Ментовский «беспредел» в Крыму: рэкетом занялись «бывшие»

Милиция сегодня успешно исполняет не свойственные по закону карательные функции, весьма напоминающие рэкет. Сегодня, как правило, криминальный бизнес по отбору активов ведут не тупые рэкет-братки, как это было в начале 90-х, а бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов. Спектр их специфических интерсов широк: от управления государственными предприятиями до животрепещущей земельной проблемы. Особенно ярко и нагло такие структуры действуют в Крыму. После первичного раздела сфер влияния на ЮБК предприниматели разного уровня обратили свой взор на другие части Крыма, в частности на бывшую всесоюзную здравницу — Евпаторию. Автор этих строк получил уникальные сведения о том, каким образом происходит борьба за землю с привлечением милицейской крыши в одном из самых привлекательных районов полуострова. Речь – об элитном пригороде Евпатории поселке «Заозерное».

Абсолютно уникальные лечебные и рекреационные свойства побережья привлекают серьезных отечественных и иностранных инвесторов. Особенно активно и даже вызывающе ведут себя на этом рынке, как ни странно, белорусские предприниматели. Пройдя жесткую школу агрессивного бизнеса в Белоруссии и России, они пытаются насаждать в Крыму те же правила и бизнес-повадки. Что предусматривает жесткое давление на местную власть, наведение тесных контактов с местным криминалитетом, вытеснение конкурентов и налаживание «конструктивных» отношений с силовыми органами.

Не секрет, что милиция на местах давно уже вышла на самоокупаемость. Зачастую в разборках между крымскими криминальными группировками принимали участие сотрудники силовых органов. Однако в нашем случае, милицейскую машину используют как механизм давления не на криминалитет, и даже не на конкурентов — речь идет о принуждении органов местной власти к незаконной выдаче земельных ресурсов.

В прибрежной зоне поселка Заозерное размещено немало привлекательных инвестиционных объектов: параолимпийский центр «Украина», ряд санаторно-курортных заведений крупных предприятий. Не так давно в Евпатории обозначились интересы одной очень известной белоруской группы, желающей инвестировать в ряд объектов Заозерки. В их поле зрение попало и давно известное своими лечебными свойствами озеро Ялы-Майнах. Еще в советское время было неразумно решено предусмотреть в генплане развития ПГТ Заозерное возможность частичной осушки озера. Долгое время об этом никто не вспоминал. Однако затем, усилиями поселкового совета решено было рассмотреть возможность развития рекреационной составляющей озера: постройки ряда санаторных комплексов, развитие туристических маршрутов (на берегу озера ведут раскопки греческих городищ украинские и российские археологические группы).

Однако гораздо выгоднее оказалось осушить озеро и застроить его многоэтажными домами. Общая площадь гипотетически осушенной территории озера – 80 га. Это значит, что цена вопроса – $25-30 млн. Именно этот проект продвигали упомянутые белорусские инвесторы. Главным препятствием на их пути стало принципиальная позиция поселкового совета во главе с головой Станиславом Навроцким. Длительные психологические обработки, чередующие заоблачные обещания и откровенный шантаж с угрозами заканчивались ни чем. Однако с некоторого времени сотрудники поселкового совета и сам голова Навроцкий стали наблюдать некоторые странности, связанные с их текущей деятельностью – на мобильный телефон головы и секретаря поселкового совета стали поступать анонимные телефонные звонки с угрозами, сам Навроцкий обнаружил, что уже некоторое время за ним происходит слежка. Следует отметить, что Станислав Навроцкий имеет специальное юридическое образование (в 1982 году окончил Горьковскую высшую школу милиции). На теоретическом уровне он осведомлен о всех нюансах оперативной деятельности т.н. «наружки». Подозрения, что в борьбу с неугодным местным самоуправлением включились серьезные силы, окончательно подтвердились после того, как в поселковом совете начала работу рабочая группа по проверке выполнения исполнительным комитетом Заозерненского поселкового совета делегированных полномочий органов исполнительной власти. Проще говоря, была сформирована контролирующая группа, пытающаяся найти любые зацепки в деятельности Заозерненского исполкома с тем, чтобы сделать его более сговорчивым.

В итоговом акте рабочей группы, датированным 19 апреля, самым серьезным нарушением в работе комитета стало констатация неэффективности деловодства. Это значило, что рабочая группа «не нарыла» нарушений и поселковый голова оставался и далее «невменяем» для заказчиков проверки.

Апогеем противостояния инвесторов и представителе органов местного самоуправления стало вскрытие и незаконное проникновение в помещение поселкового совета, как оказалось впоследствии, сотрудников правоохранительных органов. Это произошло ночью 10 мая. Факт взлома и проникновения засвидетельствован в рапорте старшего сержанта Евпаторийского батальона внутренних войск Глушко, несшего патрулирование по соседству и заметившего подозрительные действия людей в штатском. В ходе выяснения обстоятельств, стало известно, что в здание поселкового совета проникли работники милиции спецподразделения разведки главного управления внутренних дел в АР Крым. Операцией по проникновению руководил оперуполномоченный ОБЭП главка старший лейтенант Игорь Анатольевич Лунин.

Очевидно, одной из задач сотрудников ОБЭП была установка спецстредств для съема аудио и видео информации. Это подтверждается задействованием большой численности сотрудников оперативных служб – 10-12 чел., пяти автомобилей, среди которых передвижная спецлаборатория, оснащенная радиопеленгатором, который базируется на автомобиле Мерседес – VITO черного цвета, а также Мазда – 626 белого цвета, автомобиль Жигули модели 21099 вишневого цвета, микроавтобус белого цвета и Ауди-80 зеленого цвета. Записывать номера не было необходимости, так как спецподразделения имеют возможность их менять.

Тогда же ночью было заявлено, что сотрудники просто «хватили лишнего» и находились около поселкового совета случайно. А уже на утро следующего дня в поселковом отделении милиции исчезло любое упоминание об инциденте. Как заявляют рядовые сотрудники, на их руководство было оказано колоссальное давление из Симферополя. Среди официально документированных данных остались лишь рапорт старшего сержанта Глушко и свидетельские показания собственника кафе «Фараон» (находящегося рядом со зданием совета) Ашота Джаниковича Чабаняна, который также вынужден был приехать ночью по вызову своего сторожа.

По мнению поселкового головы ПГТ Заозерное Станислава Навроцкого такие действия спецслужб свидетельствуют о том, что против него ведется оперативно-розыскная деятельность, целью которой скорее всего должна стать провокация и обвинения во всех смертных грехах: от взяточничества до хранения наркотиков.

Осознавая угрозу такого сценария развития ситуации, Навроцкий выступил на заседании Координационного совета при Евпаторийском городском голове по вопросам правопорядка, на котором предупредил о готовящихся против него провокаций, обратился к руководству СБУ и Прокуратуры города с требованием разобраться в происходящем.

Сегодня случай с неугодным поселковым головой Заозерки — один из многочисленных примеров того, каким образом происходит дележ рынка земли, и какую роль в этом играет аппарат силовых органов. Скорее всего, деятельность сотрудников Евпаторисйкого ОБЭП даже не была согласована с республиканским руководством и является примером того, как отдельные предприимчивые граждане, пользуются служебным положениям и возможностями для реализации откровенно криминальных заказов.

Сегодня поселковый голова отстаивает свои позиции всеми возможными методами. В частности, обращениями к Премьер-министру, Министру внутренних дел и Генеральному прокурору. Скорее всего, своевременное оглашение преступных намерений евпаторийских оборотней в погонах позволит поселковому голове Навроцкому отстоять свою правоту. Но вряд ли это решит в принципе проблему участия органов правопорядка в нетрадиционных бизнесс-разборках либо противостоянии с местной властью.

Илья Лесков, Тема

You may also like...