ГАИ ДАЕТ ГАРАНТИЮ

Позавчера исполнилось четверть века, как я за рулем. Это не для поздравлений, а в подтверждение того, чтобы водительский опыт имеется. Большая часть этих 25 лет пришлась на Киев, остальное время было поделено между Нью-Йорком, Лос-Анджелесом, Франкфуртом, Цюрихом, прочими селами и ПГТ. Ни в одном городе мира вождение автомобиля не доставляло мне такого удовольствия, как в Киеве. Это мой родной город, я знаю здесь каждый дом, улицу, ориентируюсь в нём, как «моль в шкафу». И сегодня мне обидно наблюдать за тем, во что превращается автомобильное движение в Киеве. Ползущее и чадящее полуслепое нервное образование по имени городское движение в Киеве, кажется стало уже не управляемым.Ниже – не слишком обстоятельный, «быстрый взгляд» на проблему. Быстрый, потому что короткой была встреча с начальником Киевской ГАИ, молодым и, казалось бы состоящим из одного нервно-ртутного заряда, полковником Олегом Трохименко. Несколько минут необременительного ожидания в приемной, общение с фантастической внешности и обаяния секретарем, с весьма толковым и трезвомыслящим шефом пресс-центра столичного ГАИ Евгением Кравцем. Потом — встреча с «боссом»: было много вопросов, но классическим интервью это назвать нельзя — знаем друг-друга давно, посему фраз типа: «это для не для печати, а это обязательно скажите», не звучало. Да и вряд ли возможно провести полноценное интервью за отпущенные мне 20 минут.

Сразу заметил на столе у Олега распечатку из «Подробностей» писем луганских Гаишников, которую перепечатала «УК».

Спрашиваю: «Читал?»

— Читал, комментировать не буду, там есть, кому разбираться.

— А что в Киеве?

— Ответственно заявляю: такого у нас нет даже близко.

Переходим к теме взяток и поборов. Понятно: уроды есть, их не быть не может. Одни рождаются и умирают уродами, других рождает система, она же их и умерщвляет. Система отъема водительского удостоверения будет рождать соблазн «дать на лапу» и соблазн «взять». Все просто: у водителя на кону время, которое, если все по закону, придется убить в суде, единственно для того, чтобы заплатить от 17 до 50 гривен, после чего забрать права. Для инспектора же (того, что моральный урод) на кону 50 гривен, которые есть шанс положить в карман. Таких всё меньше, однако, новый приказ МВД № 1217, может дать толчок к росту популяции «уродов» на дороге. Тут срабатывает скорее психология, ментальность, нежели система. Решение — в строгом отсеве, в кадровом подборе, контроле наконец.

Но кардинально проблема может быть решена в том случае, когда инспектора сделают реальным ХОЗЯИНОМ дороги. Хозяином строгим, но справедливым, имеющим право карать и миловать, но в жестких рамках Закона. Чего пока нет и близко. По-моему, разумным было бы разрешить инспектору выписывать штраф за несерьезные нарушения на месте (естественно, с выдачей квитанции). Не согласен – не плати. Но тогда оставь права инспектору, тот передаст их в суд, и пусть самый справедливый и гуманный украинский суд решит, кто прав-виноват. Думаю, водителям, вроде меня, следует понять и признать, что за удовольствие «лихого» вождения надо платить сполна. Это своего рода плата за «азарт». Проиграл – плати!

Необходимо шаг за шагом создавать между инспектором и водителем атмосферу взаимного доверия. Не знаю, как по всей Украине, но в Киеве за последнее время мне не довелось сталкиваться с хамским некорректным отношением со стороны инспектора ко мне небезгрешному. Каюсь: управление 250-сильным автомобилем не настраивает на размеренную, «правильную» езду. Попался – плати! Да, я попался, проиграл, признаю вину, готов заплатить на месте: зачем же мне мотаться по судам, ведь размер взыскания от того не изменится. Если завести такой порядок, тогда исчезнет соблазн «дать-взять». Кстати, дача взятки есть преступление. Только за последние три месяца сотрудники ГАИ препроводили в райотделы милиции более 360(!) дорожных взяткодателей. Это касательно водителей. Не дремлет и милицейская служба внутренней безопасности: за то же время она провела полторы тысячи летучих проверок, выдворив из ГАИ десятки «мздоимцев», привлекла различного рода ответственности около 300 «уродов» из милицейской семьи.

Но кто-то рассудил, что изымать права проще и веселее. Совсем не задумываясь об и без того не блестящем имидже Госавтоинспекции. Власть дала понять: доверять копеечные отношения с водителями нашим инспекторам нельзя! Тем самым их лишили остатков доверия, превратив из ХОЗЯИНА дороги в плутоватого «вассала». Если бы законодатели-издатели проконсультировались бы у пиарщиков и психологов, думаю услышали бы однозначный ответ: принятие подобного положения об изъятии прав и рассмотрения материалов в суде – это очередной гвоздь в гроб имиджа украинской милиции, ГАИ в частности. Стоит ли удивляться, что руководство МВД никак не отреагировало на рекламный ролик UMC, в котором крутой «папик» «строит» инспектора ГАИ. Мало того, что на всю страну «опускают» огульно целую милицейскую службу, так ведь еще и формируют достаточно конкретный образ человека в погонах. А милицейские генералы почему-то не желают вступаться за честь «вартовых дороги», которых вот так походя унизили на всю страну.

Кстати, о телефонах. На бортах патрульных машин появились телефоны доверия ГАИ – 213 7064. В действительности, это номер дежурного по ГАИ города: дозвониться туда весьма проблематично, а порой невозможно. А звонят ему кто угодно и по какому угодно поводу: начинается с семейных конфликтов, заканчивается предложениями познакомиться от представителей нетрадиционных меньшинств. Обычно человек, оказавшись в критической или конфликтной ситуации готов реагировать в первые десять, которых может не хватить, чтобы дозвониться до дежурного. Да и не каждый решится потратить 10-15 гривен, чтобы изложить проблему со своего мобильного телефона, а ведь это часто единственный вид связи на дороге. Сегодня звонок с мобильника по 02, или 804402, обрывается, как правило, через 30 секунд, при этом 5-10 секунд приходится на время срабатывания АОН на пульте ГУВД. Чтобы такая оперативная связь водитель-дежурный ГУВД эффективно заработала, следует ввести трехзначный номер (100, 110. 911 и т.п.), на который можно бесплатно позвонить с телефона любого мобильного оператора. Не плохо бы, чтобы такие короткие номера появились не только у ГАИ, но и прочих милицейских служб. В качестве операторов такой телефонной службы можно посадить студентов старших курсов милицейских вузов, психологов, юристов, добровольцев, в конце концов. Полковник Трохименко поднял обе руки «ЗА!» такое нововведение. А пока он просил водителей и пешеходов сообщать про все случаи поборов, хамства, прочих непорядков в его службе по существующему телефону.

Отдельно коснулись проблемы парковки автомобилей. Тут писать-не переписать! Стоящие сикось-накось автомобили в центре города, перегороженные машинами тротуары, выезды из дворов и прочее автобезобразие- это будни столичной жизни. Попробуйте повернуть направо по стрелке с бульвара Шевченко на улицу Красноармейскую – вам вряд ли это удастся. Автомобили стоят до самого угла бульвара. Попытайтесь около Центральных железнодорожных касс протиснуться сквозь импровизированную и совершенно противозаконную стоянку разного рода «такси» готовых отвезти тебя на вокзал за 35-50 гривен (дистанция — меньше километра!).

Эта проблема нерешаема для ГАИ самостоятельно, но вполне разрешима совместно с городскими властями, законодателями и частным бизнесом. Дело в том, что ГАИ не имеет право эвакуировать автомобили за нарушение правил парковки. Оно может только выдать предписание на эвакуацию, которую должны осуществлять соответствующие службы, «Киевпарксервис», например. Но… затащить на платформу автомобиль, стоящий на ручнике или с автоматической коробкой без риска повредить его, практически невозможно. К тому для этого требуется пространство для маневра. Выход есть: эвакуатор с подъемником-пауком. Стоит подобная машина в качественном исполнении около 300.000 грн. Срок окупаемости – 6-8 месяцев. На сегодняшний день Киеву необходимо -5-6 подобных машин. С моей точки зрения, городской голова Омельченко и его ребята должны серьезно призадуматься об упорядочивании системы парковки, увеличении штрафов за неправильную парковку и парковку в неположенном месте. Причем, думать и действовать следует стремительно: зима может грянуть в любой момент и тогда такое начнется!.. Одними декларациями типа: «Мы уже занимаемся, закупаем парковочные автоматы» и прочее уже не отделаться. Даешь результат! Со снегопадами центральные улицы Киева станут непроезжими-непроходимыми из-за разбросанных в сугробах автомобилей.

Существует практика таймерных парковок, когда стоянка разрешена не более чем на 30-60 минут. Припарковав машину, водитель тут же кладет под стекло картонку-часы с указанием настоящего времени. Блокиратор колеса – тоже одна из действенных мер наказания, однако в центре города этим проблему не решить, так как машина-помеха, всё равно останется где стояла. Опоздал забрать машину – штраф! При чем штраф на месте и большой! Опоздал — забирай машину со штрафплощадки, где-нибудь в Броварах, плюс оплати её погрузку, транспортировку, хранение, ну и штраф, естественно. Где-то под 500 гривен набежит. С ужасом вспоминаю тот черный понедельник, когда я вызволял свой «Чероки» со штрафплощадки на окраине Нью-Йорка, куда его приволокли в пятницу вечером из Нижнего Манхеттена. Всё это «развлечение», мне обошлось более чем в 600 долларов, плюс потерянный день. После этого шугался любой парковки в городе.

Кстати, руководитель столичного ГАИ Олег Трохименко заявил, что его ведомство готово вести срочные переговоры с любой фирмой, готовой заняться этим делом. СРОЧНО!

МЫ говорили с Трохименко на многие «околодорожные» темы. Прощаясь, договорились, что разговор продолжим. Тем хватает: пиратские «такси», маршрутки, техобеспечение ГАИ, номера и спецталоны, дороги, которые мы не выбираем, ближние свет днём – тут говорить и говорить, а еще работать и работать. Обещано было, что наши встречи будут регулярными и представители «Украины Криминальной» будут примут участие в различных рейдах и акциях ГАИ. Затея, следует признать, рискованная. Наш ресурс самодостаточен и прогибаться перед кем-либо нет нужды. Так что, если Трохименко слово держит, то читатели «УК» смогут узнать из первых рук непричесанную правду о жизни ГАИ Киева.

И вот еще: то, чего я не упомянул, но на чем делал акцент Олег Трохименко:

— На Киевских улицах трезвому водителю, соблюдающему разумный минимум правил движения, бояться ГАИ нечего. Попытайтесь увидеть в инспекторе своего союзника. Справедливость – гарантирую! И. не молчите, информируйте о ВСЕХ случаях, когда вас несправедливо обидели, вымогали взятку, нахамили. Сообщайте, и мы примем меры. Жесткие, если не жестокие.

«УК» в свою очередь тоже гарантирует справедливость в подходе к теме водитель-инспектор ГАИ. Конечно, можно во всех бедах обвинить ГАИ, приплести «злочинну владу», упомянуть социальный фактор, не забыть про ментальность… Но скорее всего истина где-то посредине, где стечение обстоятельств и факторов, воли (или ее отсутствия) власти законодательной и исполнительной, Закона и беззакония, погоды и архитектуры, таможенных пошлин и цен на водку, бюджета и недофинансирования. Всё это, плюс ещё десятки всяческих «форсмажоров»: проезды VIP, праздники, демонстрации, пикеты, неожиданные провалы асфальта, обрушение домов и прочее. Но все же есть надежда на лучшее.

P.S. Когда отъезжал от Управления ГАИ Киева, как не странно, был остановлен инспектором. Я нарушил правила парковки: в то время, когда мы общались с главным столичным ГАИ-шником, мой «Мерседес» стоял на крае пешеходной «зебры». Несмотря на все ссылки на только что закончившуюся встречу с НАЧАЛЬНИКОМ, инспектор был неумолим. Спасло меня другое: почти слезные извинения и детсадовское «больш не буду, чессс слово не буду!». Будет больше таких инспекторов – будет больше порядка на улицах моего города. А ведь будь инспектору позволено, мог бы взять штраф на месте: государство копеечку бы заработало на мне непослушном.

Евгений Лауэр


Читайте также: