Дело на триллион: грядет новая битва за ресурсы в Афганистане?
В Афганистане нашли меди, золота, кобальта и лития на триллион долларов. Это больше всех нефтяных запасов России.
Американские специалисты нашли в охваченном беспорядками Афганистане огромные залежи полезных ископаемых. Все они в силу бедности страны и внутренних распрей не разрабатываются. Но это пока. Американцы готовы взяться за дело: меди, золота, кобальта и лития здесь нашли на 1 трлн долларов. Однако кто «сорвёт куш» от этих находок, ещё неясно.
Клад
Находку обнародовало издание The New York Times со ссылкой на высокопоставленный источник в правительстве США. Газета отмечает, что в Афганистане есть медь, золото, кобальт, а также такой исключительно важный для современной экономики материал как литий: он используется при производстве аккумуляторных батарей для электронных устройств — ноутбуков, мобильных телефонов, портативных плееров.
Речь идёт о таких огромных залежах, что, говорят чиновники, Афганистан уже в ближайшее время может стать одним из основных государств-экспортёров сырья в мире. В одной из записок Пентагону правительственный чиновник, сообщая об открытии, отметил, что Афганистан обязан стать «литиевой Саудовской Аравией». В последней, напомним, добывается наибольшее количество нефти в мире.
Кстати, самая богатая минеральными ресурсами страна мира — ЮАР — имеет их на 2,5 трлн долларов (данные Citigroup). В России полезных ископаемых (за исключением нефти) — на 800 млрд долларов, в Австралии — на 737 млрд, на Украине — а 510 млрд. Бокситы в Гвинее оценивают в 222 млрд долларов. Нефти в Саудовской Аравии, предположительно, на 1,5 трлн долларов. В России — примерно в два раза меньше. При текущих объёмах добычи нефти в России, по оценкам British Petroleum, её осталось менее чем на 20 лет, в Саудовской Аравии — на 40, и это при том, что Россия добывает лишь на 15—20% нефти меньше.
«Несмотря на все сложности, тут огромный потенциал», — говорит генерал Дэвид Петреус, командующий центральными соединениями американских войск в Афганистане.
Чужой каравай
Всё это богатство было обнаружено коллективом американских геологов, работавших под патронажем Пентагона. Американцы не стали скрывать результаты своих исследований и уже поставили в известность президента Афганистана Хамида Карзая. Прежде чем добывать эти полезные ископаемые, предстоит решить только одну проблему: эти залежи находятся в разных регионах страны, и некоторые из них находятся на границе с Пакистаном. А именно в этом регионе идут наиболее ожесточённые бои между миротворцами НАТО и радикально настроенными талибами.
Но американцы полны оптимизма. Они уже предложили официальному правительству Афганистана инвестировать значительные средства в разработку месторождений. Выгоды для страны очевидны: американцы создадут здесь новые рабочие места, а сама страна в ближайшие годы, а то и десятилетия будет просто не в состоянии разработать свои месторождения. Возможно, отмечают аналитики, через несколько десятилетий Афганистан станет развитым богатым государством, ведь нефть сделала в 70—х из тех же Объединённых Арабских Эмиратов высокоразвитое государство с хорошо организованной инфраструктурой и правительством, желающим вкладывать деньги в новые технологии.
Но, очевидно, с таким грандиозным планом обогащения у американцев могут возникнуть сложности. Они и объясняют, почему правительственные чиновники хранили молчание: разработками могут заинтересоваться конкуренты и предложить Афганистану более выгодное сотрудничество. Особая опасность для Соединённых Штатов исходит от Китая — в последнее время, как уже писал «Часкор», эта страна активно скупает сырьевые месторождения, причём зачастую платит за них щедрую цену.
По словам источников NYT в американском правительстве, новая «битва за Афганистан» будет весьма жёсткой. США уже напирает на то, что эта страна получает от них серьёзные дотации, а также активнее других борется с теневой экономикой — а именно, с наркотической промышленностью. Сегодня Афганистан — крупнейший поставщик героина в мире, а США — его главный потребитель. Доходы от его продажи составляют свыше половины всех доходов жителей этой страны. ВВП страны составляет 12 млрд долларов.
Трудный литий
Есть и ещё одна проблема: военные специалисты опасаются, что находка месторождений приведёт к обострению военного конфликта между правительственными войсками и талибами. Узнав, что в их стране есть чем поживиться, боевики могут начать сражаться ещё более ожесточённо. Американские войска, напомним, находятся в Афганистане с 2004 года. Теперь США рискуют понести серьёзные репутационные издержки: их могут обвинить в том, что они изначально отправлялись в эту страну в коммерческих целях. Американские геологи стали работать здесь с 2006 года, и, по некоторым данным, они приступили к поиску мест залежей по следам ещё советских учёных, которые обследовали афганскую землю в 1980—х гг. Сейчас они обследовали 70% территории страны.
И, наконец, главное препятствие американцев на пути к афганскому литию — высокий уровень коррупции в Афганистане. Местные олигархи связаны личными, иногда даже кровными узами с президентом. И вряд ли эти люди вот так просто, без усилий, отдадут эти месторождения американцам.
Простой красноречивый пример: в прошлом году министр полезных ископаемых страны был обвинён американскими должностными лицами в том, что взял у китайских бизнесменов взятку в размере 30 млн долларов. Те рассчитывали на получение разрешения на разработку давно известного местного рудника. Министра отправили в отставку, сделка не состоялась, но сейчас подобных случаев может стать чрезвычайно много.
Однако и это ещё не всё. Эксперты опасаются начала серьёзнейших конфликтов между центральным аппаратом правительства и представителями провинциальной власти. Богатые полезными ископаемыми районы часто контролируются клановой семейной властью, которая может вступить с правительством Карзая в открытую конфронтацию. Уж больно слабо официальное правительство Афганистана. Вдобавок у него нет опыта разработки полезных ископаемых.
Законодательство, относящееся к сфере этой деятельности, есть — оно было разработано при поддержке Всемирного банка. Но в реальности оно до сих пор ни разу не применялось. «Никто не знает, к чему приведёт борьба между центральными чиновниками и региональными», — говорит замминистра обороны США Пол Бринкли. По его словам, не исключено, что дело дойдёт до нового пожара гражданской войны.
И последняя сложность: в Афганистане никогда не было тяжёлой индустрии, а значит здесь нет ни квалифицированных кадров, ни традиции заботиться об окружающей среде. Как выразился геолог Джек Медлин, «здесь нет культуры добычи ископаемых».
И всё же, несмотря на все сложности, нет сомнения в том, что эти месторождения будут добываться. Для мира это может означать новую эру сокращения поставок героина, ведь именно отсюда на мировые рынки поступала его львиная доля. По последней информации, кстати, правительство Афганистана, изучив документы геологов США, оценило свои запасы ресурсов в 3 трлн долларов — т.е. фактически объявило Афганистан самой богатой природными недрами страной в мире.
С таким заявлением выступил министр горнодобывающей промышленности страны Вахидулла Шахрани. По его словам, сделать такую оценку ему помогли «специалисты из других стран». При этом уточнять, кто помогал, он не стал. Война за ресурсы Афганистана началась…
Валентин Мальцев, «Частный корреспондент»
Tweet