Лотерейный бизнес: везунчики всегда проигрывают
В принципе, нет ничего плохого, если человек покупает за небольшие деньги мечты о выигрыше продолжительностью несколько дней. Как рекламировала себя нью-йоркская лотерея: все, что вам нужно, – это доллар и мечта. Но и выиграв большую сумму, человек редко оказывается ближе к богатству или, вернее, сказать, к благосостоянию.
Каждый день я прохожу мимо нескольких лотерейных контор: в Афинах их тысячи. Это прокуренные помещения, где с утра до вечера толкутся желающие выиграть. Когда кризис разразился в полную мощь, выиграть захотелось и мне.
Как выглядит билет греческой лотереи, представляют себе многие. Помните "ЛоттоМиллион" и его желтые киоски, заполонившие Москву в середине 90-х? Это была точная копия греческого "Джокера", который процветает и поныне.
Все цифровые лотереи в мире устроены одинаково: шанс выиграть приз первой категории составляет 1 к 12–14 миллионам, шанс сорвать джек-пот – примерно 1 к 80 миллионам. Мне это прекрасно известно, однако же, не далее как в феврале билет стоимостью 7,5 евро сорвал куш в 2,7 миллиона евро – и не где-нибудь, а в лотерейной конторе в двух шагах от моего дома. Звучит заманчиво.
Не одному мне хочется выиграть в лотерею, чтобы покончить с кризисом, а заодно и со всеми житейскими проблемами. В 2008 году ведущая греческая лотерейная компания ОПАП показала продажи в 5,5 миллиарда евро – по 500 евро на каждого жителя страны. Чистая прибыль ОПАП подскочила на 20% до 730 миллионов евро. И это только одна компания – есть еще законные и незаконные тотализаторы и букмекерские заведения всевозможных мастей, и даже почти неизвестный в России ипподром с "наколотыми" лошадями.
В принципе, нет ничего плохого, если человек покупает за небольшие деньги мечты о выигрыше продолжительностью несколько дней. Как рекламировала себя нью-йоркская лотерея: все, что вам нужно, – это доллар и мечта.
Но и выиграв большую сумму, человек редко оказывается ближе к богатству или, вернее, сказать, к благосостоянию. Покойная писательница Лоис Гульд как-то побывала на собрании счастливчиков, выигравших миллион и больше в лотерею. По ее наблюдениям, эти люди выглядели далеко не богачами. Действительно, большая часть из них деньги спускала уже в первые годы.
Мэтью Суини в своей недавней книге "Лотерейные войны" приводит историю одного из наиболее известных счастливчиков – Кертиса Шарпа, который выиграл в 1982 году $5 миллионов и явился за выигрышем в компании жены и любовницы. Несмотря на определенные таланты, Шарп спустил свое состояние довольно быстро, после чего обратился к религии (именно религиозные группы возглавляют в США крестовый поход против лотерей, которые, по их мнению, вознаграждают лень и дискредитируют честный труд).
Исследователи Скотт Ханкинс, Марк Хоэстра и Пейдж Марта Скиба опубликовали исследование о финансовых последствиях выигрыша в лотерею. Они сравнили статистику выигрышей в государственной лотерее Флориды с архивами личных банкротств. Выяснилось, что крупные выигрыши в $50–150 тысяч увеличивают риск банкротства в течение трех-пяти лет, хотя сам по себе выигрыш чаще всего покрывает все текущие задолженности.
Что происходит? Банальные, на самом деле, вещи. Люди очень быстро перестают считать деньги и начинают жить на широкую ногу, не задумываясь о последствиях. Потом вступает в действие "двойной счет". Известно, что мы относимся к деньгам по-разному, в зависимости от того, как они нам достались и на что мы их тратим. Если это легкие деньги, мы ведем себя, как карточный игрок, который, выиграв по-крупному, ставит снова и снова, спускает весь выигрыш – но в результате не считает себя проигравшим. Ну и, наконец, дело заканчивается финансовой неграмотностью, которая помогает просадить остатки куша.
В результате большой процент выигравших миллион остается через несколько лет не только без миллиона, но и без штанов. Итак, в следующий раз, когда у меня возникнет желание заполнить лотерейный билетик, я должен буду вспомнить не только о том, что шанс выиграть ничтожно мал, но и о том, что выигрыш вряд ли мне поможет. Соответственно, чем тщетно пытаться выиграть, лучше бы научиться безупречно обращаться с деньгами. Все больше пользы, даже если и не выиграешь.
Правда, в той счастливой конторе, где недавно выиграли два с половиной миллиона, я, пожалуй, сыграю. Один, последний раз перед тем, как стать умным.
Алексей Богдановский, Греция, Slon.Ru
Tweet