Снять кассу! Почему налёты на инкассаторов превращаются в сверхдоходный кровавый бизнес
Не проходит и месяца без сообщений об очередном вооружённом нападении на инкассаторов. Одним из самых громких стала недавняя «кража века» в Перми, когда работник Сбербанка, угрожая автоматом своим же коллегам, умыкнул из бронеавтомобиля аж 250 млн. рублей. На прошлой неделе в Подмосковье преступники напали на инкассаторов, перевозивших зарплату для сотрудников Красногорского лесхоза, – их добычей стали 2 млн. рублей, грабители пока так и не найдены. Всего же с начала 2009 года по всей стране произошло не менее 10 аналогичных налётов.
Причём в большинстве своём – успешных для преступников. Некоторые эксперты связывают участившиеся нападения на перевозчиков денег с усложнившейся на волне финансового кризиса криминогенной обстановкой. Другие считают, что неплохо было бы навести порядок непосредственно в самой инкассаторской сфере, которая сегодня пребывает далеко не в лучшем состоянии и не готова к вызовам нашего неспокойного времени. Корреспондент «Нашей Версии» попробовал понять, что происходит за бронированными дверями и пуленепробиваемыми стёклами рынка инкассаторских услуг. И пришёл к неутешительным выводам.
Точного количества инкассаторов в России не считал никто. Известно лишь, что около 70–80% рынка делят между собой инкассаторская служба Сбербанка, которая располагает самым большим штатом сотрудников и парком спецавтомобилей, и Российское объединение инкссации (Росинкас). Последнее является подразделением Центробанка и имеет более 600 отделений по всей стране. На рынке присутствуют и достаточно крупные независимые игроки – например, компании АРБ-ИНКАСС и ИНКАХРАН. Своими службами также располагает ряд коммерческих банков. Правда, в большинстве своём они используют эти подразделения исключительно для собственных нужд. Однако есть мнение, что вся эта вооружённая гвардия, по сути, работает в стране нелегально.
Стандартная процедура посвящения в инкассаторы занимает не более одного месяца: необходимо пройти медкомиссию, краткий курс подготовки, стажировку в бригаде. И вот заветный мешок с несколькими миллионами уже у вас в руках.
Депутат Госдумы Геннадий Гудков считает, что порядок на рынке инкассаторских услуг необходимо было навести давно. «У нас достаточно организаций, которые оказывают инкассаторские услуги, но по большому счёту, при всем моём уважении к коллегам, это всё незаконные вооружённые формирования, – рассказывает «Нашей Версии» Гудков. – Они не имеют не только никаких оснований для работы с оружием, но и вообще для существования в таком виде».
Работа всех перевозчиков денег в России законодательно регламентируется одним-единственным документом – законом «О банках и банковской деятельности». Фактически получается, что легально инкассацией могут заниматься только кредитные организации. А это приводит к многочисленным казусам. Например, инкассаторы, по сути, не являются частными охранниками, а значит, не имеют права на использование боевого оружия. Исключение в законах сделано лишь для Росинкаса и Сбербанка.
Другим участникам рынка приходится идти на всевозможные ухищрения. Например, в штат бригады помимо водителя и инкассатора вводят ещё и частного охранника с лицензией – это единственный человек в бронеавтомобиле, который имеет право на ношение оружия. Это ведёт к увеличению издержек и росту тарифов. Впрочем, это далеко не единственная нестыковка в законах.
«Главная проблема в том, что у нас инкассация до сих пор считается банковской операцией, – говорит Геннадий Гудков. – Нигде в мире такого нет, за рубежом это околобанковская сфера, которая отдаётся на аутсорсинг».
В итоге, по мнению Гудкова, рынок инкассаторских услуг в России сегодня фактически монополизирован несколькими организациями и не может развиваться в условиях нормальной конкуренции. А это напрямую влияет и на тарифы за перевозку денег, которые, так или иначе, ложатся на плечи рядовых граждан. Кстати, к тому же Росинкасу не так давно предъявляла серьёзные претензии Федеральная антимонопольная служба.
Есть и другая проблема: из-за необоснованно высоких тарифов многие организации сегодня вынуждены пользоваться услугами так называемых серых инкассаторов. Именно такие перевозчики денег, как правило, и становятся главной мишенью преступников.
– Мы регулярно смотрим статистику по нападениям на инкассаторов, – рассказывает «Нашей Версии» сотрудник Московского уголовного розыска, пожелавший остаться неназванным. – Потрясает то, сколько из них во время нападения не имели оружия, спецтранспорта, тех же бронежилетов.
В подавляющем большинстве случаев это не настоящие инкассаторы, а охранники из ЧОПов.
Так называемая серая инкассация сегодня, пожалуй, – единственная альтернатива оккупировавшим рынок монополистам. В «сером» сегменте рынка трудятся многочисленные частные охранные предприятия, правда, инкассацией в классическом понимании этого слова их деятельность не назовёшь. В отличие от профессионалов чоповцы обеспечивают лишь сопровождение груза и охрану инкассатора, а всей бумажной волокитой и приёмом денег занимается, например, банковский кассир, который входит в состав бригады. По закону ЧОПы не могут заниматься перевозкой денежных средств, но ведь никто не докажет, что они знали, что в мешках лежат именно деньги, а не, скажем, редкие почтовые марки. Кроме того, ЧОПам вообще проще заключать договоры на охрану инкассатора.
Но, как показывает практика, охрана и сопровождение дензнаков силами ЧОПов далеко не всегда эффективны и зачастую приводят к трагическим последствиям. Так, например, 25 марта 2009 года в Москве недалеко от станции метро «Ботанический сад» в обычном автомобиле «Жигули» 12-й модели были обнаружены тела двух частных охранников с многочисленными огнестрельными ранениями. Как выяснилось, сотрудники охранного предприятия в тот день собирали деньги в терминалах оплаты за мобильные услуги. Всего, судя по финансовой документации, которая была обнаружена в машине псевдоинкассаторов, преступники похитили более миллиона рублей.
– ЧОПы на всём экономят, – продолжает наш собеседник, – ведь никто к ним в отличие от инкассаторов не придёт и не спросит: а где ваши бронежилеты, бронемашины, оружие? Поэтому и тарифы у них куда ниже.
Впрочем, дело не только в экономии. Многие ЧОПы физически не могут потянуть нормальную экипировку для своих инкассаторов. Так, например, даже подержанный импортный бронеавтомобиль сегодня стоит не менее 30 тыс. долларов. Новый – не дешевле 50 тысяч. К этой цифре необходимо прибавить стоимость оружия, бронежилетов, средств связи. В итоге, по нашим подсчётам, на сколь-либо серьёзное техническое оснащение одной инкассаторской бригады требуется не менее 40 тыс. долларов.
Другая негативная сторона «серого» бизнеса в том, что ЧОПы фактически не несут никакой ответственности за перевозимую наличность. Если легальные инкассаторы согласно закону обязаны возместить клиенту ущерб в случае чрезвычайных происшествий, для чего они страхуют перевозки, то частные охранники фактически даже не знают, сколько денег они перевозят и куда. Никаких документов и никаких подписей.
Несмотря на столь явные минусы «серого» инкассирования, этот вид деятельности процветает. Некоторые частные охранные предприятия даже закупают новые импортные броневики, а интернет-сайты подавляющего большинства ЧОПов в открытую предлагают инкассаторские услуги.
«Серые» инкассаторы популярны у многочисленных клиентов и по другой причине: далеко не все организации и коммерческие структуры хотят лишний раз светить перед третьими лицами свои финансовые операции, к которым у правоохранительных органов могут возникнуть серьёзные вопросы. ЧОПам ведь, как мы писали выше, нет никакого дела до того, что они перевозят. Однако даже такая незатейливая схема порой совершенно не устраивает воротил бизнеса.
Самой непрозрачной и самой опасной считается «чёрная» инкассация. Как правило, в этом случае перевозкой наличности занимаются обычные курьеры. Причём курьеры могут работать в различном обличье – от не вызывающего никаких подозрений студента-ботаника с рюкзачком за спиной до конкретных пацанов на «Порше Кайене». Иногда для тайной перевозки денег их владельцы привлекают сотрудников милиции. Такие курьеры – самый лакомый кусок для преступников. Ведь далеко не всегда, скажем, те же «обнальщики» побегут писать заявление в милицию об ограблении.
Курьерская схема доставки денег почему-то особенно популярна у коммерсантов из Кавказского региона, и сообщения о нападениях на курьеров довольно часто попадают в милицейские сводки. Одно из самых дерзких нападений на перевозчиков нала произошло в марте 2009 года в столичном аэропорту Внуково. У прилетевшего из Махачкалы пассажира прямо на лётном поле вооружённые налётчики отобрали сумки, в которых находилось 43,6 млн. рублей, и беспрепятственно скрылись. Лобопытно, что на лётное поле они прибыли на автомобиле с номерами, как у служебного авто столичного мэра Юрия Лужкова. Преступников до сих пор так и не удалось найти.
Впрочем, такие горе-инкассаторы и их клиенты иногда становятся жертвами и нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов. Так, в июне 2009 года в Министерстве внутренних дел прогремел очередной громкий коррупционный скандал. Высокопоставленных сотрудников транспортного департамента МВД обвинили в хищении более 30 млн. рублей, принадлежащих неким коммерческим структурам из Дагестана. В сентябре 2008 года в аэропорту Внуково сотрудники милиции задержали двух частных охранников, прибывших из Махачкалы.
При них было несколько сумок с 300 млн. рублей. Под предлогом проверки законности происхождения этих средств милиция изъяла деньги, а когда коммерсанты получили их назад, то обнаружилось, что в сумках не хватает более 20 млн. рублей. Как выяснилось, «оборотни» подменили акт досмотра. А спустя ещё два дня сотрудники линейного отдела внутренних дел того же аэропорта Внуково задержали других «инкассаторов» из Дагестана. Во время этого задержания бесследно исчезли 8 млн. рублей. С трудом верится, что на такой риск кавказские коммерсанты идут только из желания сэкономить на профессиональных инкассаторах…
Но вернёмся к легальной инкассации. Как показало «ограбление века» в Перми, даже серьёзные службы инкассации не могут гарантировать полную сохранность денег организаций и простых граждан. Причём опасность, как выясняется, может исходить не от преступников, а от сотрудников инкассаторских служб. Первый вопрос, который возник у автора этой заметки после сообщения о том, что ограбление в Перми совершил работник банка, был таким: а кого, собственно, сегодня берут в инкассаторы?
Судя по всему, ажиотажного спроса на эту профессию сегодня в России нет. В зависимости от региона ежемесячный доход перевозчиков денежных средств колеблется от 15 тыс. до 30 тыс. рублей. Согласитесь, сомнительная плата за ежедневный риск. Путь в профессию тоже не слишком тернист. Стандартная процедура посвящения в инкассаторы занимает не более одного месяца: необходимо пройти медкомиссию, краткий курс подготовки, стажировку в бригаде. И вот заветный мешок с несколькими миллионами уже у вас в руках. Единственной серьёзной проблемой при трудоустройстве может стать уголовное прошлое кандидата. Проверять его биографию будет милиция.
«После того как кандидат проходит курсы подготовки, ему необходимо получить лицензию на оружие, – рассказывает «Нашей Версии» руководитель административного департамента Росинкаса Андрей Петровский, – лицензию выдаёт МВД, которое проверяет человека, имел ли он какие-то неприятности с законом. Если в лицензии отказывают, то кандидата инкассатором нигде не возьмут».
Подготовкой будущих перевозчиков денег занимаются и многие частные структуры. В Москве двухнедельный курс подготовки инкассатора стоит в среднем от 40 тыс. до 70 тыс. рублей. Учитывая зарплату перевозчика денег, понятно, что учиться за свои деньги вряд ли кто будет. Скорее всего подготовка проходит за счёт организаций.
– Получается, что фактор риска на зарплате никак не сказывается? – спрашиваем мы Андрея Петровского.
– Он учитывается. Мы заключаем коллективный договор с работником и страхуем людей на случай чрезвычайных происшествий на сумму не меньше 100 прожиточных минимумов. Вообще же тяжёлый труд инкассаторов никогда не был высокооплачиваемым. В советские времена по тарифным сеткам он относился к четвёртому-пятому разрядам, как физический труд. Сегодня зарплата инкассаторов зависит от того, сколько та или иная организация зарабатывает средств. Но здесь особо высокими доходами никто похвастаться не может. Психология большинства коммерсантов, которые являются клиентами инкассаторских служб, такова: «Зачем я буду платить много инкассаторам, когда и сам могу перевезти эти деньги?» Поэтому порой приходится обосновывать тарифы вплоть до копейки.
Но, несмотря на все нынешние проблемы отрасли, эксперты прочат ей неплохие перспективы. Кстати, инкассация – одна из немногих услуг, прайсы на которую на волне финансового кризиса только выросли. Как правило, при заключении договоров с клиентами инкассаторы практикуют индивидуальный подход. Сегодня тариф на перевозку наличности составляет от 0,2 до 2% перевозимой суммы. На цифру также влияет маршрут перевозки. Чем дальше, тем дороже. Например, за перевозку денег от Москвы до Санкт-Петербурга сегодня дополнительно просят 35–40 тыс. рублей. В отдельных случаях практикуется и почасовая оплата – это в среднем 2–3 тыс. рублей в час.
Но пока, как видно, ситуация на рынке инкассаторских услуг далека от идеала. Здесь смешались и несовершенство законодательной базы, и непрозрачность отечественного бизнеса, и системные проблемы в правоохранительных органах. Поэтому, как это ни печально, нападения на инкассаторов будут продолжаться. Хочется, чтобы хотя бы жертв было поменьше…
Хроника
21 февраля 2009 года в Тульской области совершено нападение на водителя и кассира коммерческого банка. Грабители похитили у них более 43 млн. рублей. Неизвестные в форме сотрудников ДПС блокировали машину на 267-м километре федеральной автодороги «Дон», отобрали сумки с деньгами и скрылись.
16 марта 2009 года в Санкт-Петербурге ограблена инкассаторская машина одного из коммерческих банков. Двое неизвестных, используя электрошокер, парализовали водителя-охранника, выкинули его из салона и угнали машину с деньгами.
20 марта 2009 года в Санкт-Петербурге подверглась нападению инкассаторская машина ЗАО «Росбанк». Похищено около 10 млн. рублей. Преступники вырубили водителя-охранника ударом кулака и, забрав сумку с деньгами, скрылись.
6 апреля 2009 года в Москве в ходе ограбления преступники ранили двух инкассаторов из огнестрельного оружия и скрылись на автомашине вместе с наличностью. Один из нападавших также получил ранения и был задержан.
10 апреля 2009 года в Новороссийске совершено разбойное нападение на инкассатора. У входа в здание Собинбанка злоумышленник подошёл к инкассатору, выстрелил ему в голову, забрал сумку, в которой находилось около 10 млн. рублей, и скрылся. Инкассатор от полученного ранения скончался.
23 мая 2009 года в Москве неизвестный открыл по инкассаторам прицельную стрельбу из огнестрельного оружия. В результате перестрелки погибли два человека – кассир частной фирмы, перевозивший деньги, и нападавший.
26 мая 2009 года в Москве злоумышленники забрали инкассаторские сумки с 4,36 млн. рублей у трёх сотрудников частного охранного предприятия, по которым был открыт огонь из огнестрельного оружия. Двое чоповцев были ранены в ногу, третий инкассатор получил тяжёлое ранение в живот.
27 мая 2009 года в Подмосковье совершено вооружённое нападение на инкассаторов «Почты России». Двое неизвестных, вооружённых автоматом, вошли в почтовое отделение в посёлке Победа Наро-Фоминского района Московской области и, угрожая оружием двум инкассаторам, похитили у них более 500 тыс. рублей.
23 июня 2009 года в Москве неизвестный напал на инкассаторов в здании одного из офисных центров. Во время нападения преступник применил травматическое оружие. Правда, похитить наличность из-за решительных действий инкассаторов ему не удалось. Преступник скрылся в неизвестном направлении.
Артём Новосельцев, Наша версия
Tweet