Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Армия остается за пределами приоритетов нынешней власти?

Армия остается за пределами приоритетов нынешней власти?
Армия остается за пределами приоритетов нынешней власти?

“В 2020 году Минобороны получит ресурсы на содержание армии, и немного на тактическую войну”, — сказал мне генерал с 20-летним опытом подготовки программ и документов в секторе безопасности после ознакомления с проектом бюджета программы правительства.

Вздохнул и добавил: “Обратите внимание: в программе правительства не отыскать ни слова о создании профессиональной армии, как нет ничего и о развитии оборонной промышленности. Армия остается за пределами приоритетов нынешней власти”.

Формально проект бюджета для Минобороны на 2020 год покрывает менее 50% заявленных Генеральным штабом Вооруженных сил Украины потребностей, отмечает ZN.UA. А именно: в бюджет военного ведомства заложено 102 млрд грн при оценке необходимой цифры в 220 млрд грн. Бросается в глаза еще одна цифра: строка “Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования” предусматривает 16,6%. Это, между прочим, довольно далеко от стандартов НАТО, предусматривающих на закупку от 25 до 30% оборонных расходов. Для сравнения: в нынешнем году по этой же строке предусмотрено 16,97% оборонных расходов.

Примечательно, что из предусмотренных в рамках этой статьи в 2019 г. 18,1 млрд грн почти 5 млрд. грн пойдет на ремонт и обслуживание имеющихся вооружений и военной техники (ВВТ) ВСУ. Потому вопрос, можно ли развить оборонный потенциал страны в рамках прежнего отношения к армии, становится риторическим. Армия воюющей Украины в 2020-м не приблизится к высокотехнологичной, даже если будет удаваться создать “государство в смартфоне”.

Хотя с самого начала команда Зеленского и не скрывала, что оборонка и армия не попадают в область приоритетов перестройки страны, реально проект бюджета и программа правительства для ряда экспертов стали ощутимым сигналом, что государственный корабль может взять рискованный курс. Или даже ошибочный.

Угрозы, которые никуда не исчезли

В сентябре министр обороны РФ Сергей Шойгу бросил недвусмысленное замечание: “Экстремистов в Украине все равно придется останавливать. Жаль, что это не было сделано раньше”. В переводе на обычный язык это означает: Кремль по-прежнему готовится к масштабной войне на уничтожение Украины, жалея, что в свое время упустил момент результативной атаки.

Приведу лишь некоторые нюансы подготовки РФ к войне. На начало 2019 г. общая оснащенность российских ВС современными образцами вооружения и военной техники (ВВТ) выросла до 61% (в СВ — 48,3%, в Воздушно-космических силах — 74, в ВМФ — 62,3, в воздушно-десантных войсках — 63,7%). В одной госструктуре Украины вывели наш показатель: в силах обороны Украины количество новых ВВТ не превышает 10%. Эксперты ЦИАКР более скептичны: новых ВВТ не более 56%, с учетом иностранной военной помощи и усилий волонтеров!

2 апреля с.г. Путин утвердил “Концепцию развития воздушно-космической обороны РФ на период до 2030 г.”, в рамках которой Россия развернула программу модернизации стратегической авиации. Среди прочего, в рамках программы в 2019 г. планируется завершить модернизацию бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МСМ, до конца 2020-го — стратегический бомбардировщик Ту-160М. В нынешнем году активизировались испытания истребителя 5-го поколения Су-57 и тяжелого ударного беспилотника “Охотник”.

Минобороны РФ и госкомпания “Сухой” подписали в 2019 г. контракт на модернизацию большой партии фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34 (поколения++). Кроме того, 16 мая с.г. Путин заверил сограждан, что ВКС РФ в ближайшие годы все же получат 76 Су-57 вместо запланированных 1215. С 2020 года ВКС РФ также получат первые новые комплексы ПВО С-350 “Витязь” (дальность поражения 60 км). А еще в текущем году в РФ официально объявили о начале производства перспективных систем противоракетной и противовоздушной обороны С-500 “Прометей”, которые начнут поставлять с 2020 года.

Стоит заметить: РФ проводит серию мероприятий по обеспечению качественного превосходства за счет современных средств боевого управления, автоматизации процессов принятия решений, сокращения циклов боевого управления. Кроме поставок АСУ “Акация”, для управления войсками с недавнего времени поставляются комплексы единой системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ) “Созвездие-М2” и ЕСУ оперативно-тактического звена (ОТЗ) “Андромеда-Д”. В Западный военный округ стали поставляться новые комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) “Палантин”. А на оккупированных территориях Украины были обнаружены и автоматизированные станции постановки помех радиосвязи Р-378а “Тобол”, предназначенные для подавления радиосвязи. А также новейшие системы РЭБ “Красуха”, “Леер”, “Репеллент” и впервые продемонстрированная в 2017 году “Былина”.

Эти мазки к общей картине перевооружения отражают общую тенденцию курса перевооружения: развитие ракет и их носителей (самолеты), усиление ПВО, достижение превосходства за счет технологий (системы управления и РЭБ).

Бюджетные ловушки в Украине

Следует заметить, что расходы госбюджета-2020 на обеспечение нацбезопасности вырастут только на СНБО, где по бюджетной программе “Нераспределенные расходы на национальную безопасность и оборону” предусмотрено 28 млрд грн. Как ожидается, они фактически уйдут на латание неминуемых многочисленных дыр. Тут не лишним будет вспомнить, что в соответствии с предложениями к Бюджетной декларации на 20202022 годы по статьям обеспечения нацбезопасности (подписанной бывшим секретарем СНБО Александром Турчиновым), расходы на оборону и силовые структуры должны были вырасти в 2 раза по каждому ведомству.

Вместо этого у нас уменьшение почти по всему фронту: на 400 млн грн меньше получит пограничное ведомство, почти на 100 млн меньше — НГУ, на 170 млн грн меньше предусмотрено финансирование СБУ, на 20 млн грн меньше выделено СВР, на 345 млн грн меньше — Госслужба спецсвязи и защиты информации, на 600 млн грн меньше — Госслужба чрезвычайных ситуаций, наконец, на 1,6 млрд грн уменьшится финансирование военного ведомства.

Небезынтересно, что самый большой удар получит процесс перевооружения. Статья “Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования” уменьшится на 1,14 млрд грн. Говоря о перипетиях перевооружения, эксперты не уставали напоминать, что 600 млн долл. в год (приблизительные показатели 2017-го, 2018-го и 2019-го после вычета из вышеупомянутых 45 млрд грн на содержание и ремонт ВВТ) не позволят изменить облик армии. Такие темпы перевооружения могли бы устроить мирные годы начала миллениума, но не страну, столкнувшуюся с экзистенциональным вызовом. А в будущем году, похоже, не будет и привычных 600 млн долл. — после вычета расходов на ремонт получается только 500 с хвостиком…

Самое время напомнить, что на завершающуюся пятилетку было запланировано выделить на перевооружение около 170 млрд грн, за которые модернизировать ПВО страны, закупить средства защищенной связи и радиоэлектронной борьбы, артиллерийской разведки и навигации, беспилотные авиационные комплексы (БАК), высокоточные средства поражения различного базирования, высокоточные артиллерийские и противотанковые системы, управляемые авиабомбы, наконец, создать единую автоматизированную систему управления ВСУ, и еще построить москитный флот и корвет. Большинство из этого перечня, как кажется, так и останется планами…

Но такая ситуация ударит не только по перевооружению. Скажем, такой важнейший элемент ассиметричного потенциала Украины как Силы специальных операций, также оказывается без ресурсов на развитие. А еще очень нелегко новому министру обороны будет выполнить свои обещания — в части приближения армии к стандартам НАТО, создания мотивации для контрактников, формировании фонда служебного жилья.

Но, самое главное — ничего принципиально в армии в будущем году не изменится, поскольку желание изменений не подтверждено ресурсами. Бюджет “топтания на месте” не позволит думать о профессиональной армии. Возможно, поэтому о ней ничего и не сказано в программе правительства. Зато выпирает другая гнусная тенденция: не скажу вам за всю Украину, но в Киевской области потенциальных призывников работники военкоматов “берут” ранним утром в сопровождении полиции. Догадайтесь, хорошо это или плохо для имиджа армии.

Армия численностью 250 тыс. человек (молчу о силах обороны, общая численность увеличивает число боеспособных людей в погонах еще на 100 тыс. человек) проедает 7276% оборонного бюджета. Замкнутый круг, не позволяющий закупать новые системы и создать пресловутую “цифровую” армию, которая позволила бы защитить страну и максимально сберечь жизни солдат и офицеров.

Ставки на технологии как первый шаг к цифровой армии

Даже беглый обзор позволяет утверждать: Украина при сохранении нынешнего курса развития оборонного потенциала не имеет никаких шансов одержать победу в линейной войне с Россией. Есть ли адекватный подход к реализации задачи защиты территории и суверенитета государства? Есть!

Очень многие эпизоды, касающиеся смены парадигмы ведения современной войны, говорят в пользу ревизии линейных подходов, присущих в том числе и нынешнему военному руководству Украины. Ментально воспитанный советским временем генералитет готовится воевать фронтами и армиями. Тогда как большинство развитых государств (в том числе и США) переходят к концепции действия автономных подразделений и мобильных групп. Средства обнаружения и поражения, средства управления, блокирования и связи превращаются в современную панацею.

Даже сентябрьская атака дронов-киллеров в Саудовской Аравии свидетельствует: основательный урон могут нанести относительно недорогие средства поражения. Особенно если их много. Некоторые аналитики считают, что идею “москитного” флота вполне можно перенести в воздушное пространство и для усиления наземной компоненты — в виде орды роботов-киллеров. В самом деле, может, есть смысл произвести 1000 относительно несложных дронов-киллеров вместо модернизации одного МиГ-29 (прежнее руководство Минобороны протаскивало версию израильской Elbit Systems, предусматривающую модернизацию десятка самолетов по 40 млн долл. (!) каждый — фактически в половину стоимости нового F-16)?

Ведь и до сих пор Генштаб не высказался относительно того, на каких самолетах будут летать украинские пилоты через 57 лет. Если в 2008 г. идея использования китайского планера, запорожского двигателя и ракет Р-27 производства киевской ГАХК “Артем” выглядело вполне актуальным, то 2019 г. начинать строить “украинскую версию” Як-130 выглядит не просто утопией, но форменной глупостью. Ждать американских F-16? Самая мысль об этом коробит…

В любом случае, одной из важнейших задач трансформации ВСУ в “цифровую” армию является сохранение жизней военных, потому перенос акцентов на применение силами обороны Украины высокотехнологичных ВВТ и асимметричного оружия может стать главным фактором сдерживания горячих голов в Кремле.

Объединенная группа экспертов Национального института стратегических исследований и Украинского института исследований безопасности при участии некоторых структур Национальной академии наук Украины пришла к заключению, что для Украины существует возможность осуществления оперативного “квантового” скачка в перевооружении сил обороны — путем создания “технокластера”, то есть координационной структуры по развитию наиболее перспективных оборонных технологий. Это технологии, изменяющие формат современного боя, а в дальнейшем — и формат будущей войны.

Еще до ревизии технологического поля профильные эксперты выделили такие направления, как развитие БАК и робототехники различного назначения, развитие систем управления войсками, радиоэлектронной разведки и РЭБ, РЛС обнаружения и средств защищенной связи. А кроме того, выделение в отдельную ветвь исследований и разработок оружия на иных физических принципах. На поверку оказалось, что в Украине есть и такие возможности.

В частности, создание оружия нелетального действия — с факторами воздействия импульсов на человека (от болевого восприятия до потери сознания). Использования технологий нелетального кинетического и химического воздействия, электромагнитного излучения, специальной акустики. А также средств воздействия на ВВТ противника. Все сказанное выше — не фантастика, а результат предварительного изучения экспертами возможностей создания Украиной ассиметричного щита сдерживания российской агрессии.

Принимая во внимание, что разработки новых высокотехнологичных вооружений ныне почти полностью сосредоточены в частном секторе, а также непримиримость нынешней власти к идее создания министерства оборонной промышленности, для разработки передовых технологий должен быть создан государственный орган, например, Агентство по развитию оборонных технологий. Разумеется, такая структура должна функционировать в соответствии со стратегическим оборонным планированием. Фактически, такой орган по принципу американской DARPA должен формулировать, что нужно силам обороны и как это сделать. И координировать работу государственно-частных консорциумов, в которых могут участвовать государственные исследовательские институты, частные предприятия, структуры НАНУ, университеты и, при необходимости, частные компании, в том числе иностранных государств.

Эксперты рассмотрели две логические версии создания такого агентства — как отдельного в подчинении Кабинета министров Украины (по принципу ГКАУ), так и в подчинении Минобороны. Второй подход кажется более предпочтительным, поскольку в этом случае министр обороны как член правительства принимает направления развития технологий и готовит их к утверждению правительством (после чего они получают статус “защищенных” госпрограмм, то есть не зависящих от распределения годового госбюджета). Ключевым элементом успеха может стать формирование в рамках работы “технокластера” нескольких (45) “защищенных” государственных программ.

Понятно, что без бюджетного наполнения идея нереализуема. Эксперты при этом считают, что 36 млрд грн ежегодно — вполне подъемная цифра (для сравнения: бюджет американского агентства DARPA в 2010 г. составлял 3 млрд долл.). Особенно если вспомнить, что речь идет о защите государства и развитии высокотехнологичного сектора экономики.

В дополнение возможно и создание специального Фонда инновационных разработок в сфере безопасности, который мог бы наполняться различными способами. Во-первых, путем направления 30% прибыли спецэкспортеров (вместо перечисления в госбюджет, как ныне). Во-вторых, путем использования средств от приватизации предприятий ОПК. В-третьих, путем привлечения инвестиций от частных и иностранных инвесторов, которые могут быть мотивированы возможностью реализации результатов разработок как в рамках гособоронзаказа, так и на рынках третьих стран.

В любом случае, нужно что-то делать для развития оборонного потенциала. Иначе Украина еще долго будет оставаться уязвимой мишенью для враждебного государства на северо-востоке. А общество будет содрогаться от печальных сводок на восточном фронте.

Автор: Валентин Бадрак, Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения; ZN.UA

Exit mobile version