Народный гнев нынче дорог!

Не менее трети случаев блокирования киевских стройплощадок «возмущенной общественностью» связано с желанием получить мзду с застройщика. По признанию строителей, инициаторы народного гнева требуют не только деньги (ценовая вилка составляет от $25 тысяч до $2 миллионов), но и квартиры в будущем доме. По словам председателя совета директоров инвестиционно-девелоперской компании «ХХI век» Льва Парцхаладзе, сейчас в десяти из десяти случаев при строительстве жилья возникают какие-либо требования со стороны общественных организаций и жителей. «Однако жители выдвигают почти всегда объективные требования. А вот организации в 50% случаев — чисто спекулятивные, с меркантильным интересом»,— уточняет господин Парцхаладзе.

«Общественные организации — это хорошее начинание с одной стороны, потому что мнение жителей действительно важно учитывать, но, к сожалению, некоторые из них превратили свою деятельность в бизнес»,— говорит зам. предправления девелоперской компании «НЕСТ» Сергей Овчинников.

С декабря 2006 г. по март 2007 г. в Киеве состоялось более 50 общественных слушаний. По словам директора по стратегическому развитию INFOCITY Евгения Белоусова, больше половины общественных слушаний не разрешают конфликта между застройщиком и общественностью. «Больше всего общественных слушаний организуются в Подольском, Дарницком, Шевченковском, Святошинском и Деснянском районах Киева», — сообщил господин Белоусов. Самыми конфликтными за этот период были слушания в Соломенском и Днепровском районах: сроки строительства переносились или срывались, жители выражали негативное отношение к застройке или голосовали против строительства.

Евгений Белоусов считает, что большинство жителей, посещающих общественные слушания, изначально плохо настроены как к самому строительству, так и к строительным компаниям. Они убеждены, что застройщики не выполняют своих обязательств после слушаний, новое строительство ведется с нарушениями норм и приносит больше вреда, чем пользы. В некоторых случаях конфликты между общественностью и застройщиком имели серьезные последствия для последних: из-за протестов жителей против строительства райгосадминистрации останавливали строительство, а горсовет — отменял решения о выделении земельного участка компании.

Например, в 2006 г. по инициативе двух общественных организаций Киевсовет отметил решение о землеотводе компании «Альянс-центр» участка по ул. Богдана Хмельницкого, 7 под строительство офисно-торгового центра. Компания восстановила свои права через суд, но для этого ей понадобилось полгода и более $1 млн.

Генеральный директор компании «ТММ» и вице-президент Украинской строительной ассоциации Николай Толмачев выделяет три категории посредников, которые решают свои проблемы за счет застройщика. «Первая— сами жители, которые чем-то недовольны. Все правила и нормы соблюдены, все жители согласились, а вот один против. Когда его спрашивают о причине, он толком и ответить не может. Вторая группа — малосведущие люди. Разница между этими группами состоит в том, что одни из-за упрямства не хотят здесь видеть дом, а вторые блюдут закон, хотя путают понятия строительных норм и совершенно не знают законодательства.

Третья группа — это бизнесмены»,— рассказывает «i» господин Толмачев. По его словам, последние могут действовать двумя путями. Самый примитивный — это банальный шантаж. Сначала они создают проблемы строительной компании, например, блокируют стройплощадку, а потом у застройщика требуют определенную сумму денег, чтобы утихомирить разбушевавшихся жителей. По словам господина Толмачева, существует несколько сценариев организации народного гнева, «вплоть до революции».

Он отметил, что у каждого сценария своя цена, но в среднем подготовка бунта организаторам обходится в 10 тыс. грн. Стоимость же одного «забастовавшего жителя» составляет около 50 грн. в день. После того как блокирование стройплощадки прошло успешно, инициаторы идут к застройщику со своими предложениями решения конфликта: «Естественно, застройщик попадает в такие условия, что зачастую вынужден платить, потому что пока будут пройдены все инстанции в поисках правды, строительство будет приостановлено, а день простоя стоит $20 тыс.».

Он отказался конкретизировать сумму, которую должен заплатить застройщик за «разморозку» площадки. Однако, по неофициальным данным, ценовая вилка народного гнева составляет от $25 тыс. до $200 тыс., реже — от $500 тыс. до $2 млн., в зависимости от месторасположения проекта и его площади. Часто вместо денег требуют квадратные метры в будущем доме.

Второй способ заработать деньги на застройщиках более изящный. Инициаторы приходят в строительную компанию и предлагают поработать с населением и провести общественные слушания. По словам господина Толмачева, данная услуга стоит от $50 тыс. до $700 тыс. в зависимости от района, где ведется строительство. Если же застройщик отказывается, тогда, в большинстве случаев, применяется первый способ воздействия на него. «Все расходы на улаживание проблем с общественными организациями в итоге ложатся на плечи конечного потребителя»,— заключает господин Парцхаладзе.

Представители общественных организаций разумеется, опровергают обвинения строителей. «Наша организация защищает интересы киевлян»,— говорит представитель общественной организации «Форум спасения Киева». По его словам, все наоборот, именно инвесторы приводят на собрания подставных людей, чтобы дезориентировать общественные слушания: «застройщики не хотят выполнять социальные обязательства и сами предлагают деньги, чтобы замять этот вопрос».

Экономические известия

You may also like...