Контрафакт стал для России национальным бедствием

Согласно данным недавнего исследования Еврокомиссии, Россия занимает второе место в списке производителей подделок, пропустив вперед лишь Китай. В одной группе с Россией по объему производства контрафакта находятся Украина, Чили и Турция. В докладе Еврокомиссии отмечается, что усилия, предпринимаемые правительствами этих стран для защиты прав интеллектуальной собственности, пока недостаточны. Эксперты отмечают, что в результате проникновения на потребительские рынки товаров недобросовестных производителей формируется теневой сектор экономики, дискредитируется авторитет отечественных и зарубежных предпринимателей, компании и потребители несут моральные и материальные потери. Все это отрицательно сказывается на шансах по вступлению России в ВТО.

Все эти факты заставляют правительство придумывать эффективную стратегию борьбы с контрафактом, разрабатывать жесткие законы, карающие контрафактчиков. Пока же российская промышленность несет колоссальные убытки от контрафактной продукции. Так, по данным Минпромэнерго, общий объем контрафактной и контрабандной продукции только в легкой промышленности на российском рынке в 2005г. составил почти 780 млрд рублей. Это более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта.

Специалисты подчеркивают, что контрабанда и контрафакт стали буквально бедой для легкой промышленности. По данным Ассоциации менеджеров, проводившей опрос среди предпринимателей, 86,4% респондентов сказали, что работа отрасли наладится, если государство вытеснит из страны незаконно произведенную и ввезенную продукцию.

Подделывают сегодня буквально все. Например, при проверке одного из московских предприятий в его складских помещениях были обнаружены подшипники под торговой маркой VBF. По заключению экспертизы, подшипники, а также их упаковка не производились правообладателем и являются контрафактными.

В прошлом году сотрудниками Уральской оперативной таможни в Екатеринбурге в результате ревизии торгового предприятия было изъято 750 единиц парфюмерной продукции с незаконным использованием товарного знака Hugo Boss, а также косметического концерна L’Oreal.

Производители контрафакта стараются использовать все прорехи российского законодательства, чтобы легализовать свое производство. Так, в прошлом году было объявлено об открытии в нашей стране представительства американской компании Gap Inc – одного из самых известных мировых продавцов джинсовой одежды популярных марок высокой ценовой категории. Эксклюзивным представителем назвалось ООО “Гэп”. Российские “Гэпы” расходятся по 5-20 долл. за изделие, в то время как средняя стоимость фирменных джинсов – около 100 долл. Между тем в самой американской компании заявляют, что они не ведут на территории России никаких торговых операций.

Как утверждают эксперты, законопроект четвертой части Гражданского кодекса позволит бороться не только с контрафактом, но и с брендовыми сквотерами, паразитирующими на раскрученных марках. В разное время от сквотеров пострадали такие компании, как Funai, Samsung, Bridgestone, Hochland, Kirin, Coca-Cola, Volvo, Salamander, Ernst & Young и многие другие. Помимо прямого воровства товарного знака модной тенденцией нечестных предпринимателей стало производство торговых марок, сходных до степени смешения с известными брендами.

Например, ЗАО “Ситниковский молочно-консервный комбинат” вдруг решил выпускать молочную продукцию под брендом “Село Луговское”. Дизайн бренда “Село Луговское” сходен до степени смешения с товарным знаком “Село Луговое”, исключительное право на который принадлежит компании “Рекевин Трейдинг Лимитед”. Поэтому компания обратилась с претензией по поводу незаконного использования бренда.

Другой случай произошел в Краснодарском крае, где один из крупнейших ликероводочных заводов ЗАО “Ладожское” производил водку “Жемчужную на березовых бруньках”. ГК “Союз-Виктан”, как правообладатель марки “Союз-Виктан на березовых бруньках”, усмотрело в этом факт воровства своего товарного знака “На березовых бруньках” и поэтому обратилось в соответствующие органы. В итоге Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю предписало ЗАО “Ладожское” остановить производство водки “Жемчужная на березовых бруньках”. В мае этого года выпуск данной алкогольной продукции был прекращен. Впрочем, доказать, что кто-то взял и создал для своей продукции похожий раскрученный бренд, довольно тяжело. Как отмечают эксперты, сегодня нет внятной юридической системы защиты торговых марок.

Контрафакт оказывает негативное влияние на деятельность малых предприятий. В результате они несут убытки из-за снижения объемов сделок, падения прибыли и потери своего сегмента рынка. Эти потери, и особенно прямые потери продаж в тех секторах, где предприятия конкурируют с контрафакторами, дезорганизуют распространение продукции предприятий-собственников авторских прав.

RBC Daily

You may also like...