. долл. Но спецназ атаковал группу пиратов уже на берегу, когда они пытались уехать на машине с частью выкупа. Захваченные тогда шесть пиратов во Франции приговорены к пожизненному заключению. То же произошло с их коллегами по банде, захваченными в сентябре. Парижский суд, не откладывая дела в долгий ящик, и этих всех к концу сентября приговорил к пожизненному сроку. Но борьба Франции ограничивается лишь освобождением своих граждан.

РИСКИ ВОЗРАСТАЮТ

Находящаяся в Копенгагене компания по оценке рисков судоходства от пиратства, терроризма и преступной деятельности Risk Intelligence считает, что пираты Сомали концентрируются в двух преступных синдикатах, базирующихся в Кисмайо и в Хобио-Харадере. Но в последнее время количество банд увеличилось до 4–5. Они оснащены стрелковым оружием и гранатометами, имеют спутниковые телефоны и навигаторы GPS.

Пираты находятся в море на судне-базе, обычно переделанном рыболовецком судне, уходя на сотни километров от побережья. Обнаружив подходящую добычу, спускают на воду несколько лодок с мощными моторами и идут на абордаж. Для подъема на борт используют приставные лестницы до 8 метров длиной. Обычно погоня длится 10–15 минут. Если судно развивает полный ход, лавирует и не обращает внимания на выстрелы, а команда отбивается струями воды из брандспойтов, пираты отстают.

Понятно, что лучший метод борьбы – перехватывать пиратов в море и топить, как это делалось на протяжении столетий. Но сейчас эпоха гуманизма. Максимум, на что способны представители цивилизованного мира, это отнять оружие и отпустить бандитов на все четыре стороны. Что и происходит периодически. Ясно, что такая борьба смысла не имеет.

Пираты свирепствуют не только возле Сомали. В Малаккском проливе, где ежегодно проходят около 50 тыс. судов, за прошлый год захвачены 22 судна. Суда и нефтяные платформы стали объектами нападений у побережья Нигерии. Подобное случается в Южно-Китайском море, у побережья Бразилии и в других регионах. Бессилие всех флотов мира в борьбе с пиратством, легкость и выгодность этого преступного бизнеса вызывают подражание. Ареал нападений на морские суда может расшириться. Нет гарантии, что к подобным методам не прибегнут террористы.

Победить пиратов можно. Когда исламисты из Союза исламских судей захватили власть в Сомали, они в два счета ликвидировали морской разбой. Потому что пираты живут на берегу. А пытаться установить блокаду тысячекилометрового побережья, изрезанного множеством бухт, дело неблагодарное. Сейчас в этом районе собирается целая группировка боевых кораблей из разных стран, которые могут лишь следить, чтобы танки с «Фаины» на берег не сгружали. Хотя они пиратам как раз не нужны, им деньги нужны.
 
Сомалийские пираты в этом году захватили несколько танкеров. Не только с нефтью, но и с различными химикатами. Для террористов-смертников это супербомба, к тому же самоходная. И буквально сама в руки идет…
 
Виктор Мясников, НВО 
 

You may also like...