В Челябинске в моде банкеты «по-прокурорски»
Известно, что телефонные мошенники давно используют номера сотовых телефонов физических лиц с целью заработать. Однако в период экономического кризиса преступники становятся изощреннее, а факты мошенничества встречаются чаще. Две недели назад в Челябинске появилась новая форма мошенничества. Которую наверняка жулье скоро использует и в Украине.
В Челябинске появился новый вид телефонного мошенничества. На этот раз преступники выбрали в качестве жертв местных рестораторов. Нарушители звонят в службу доставки, представляются сотрудниками прокуратуры и делают внушительный заказ. После того как менеджер заведения поверит, что на проводе желанный и дорогой клиент, заказчик просит по пути положить на определенный телефон крупную сумму денег.
В результате на месте доставки клиента не оказывается, а телефонные номера больше не отвечают. В челябинской прокуратуре заявили, что мошенники, прикрывающиеся надзорным органом, активизировались полторы недели назад. В настоящее время возбуждено одно уголовное дело. В ловушку преступников попали сотрудники «Кафе-столовой №1» (находится в администрации Челябинска). Факт подложных звонков из прокуратуры зафиксировали и другие участники рынка, среди которых ресторан «Базилио».
Известно, что телефонные мошенники давно используют номера сотовых телефонов физических лиц с целью заработать. Однако в период экономического кризиса преступники становятся изощреннее, а факты мошенничества встречаются чаще. Две недели назад в Челябинске появилась новая форма мошенничества. Теперь в поле зрения преступников попали рестораны, которые осуществляют доставку еды.
Схема мошенничества проста и правдоподобна. В службу доставки звонит мужчина, представляясь работником прокуратуры. Он делает крупный заказ, объясняя, что необходимо устроить прием для комиссии из Москвы. После этого «сотрудник прокуратуры» перезванивает и просит курьера взять с собой деньги, чтобы купить алкогольные напитки в магазине. Заказ уточняет несколько раз, чтобы в заведении были уверены в правдоподобности происходящего и надежности клиента. Затем мошенники просят курьера вернуться в магазин и положить деньги на телефон.
По словам участников рынка, мошенники начинали с заведений фаст-фуда и ресторанов экономкласса. Затем они переключились на более дорогие заведения. Так, 28 июня подобный звонок раздался в ресторане «Базилио». Один из сотрудников заведения передал корреспонденту Chel.ru почти дословный диалог мошенника со службой доставки:
– Добрый день. Прокуратура города Челябинска, представьтесь, пожалуйста.
– Добрый день! Официант… (называет имя).
– Вы можете принимать компетентные решения?
– Смотря какие. Я вас внимательно слушаю.
– У нас приезжает комиссия из Москвы. Восемь человек… Вы нам можете организовать закуски, салаты с доставкой, все, чтобы по высшему уровню, самое лучшее, комиссия все-таки? А на месте мы уже расплатимся и отблагодарим.
– Да, конечно. Ваши координаты?
Мужчина называет фамилию, имя, отчество, телефон, адрес прокуратуры. Говорит, что, когда курьер подъедет, нужно позвонить, и секретарь встретит. Далее мошенник уточняет, есть ли в заведении армянский коньяк и конфеты в коробке. В «Базилио» их не оказывается, о чем сотрудник ресторана и сообщает заказчику.
Через некоторое время «представитель прокуратуры» вновь перезванивает: «Можете ли вы по дороге заехать в магазин и купить две бутылки коньяка?» Получив согласие и уточнив, что на человека в ресторане можно рассчитывать, заказчик благодарит сотрудника ресторана и еще раз напоминает, что, когда курьер из «Базилио» приедет, ему отдадут деньги и отблагодарят.
Затем следует еще несколько звонков. Аферист спрашивает сумму счета, говорит, сколько денег планируется дать курьеру. Для правдоподобия на заднем фоне ведутся беседы с секретарем, уточняются нюансы заказа. Чтобы выяснить ассортимент коньяка в магазине, мужчина просит дать номер мобильного телефона курьера.
Получив его, аферисты звонят этому человеку и, спросив его о коньяке, попутно просят положить деньги на три телефонных номера – несколько тысяч рублей. Сотрудники «Базилио» сначала соглашаются, но чуть позже перезванивают заказчику со словами, что терминал не работает, поэтому были куплены карты экспресс-оплаты. На другом конце провода выбор одобряют, однако через мгновение телефон отключается… Стоит ли говорить, что никаких заказчиков в результате в прокуратуре не оказывается.
«Кафе-столовой №1», которое находится в здании администрации Челябинска, повезло меньше. Их попросили пополнить счета двух абонентов сети МТС – каждый на 4000 рублей, и курьер это сделал. Однако, когда он подъехал к месту доставки, а именно – к городской прокуратуре, телефоны «заказчиков» были выключены. Сотрудники охраны рассказали, что за день к прокуратуре подъезжали люди из пяти заведений общепита.
Вернуть потраченные на липовый заказ деньги кафе-столовой, находящейся в горадминистрации, пока не удалось. «Мы обратились в офис МТС с просьбой отозвать деньги, однако там нам отказали, – говорит управляющая «Кафе-столовой №1» Яна Масалова. – Из районного отделения милиции также последовал отказ». По словам собеседника сайта, тот же ответ поступил и из органов прокуратуры.
Однако в городской прокуратуре корреспонденту Chel.ru заявили, что занимаются расследованием. Оказывается, с подобными заявлениями сюда обратилось сразу несколько рестораторов. Правда, кто еще из участников рынка общепита испытал на себе противоправные действия телефонных аферистов, в надзорном органе уточнять не стали. «В настоящее время возбуждено уголовное дело, – пояснил прокурор Челябинска Сергей Лежников. – Хочу отметить, что банкеты мы здесь не устраиваем, а счета мобильных телефонов оплачиваем сами».
Участники челябинского рынка общепита заявили, что подобные случаи происходили и раньше, но не с такой частотой. «У нас такой звонок был год назад, но, как только клиент попросил положить деньги на телефон, вопрос был закрыт», – говорит управляющий пиццерией «Пиццамания» Алексей Носков. Неопытный менеджер, по словам собеседника, может попасться на крючок и испугаться самого слова «прокуратура».
Важно в этом случае понимать, отмечает господин Носков, что к ресторанному бизнесу прокуратура не имеет никакого отношения, если, конечно, в заведении не было какого-то происшествия с причинением тяжкого вреда здоровью. «Это же не Роспотребнадзор и даже не пожарная служба, – продолжает собеседник. – Проблема в том, что многие сотрудники не знают, что делать в случае проверок». Поэтому страх работников перед возможностью визита из надзорных органов вполне предсказуем, считает представитель ресторанного бизнеса.
Кроме того, господин Носков отмечает, что помимо телефонного мошенничества в последнее время участились и случаи мелкого хулиганства в ресторанах. Например, клиенты все чаще не хотят платить по счету. «На днях двое молодых людей спрыгнули с балкона нашего заведения на другую сторону улицы и попытались убежать, – уточняет собеседник сайта. – Правда, охрана Торгового центра, которая «присматривает» и за нами, задержала их, и счет был оплачен».
Распространение в период кризиса получают и другие традиционные способы извлечения выгоды: некоторые клиенты после того, как успели доесть заказанное блюдо, «случайно» находят в нем посторонние предметы. После того как инцидент исчерпан, такой клиент не уходит, а просит предоставить ему либо скидку, либо какой-то подарок, в противном случае угрожает заведению проверками со стороны различных ведомств.
На некоторые хулиганства сотрудникам ресторанов приходится закрывать глаза и оплачивать счет из своего кармана. Так, собеседник сайта приводит еще один пример проявления клиентской «креативности». В заведение приходит несколько молодых людей, которые заказывают алкогольные напитки и дорогие коктейли.
У посетителей, разумеется, не спрашивают паспорта с желанием уточнить возраст клиента, ведь в ресторан зашла целая компания. В результате клиенты выходят не расплатившись под предлогом покурить или просто подышать свежим воздухом. А за столом в это время остается несовершеннолетний подросток. Если сотрудники заведения обратятся в милицию, они подтвердят продажу алкогольных напитков несовершеннолетнему лицу, а за это заведению грозят больше штрафы – гораздо больше, чем неоплаченный счет.
Наталья Тарнакина, бизнес-сообщество Chel.ru
Tweet