Это преступление уже назвали крупнейшей послевоенной кражей. В ночь на 25 ноября из музея немецкого Дрездена злоумышленники похитили сотни драгоценностей на сумму примерно миллиард евро. Пострадала сокровищница «Зелёные своды», где хранится крупнейшая в Европе коллекция ювелирных изделий.
Утраченные экспонаты достаточно известны, поэтому незаметно продать их — не получится. Если они попадут на аукцион, то злоумышленников сразу же найдут. Поэтому музейщики опасаются, что преступники могут переплавить украшения и извлечь из них драгоценные камни. Тогда эти экспонаты будут утрачены навсегда, пишет газета ДЕНЬ.
Украинские музеи тоже время от времени становились жертвами грабителей. Удавалось ли возвращать экспонаты и как предотвратить такие преступления в дальнейшем?
ЛЬВОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ ИМЕНИ БОРИСА ВОЗНИЦКОГО
Львовская национальная галерея — крупнейший художественный музей Украины, в который входят 16 учреждений. Это заведение испытало, пожалуй, самые многочисленные потери за годы независимости. В 2017-м во время сверки фондов там не досчитались 521-го экспоната, в основном — старопечатных книг. В то время исчезнувшие экспонаты оценивались в 63 миллиона гривен.
Утраченные объекты принадлежали Музею книгопечатания. Среди ценнейших, в частности, один из двух экземпляров «Апостола» Ивана Федоровича, датированный 1574-м годом. Тогда об исчезновении заявил новый директор музея Тарас Возняк, который приступил к исполнению обязанностей. Бывшие же руководство и некоторые сотрудники предположили, что эти предметы могли просто потеряться и скоро найдутся.
«В больших хранилищах действительно могут теряться экспонаты. Такое случается. — объясняет помощник генерального директора Львовской национальной галереи искусств Василий Мицко. — Во время сверки их могут не досчитаться обнаружить. Но обычно это касается каких-то мелких предметов, например, писем. И это единичные случаи. А такое количество экспонатов потерять сложно «.
Поскольку незаметно вывезти из музея такое большое количество экспонатов одновременно практически невозможно, музейщики предположили, что старинные книги исчезали годами, а эти потери — не афишировали.
«Была проведена сверка наличия экспонатов специальной комиссией, — рассказывает Василий Мицко. — Начато уголовное производство по признакам правонарушения, предусмотренного частью третьей Уголовного кодекса. Это присвоение, растрата, завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением. Восьмого февраля этого года Главное управление полиции во Львовской области информировало нас, что следствие подходит к концу. Следователи уже должны дать надлежащую правовую оценку доказательствам. Правда, сегодня у нас нет информации о том, что дело направлено в суд».
ЧЕРНИГОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ ГРИГОРИЯ ГАЛАГАНА
Настоящим рекордсменом по количеству краж оказался Черниговский областной художественный музей. В него злоумышленники забирались три года подряд и каждый раз выходили не с пустыми руками.
В 1996 году из музея похитили картину стоимостью 150 000 долларов. Через год исчезли еще 10 картин. Тогда ситуация разворачивалась, как в боевике. Двое вооруженных грабителей ворвались в музей, связали охранника и вынесли из хранилища полотна XVII века. Среди них: «Воспитание Амура Венерой и Меркурием» итальянского художника Рооса и «Мужской портрет» неизвестного автора. Как впоследствии сообщали в полиции, системы защиты почему-то не сработали. А по оценке специалистов, стоимость похищенных картин — 3,5 миллиона долларов.
«Ни один украденный экспонат в наш музей не вернулся, — сожалеет главный хранитель фондов Черниговского областного художественного музея Светлана Курач. — Никакой информации от полиции о результатах расследования к нам также не поступало. Возможно, они еще в процессе поиска. Ранее я общалась с нашей местной полицией относительно этих случаев. Они сообщили, что отследить, куда попали экспонаты, сейчас сложно. А в 90-х в тогдашней милиции было мало опыта в таких вопросах, поэтому найти похищенное не смогли».
Во время третьего ограбления, в 1998-м, из экспозиции исчезли семь работ российских и европейских художников. Среди них «Портрет девушки в белом чепце» Жана Батиста Греза. Стоимость картины примерно 500 000 долларов. К счастью, этот случай удалось раскрыть, когда злоумышленник попытался продать похищенные полотна.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ АНДРЕЯ ШЕПТИЦКОГО
Львовский национальный музей имени Шептицкого — один из самых ценных памятников украинской культуры. В коллекции музея более 100 000 предметов, среди них: иконы, скульптуры, рукописи, старопечатные книги, декоративная резьба.
В 2010-м музейщики обнаружили, что из фондов исчезли 40 старинных книг и рукописей XVI—XVII веков. Размеры отдельных изданий были слишком велики, чтобы пронести их незаметно. Поэтому есть вероятность того, что это была внутренняя кража.
«По факту — это была кража, — рассказывает генеральный директор музея Игорь КОЖАН. — Конечно, квалификацию должны установить органы внутренних дел. Мы обратились к ним, но до сих пор результатов расследования нет. И экспонаты к нам не вернулись».
И самая масштабная кража из этого музея произошла еще в советское время, в 1984-м. Тогда произведения древнего сакрального искусства, принадлежавшие фонду музея, хранились в помещении Армянского собора. Вдруг из фондохранилища в этом помещении исчезло целых 22 старинных иконы. Тогда масштаб потерь оценили на колоссальную для советских времен сумму в 180 000 рублей.
«Это была кража по заказу, — рассказывает Игорь Кожан. -Украденные иконы вывезли в Москву. Там же сразу и нашли часть экспонатов. Остальные — разошлись. До сих пор мы находим утраченные иконы по всему миру и пытаемся вернуть на Родину. За последние пять-шесть лет удалось вернуть две иконы из России, одну икону из Германии и одну из Нидерландов. Знаем о местонахождении еще минимум трех икон и ведем подготовительную работу по их возвращению в Украину».
Более половины похищенных икон — снова в музее. Среди последних вернули несколько икон праздничного ряда иконостаса церкви села Либохора на Львовщине. Это древнейший иконостас, который находился в фонде. Стоимость этих икон по оценкам экспертов — несколько десятков тысяч долларов.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ
Не застрахованным от краж оказался и один из главных музеев страны — Национальный музей истории Украины. Хотя там уверяют, что подобные случаи у них не частые. Последний раз кражи в музее произошли в 1993-м и 1998-м годах, рассказывает исполняющий обязанности директора музея Богдан ПАТРИЛЯК: «Были похищены из экспозиции музея часы «Луч», которые принадлежали первому президенту Украины Леониду Кравчуку, и предметы этнографии: деревянная самодельная вазочка, самодельные деревянные детские коньки, подсвечник и керосиновая лампа. К сожалению, похищенные экспонаты не удалось вернуть».
ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
Больше всего шансов на возвращение экспонатов — сразу после кражи. Опытные грабители выжидают, прежде чем начать продавать награбленное. Они понимают, что после громких краж утраченные экспонаты у многих на слуху, поэтому любой из тех, кому они предложат приобрести старинную вещь, может сообщить о них в полицию. Пока экспонаты в руках у грабителя — вернуть их реально.
Если украденное уже перепродали — искать его труднее. Но если экспонаты в Украине — это также ускоряет дело. Самое сложное для правоохранителей — найти предметы, которые попали за границу. Может пройти много лет, пока известный экспонат с черного рынка и нелегальных коллекций попадет в поле зрения специалистов.
«Все украденные из музеев произведения рано или поздно где-то появляются, — объясняет генеральный директор Национального музея имени Андрея Шептицкого Игорь КОЖАН. — Потерянные вещи из наших музеев мы находили на выставках, аукционах, в частных коллекциях. Когда удалось установить местонахождение объекта, в его возвращении помогает Министерство иностранных дел, волонтеры, все неравнодушные. Вернуть иконы из России помогала их Государственная служба по возвращению культурных ценностей. Раньше у нас тоже была такая организация, теперь этим занимается отдел в Министерстве культуры».
Профильное министерство держит на контроле случаи исчезновений экспонатов в государственных музеях. Периодически его сотрудники издают каталоги пропавших предметов, чтобы распространить о них информацию и иметь возможность отслеживать их путь в частных коллекциях.
УЧЕТ — УСТАРЕЛ
Согласно закону «О музеях и музейном деле», о безопасности экспонатов заботится государство. Сумма расходов на охрану музеев обязательно определяется в государственном и местных бюджетах. К тому же эти расходы относятся к защищенным статьям расходов. После краж и сами музеи относятся к безопасности с особым вниманием: «В экспозиционных залах нашего музея экспонаты находятся в закрытых витринах, которые подключены к сигнализации, — рассказывает Богдан Патриляк. — Крупногабаритные музейные предметы в открытом показе, но в каждом зале есть смотритель, который осуществляет наблюдение за сохранностью экспонатов в экспозиционных и выставочных залах».
Отдельного вопроса заслуживает хранения экспонатов в фондах. Ведь исчезновение предметов старины там заметить сложнее, чем в основной экспозиции. Конечно, все музеи регулярно проводят сверку фондов, но как показывает опыт Львовской национальной галереи искусств — этого мало.
Несколько лет назад Министерство культуры начало формировать единый электронный реестр культурных ценностей, находящихся в музеях. Из-за нехватки средств эту идею пока оставили. Но, по мнению музейщиков, именно электронный каталог мог бы решить вопрос сохранности фондов: «Проблема в том, что все описания экспонатов, которые находятся в фондохранилище, устарели по своей форме, — объясняет Василий Мицко. — Фактически — они аналоговые.
В аналоговом методе, со словесными описаниями, невозможно сверять и хранить экспонаты. Нам нужно двигаться в направлении четкой электронной каталогизации всех музейных экспонатов. Сейчас уже есть первые шаги в этом направлении, рекомендованы программы Министерства. Но создание электронных каталогов — это большая работа. Если у нас одно из самых богатых фондохранилищ в Украине, то каталогизация требует много времени, но когда это будет сделано — работать станет легче. К тому же это усилит безопасность».
Правда, вводить электронную каталогизацию — под силу не всем музеям. Это нововведение требует значительных средств. А соответствующую статью расходов не будет финансировать ни государство, ни местные бюджеты, объясняет главный хранитель фондов Черниговского областного художественного музея Светлана Курач: «Для того, чтобы это внедрять, нужно иметь набор техники: современный компьютер, программное обеспечение для каталогизации. Также должны быть профессиональные специалисты, которые будут получать за это зарплату. Над каталогом должен работать целый небольшой коллектив. Мы не можем этого себе позволить. В нашем музее довольно малый штат. Чтобы создать электронный каталог, придется отложить всю работу и заниматься только им».
Недавно Кабинет Министров принял постановление, которым создал семь новых центральных органов исполнительной власти под эгидой Министерства культуры, молодежи и спорта. Среди них и Государственная служба охраны культурного наследия. Исходя из полномочий этого органа, именно в его компетенции будет безопасность объектов культурного наследия. Если реформированная структура принесет реформы и в сферу безопасности музеев, то есть надежда, что большинство экспонатов все же удастся сохранить, и они будут существовать в фондах не только на бумаге.