Миллионы для бродяг
Количество киевлян, которые пострадали от укусов бездомных животных, увеличилось почти на треть, утверждают коммунальные службы. Защитники животных уверяют, что ситуация нагнетается искусственно, поскольку речь идет о борьбе за бюджетные миллионы. Пока спорят первые и вторые, в городе кто-то массово травит собак, фирмы-нелегалы занимаются отловом, а мошенники пытаются собирать деньги на стерилизацию. Городские же власти снова обещают выделить деньги…
…на исполнение Программы гуманного регулирования численности бездомных животных. В этот раз речь идет о сумме в 15 миллионов гривен. За эти деньги планируют провести массовую стерилизацию. Но беда в том, что после операции животных вновь возвращают на прежнее «место прописки», где они сбиваются в стаи.
Бумажный гуманизм
Это уже не первые обещания и не первая попытка решить проблему. Еще в октябре 2007 года была принята городская программа, которая рассчитана на четыре года и предполагала общее финансирование в размере 76,325 млн. грн. Программа предусматривает стерилизацию животных на базе коммунальных предприятий «Киевская городская больница ветеринарной медицины» и «Приют для животных». После стерилизации и послеоперационной реабилитации животным надевают красные ошейники специального образца и возвращают в предыдущий ареал обитания. Такие животные вносятся в специальную базу данных для последующего отслеживания, профилактики инфекционных заболеваний и обязательно должны находиться на попечении физического или юридического лица, так называемого опекуна.
Согласно документу, в течение четырех лет должны были выделяться следующие суммы: 43,225 млн. грн – в 2008 г., 10,970 млн. грн. – в 2009 г., 10,985 млн. грн – в 2010 г. и 11,010 млн. грн. – в 2011 г. Но красивыми планы оказались лишь на бумаге. Хотя сначала всем и казалось, что программа отвечает «европейским стандартам», она очень гуманна и вполне реальна в исполнении. Тем более что методы, которыми пытались решить эту проблему ранее, были просто жуткими – в городе происходили массовые убийства животных, зачастую на глазах у детей. Наверное, не стоит в подробностях описывать то, как это было, приведу лишь один пример. Несколько лет назад я познакомилась с семьей, в которой шестилетняя девочка на три месяца перестала разговаривать после того, как увидела уличную расправу над дворнягами.
Поэтому появление такой программы порадовало всех. Гуманный метод предусматривает право животного на жизнь, но лишает его возможности размножаться. Речь идет о стерилизации. Да, это не безболезненно, но и не убийство. Вроде как все продумали и согласовали. Ан нет.
Спустя год после принятия программы в прессе снова стали появляться страшные истории. На этот раз о нападении собак на людей. Так, на Троещине среди белого дня в пасть пса попал одиннадцатимесячный ребенок. Мать успела поднять младенца на руки – тогда стая из десятка бездомных собак бросилась на молодую женщину. Позднее пострадавшая рассказала, что гуляла с ребенком во дворе своего дома. Стая собак напала неожиданно. После укусов на ногах женщины останутся шрамы, не спасли от клыков диких псов даже зимние сапоги. Их собаки разорвали в клочья.
Еще один трагический случай произошел в конце прошлого года. 27-летний оператор Первого телеканала был найден мертвым на улице. Сначала была озвучена версия о том, что на молодого человека напали грабители – якобы у него были обнаружены следы травм на голове и, кроме того, исчез мобильный телефон. Позже в столичном коммунальном предприятии «Притулок для тварин» сообщили, что мужчину насмерть загрызли собаки.
По данным коммунального предприятия «Притулок для тварин», за прошлый год зафиксировано 3116 случаев укусов людей бездомными собаками. На протяжении января текущего года уже зарегистрировано 214 случаев. Много жалоб поступает из детских садов. А недавно позвонила молодая женщина и рассказала, что на ее семилетнего сына напали три собаки. Ребенком пережил такое нервное потрясение, что зоопсихолог ездил к нему несколько дней, пытаясь психологически восстановить его состояние.
Реакция жителей города в таких условиях становится мало предсказуемой. В феврале этого года в нескольких районах столицы неизвестные разбросали отраву прямо на улицах. В результате погибло больше десяти породистых псов, которые подобрали ее во время прогулки. Ветеринары и хозяева утверждают, что их собак отравили крысиным ядом. Но кто за этим стоит, так установить и не удалось. Хотя озвучивались разные предположения, вплоть до версии о маньяке, ненавидящем бездомных собак и решившем таким образом их извести. Породистые же псы, мол, стали случайными жертвами.
Потерпевшие собирают документы и планируют передать их представителям Еврокомиссии. Параллельно по городу поползли слухи о том, что есть некие частные фирмы, которые в спальных районах предлагают услуги по «ликвидации» бездомных животных.
– Мы слышали о таких фирмах,- говорит директор КП «Притулок для тварин» Ольга Дроздова. – Даже пытались найти телефоны в Интернете, но там нужно проходить много разных испытательных моментов для того, чтобы узнать о них информацию. Нас «раскусили» и на связь с нами не вышли. Но периодически мы получаем жалобы, в том числе и через городской call-центр, что в том или другом районе города забрали животных и неизвестно куда вывезли. Эти сведения не совпадают с выездами и работой нашего коммунального предприятия. То есть, что-то существует, но мы не могли разыскать и связаться с людьми, которые причастны к этому отлову. Животные исчезают, кто-то на этом, судя по всему, неплохо зарабатывает. Кто-то создает «добровольные» бригады по отлову, кто-то собирает деньги под стерилизацию. Такие случаи у нас были зафиксированы. В октябре-ноябре прошлого года на столичных рынках и у частных предпринимателей (владельцев маленьких кафе, павильончиков) собирались деньги якобы под программу стерилизации. Подходили люди, представлялись волонтерами и просили по 500-600 гривен.
По законам стаи
Разбираться с мошенниками – задача правоохранителей. А мы попытались выяснить, что же делать киевлянину, которого всерьез беспокоят бездомные собаки, разгуливающие у подъезда. Первая мысль, которая приходит в голову – позвонить в ЖЭК. Что и сделал один из жителей Днепровского района столицы, на жену которого напали собаки. Но помочь ему там отказались.
С журналистом МАИР были более любезны. Главный инженер ЖЭКа №404 Николай Петрук объяснил, что по письменному заявлению граждан собак отлавливают и стерилизуют. «Но потом их возвращают назад, а добрее от стерилизации животные не становятся…», – говорит Николай Николаевич. Еще один собеседник из ЖЭКа, отвечая на вопрос, как стерилизация поможет решить проблему, заметил: «Не факт, что операция пройдет успешно и собака живой вернется назад…».
Городская программа, которая казалась такой красивой, выглядит в реальной жизни, мягко говоря, странно. По сути, обязанности по мониторингу и выявлению опасных скоплений животных возлагаются на плечи самих жителей. Увидел – пиши заявление, неси в ЖЭК, а потом мучайся совестью за то, что с твоей подачи животное побывало на операционном столе. Ведь ты будешь видеть потом собаку, которая тебя укусила, каждый день на родной улице.
Станет ли животное после операции добрее, действительно большой вопрос. Ведь ему необходимо время на адаптацию в послеоперационный период.
И потом, не все животные агрессивны. Есть и такие, которые по разным причинам случайно оказались на улице. Еще вчера их любили, о них заботились, а сегодня они вынуждены выживать, прибившись к какой-то стае. Что делать с такими бедолагами, среди которых много породистых псин? Строить большие и маленькие приюты, – решили авторы Программы. Большой приют в среднем вмещает около 1000 животных, мини-приют – до ста собак. Но дальше разговоров дело тоже не пошло. Сегодня в городе есть несколько приютов, созданных общественными организациями, и один – городскими властями.
– Почему-то все цивилизованные страны решили проблему бездомных животных и забыли о ней, – рассуждает президент международной организации по защите прав животных SOSТамара Тарнавская. – Там такие же собаки – и зубы имеют, и когти, и так же кусали людей. Разные были случаи. А мы продолжаем говорить об этом больше 18 лет. Коммунальным предприятиям, которые занимаются этим вопросом, невыгодно решать проблему. Берем, например, приют для животных в Бородянке. Бородянка – закрытая зона для посещений граждан и журналистов. Туда можно попасть только по разрешению КГГА. Если бы это был приют в прямом смысле слова, то он бы был открыт для посещений, к примеру, в выходные дни. Люди могли бы приехать, подобрать себе собаку. Но бесплатно там взять животное нельзя, можно только купить. И чтобы сдать туда животное, надо заплатить не меньше 300 гривен. Представьте, вы нашли собаку на улице, звоните, чтобы ей помочь, а вам говорят: «Платите!» Большая часть денег, выделенных из городского бюджета, ушла на зарплаты работников коммунальных предприятий. Если эти люди сделают все, чтобы решить проблему бездомных животных и их станет меньше, то они могут остаться без работы.
По словам Тамары Тарнавской, деньги выделяются и городской ветеринарной клинике, которая должна проводить операции по стерилизации животных. Дозвонившись в клинику, журналист МАИР выяснила, что за три месяца там было прооперировано 278 животных. Но деньги на эти цели из бюджета не выделялись последние несколько лет.
– Если вы не доверяете нашей информации, то можете получить ее из более достоверных источников. По этому поводу проводилась проверка прокуратурой города, – объяснил директор коммунального предприятия «Киевская городская больница ветеринарной медицины» Александр Мазло. – Но программу стерилизации мы все равно выполняем. Если собаку приносят волонтеры, опекуны, зарегистрированные в городском центре идентификации животных, то в этом случае стерилизация проводится бесплатно. Кстати, регистрация волонтеров или людей, которые хотят стать опекуном животного, тоже бесплатна. Если же у человека, который привез на операцию животное, не будет регистрации, ему придется заплатить от 300 (за кошку) до 600 гривен (за собаку). На поддержание программы бесплатной стерилизации мы выделяем часть денег, которые заработали на коммерческих клиентах.
А вот денег на послеоперационную реабилитацию хватает не всегда. Поэтому опекунам и волонтерам приходится платить свои. Либо сразу забирать животное домой и за ним ухаживать. Так что опекунство – процесс достаточно серьезный и затратный.
Директор коммунального предприятия «Притулок для тварин» Ольга Дроздова, в свою очередь рассказала, что с того момента, как была принята городская программа, то есть с 2007 года, финансирования как такового еще не было.
– В прошлом году финансировалась только заработная плата наших сотрудников. Но хозрасчетная деятельность, которую ведет наше предприятие, приносит прибыль. Деньги, которые мы заработали в прошлом году на отлове, потратили на стерилизацию животных и содержание их в приюте в Бородянке. Но эти деньги нам не позволили покрыть коммунальные расходы, аренду помещений, у нас есть еще предыдущие долги, которые я получила в наследство от предыдущего директора,- рассказывает Ольга Юрьевна.
– Если человек позвонил в ваше коммунальное предприятие по поводу бездомной собаки, ему надо заплатить, чтобы ее забрали с улицы?
– Мы работаем только с юридическими лицами: жилищно-эксплуатационными конторами и коммерческими предприятиями, на территории которых находятся бездомные собаки. Если жители дома не хотят видеть на придомовой территории бездомных животных, они должны написать коллективное обращение в ЖЭК, а он заказывает и проплачивает нам отлов. На это выделяются деньги из районного бюджета.
Также есть два тарифа по отлову животных для предприятий. Если руководитель предприятия, заказывающего такую услугу, хочет, чтобы животное стерилизовали и вернули к нему на территорию, то это стоит 250 гривен. Если не хочет больше видеть собаку, и она остается жить в приюте – 434 гривны.
– После стерилизации животных возвращают на то же место?
– После стерилизации собаки возвращаются на ареал пребывания или на территорию предприятия, которое заказало их стерилизацию. Прежде, чем заказывать тот же отлов, руководитель предприятия, на территории которого находится бездомное животное, регистрируется и заключает договор о том, что становится официальным опекуном этих животных. После того, как собаке сделают операцию, она пройдет послеоперационный период адаптации, ее отдают опекуну.
К сожалению, у нас по городу есть много животных, которые собраны в стаи. Стайность создает агрессию среди животных, и несет опасность для человека. Поведение стаи непредсказуемо. И в любой момент могут совершаться нападения на человека. В городе большое количество бездомных животных, ситуация не контролируема. По последним данным мониторинга, в столице 40-45 тысяч собак. В течение этого года очень сильно увеличилось количество бездомных животных. Если не делать отлов и стерилизацию минимум 80% от всего количества бездомных животных в городе в течение 6 месяцев, то популяция очень быстро восстанавливается.
Как объяснила Ольга Юрьевна, приют в Бородянке сегодня не закрытая зона. По воскресеньям туда может приехать любой желающий и бесплатно взять животное.
В настоящее время готовится новая городская программа по регулированию численности бездомных животных, которой планируется построить в каждом районе города мини-приют, где стерилизованные животные будут находиться, пока им не найдут хозяина.
Правда, с трудом верится в то, что таких желающих будет много. Да и будут ли в реальности деньги, неясно. Поскольку городской бюджет до сих пор не принят депутатами Киевсовета.
Приручил – отвечай!
Назвать точную цифру, которая все же была выделена из городского бюджета и как были истрачены миллионы – то ли на зарплаты, то ли на какие-то другие цели, сказать не может никто. Правда, в прокуратуре города нам подтвердили, что проводилась проверка по программе стерилизации животных, и деньги под нее из столичной казны действительно не выделялись.
По словам советника мэра по вопросам охраны окружающей среды и животного мира Светланы Берзиной, предыдущая городская программа по регулированию численности бездомных животных не была профинансирована в полном объеме по нескольким причинам. В 2008 году состоялись незапланированные перевыборы в Киевсовет, а также выборы мэра города. Какие уж тут собаки…
В следующем году грянул экономический кризис. Поэтому не было выделено реальных средств на модернизацию клиники в Бородянке, на саму стерилизацию, на техническое обеспечение отлова надлежащим способом, на медикаментозное обслуживание животных, которые находятся в приюте.
– Программа предусматривала участие заинтересованных лиц и организаций, которые бы в дальнейшем заботились о судьбе этих бездомных животных на улицах,- говорит Светлана Валерьевна. – На самом деле на сегодняшний момент общественных приютов у нас не так много. Это приют в Пирогово и приют в Гостомеле. Все остальное – это псевдоприюты, и большой вопрос, что гуманнее – чтобы животное находилось на улице или в таком приюте.
По словам кинологов, есть немало случаев, когда люди, выезжая на летний период на дачу, покупают щенка, а потом не хотят его забирать в город. Собаки, оставленные в дачных поселках, сбиваются в стаи, и существует опасность, что они могут мигрировать в ближайшие города.
На момент, когда принималась программа, в столице было зарегистрировано 30 тысяч бездомных животных. Сегодня их численность выросла. Ряды бездомных пополнило немало домашних псов, которых хозяева выбросили на улицу, поскольку они не отвечают «за тех, кого приручили». Штраф за ненадлежащее обращение с животным колеблется от 17 до 51 гривны. Правда, недавно на рассмотрение Верховной Рады был передан законопроект, который предусматривает изменение в Кодексе об административных правонарушениях увеличение штрафа до 500 гривен. Но и это вряд ли остановит нерадивых владельцев животных. Возможно, Украине пора перенимать опыт Германии, где хозяину собаки, выброшенной на улицу, приходится платить 50 000 евро? Но для этого придется вводить обязательную электронную идентификацию животных. Проще говоря, собаке вживляется электронный чип, а координаты владельца вносятся в реестр. Сегодня такая процедура тоже есть, но она добровольна.
По некоторым данным, во всей Украине около 10 миллионов бездомных собак. В 2005 году Верховная Рада приняла Закон «О защите животных от жестокого обращения», которым запретила убивать собак и кошек, кроме случаев, когда животные являются переносчиками опасной для человека инфекции. На его основе местными властями разных городов и были разработаны программы по стерилизации. Но как они выполняются, никому судя по всему, не интересно.
Татьяна Бодня, МАИР
Tweet