«Аэрофлот» против украинцев: 13 часов унижения
Ледяной дождь в Москве продемонстрировал не только неэффективность менеджмента российских авиакомпаний, но и отношение к пассажирам украинских рейсов как людям второго сорта. Иначе чем можно объяснить ситуацию, когда 138 пассажиров рейса Москва-Киев продержали в закрытом самолете «Аэрофлота» 13 часов? А когда у них появился шанс покинуть салон, командир экипажа предложил «забирать свои вещи и валить отсюда».
Прошедший в Москве ледяной дождь стал первопричиной сбоя в работе крупнейших российских аэропортов «Шереметьево» и «Домодедово». Слоем льда покрылись взлетно-посадочные полосы, самолеты и дороги, произошел обрыв проводов электросети, из-за чего «Домодедово» был практически полностью обесточен 27 декабря в течение нескольких часов, в т.ч. ночью. По данным Ассоциации туроператоров России, около 20 тыс. пассажиров в обоих аэропортах оказались заложниками ситуации – их рейсы были отменены либо отложены на неопределенное время.
Ситуация до сих пор не полностью стабилизировалась, к тому же, синоптики предупреждают об ухудшении метеоусловий столице РФ. Таким образом, воздушное сообщение между Киевом и Москвой еще не наладилось. Так, по сообщению пресс-службы ГП «Международный аэропорт «Борисполь» ряд рейсов из Москвы задерживался и во вторник вечером («Аэрофлота» из «Шереметьево» и совмещенный «2 в 1» Transaero из «Домодедово»), и в течение среды. Следовательно, не было возможности и отправить самолеты в Москву.
«Аэрофлот», один из крупнейших российских авиаперевозчиков, оказался худшим среди прочих – именно на него поступало большинство жалоб от пассажиров, а его диспетчеры дольше других не подавали аэропортам информацию о скорректированном графике полетов, из-за чего приходилось задерживать рейсы остальных авиакомпаний. В итоге, как сообщила пресс-служба «Аэрофлота», они отменили около 140 рейсов (по состоянию на утро 29 декабря).
В плену «Аэрофлота»
Стоит отметить, что электропитание пропадает в московских аэропортах не впервые, но в этот раз ситуация оказалась критической. Наибольшая проблема заключалась не в природных катаклизмах, а в неспособности менеджмента аэропортов и авиакомпаний обеспечить маломальский комфорт для пассажиров, которые оказались заложниками. Отсутствие информации, еды, напитков, места для ночлега – не полный перечень их злоключений. Многие авиакомпании открыто игнорировали свои обязанности, как то покормить пассажиров или вернуть полную сумму за билет.
Но в отдельных случаях жадность и неумелость авиакомпаний достигала абсурда. Так, пассажиров рейса «Аэрофлота» SU 185 Москва-Киев, который должен был вылететь из Шереметьево в субботу, 25 декабря в 22:50, продержали в запертом салоне самолете 13 часов практически без еды и воды, предварительно 5 часов вымучив их в зале ожидания.
Как рассказывает одна из пассажирок рейса, к 22:10, когда должна была начаться посадка в самолет, все собрались у нужного гейта, но его не открывали, хотя на табло высвечивалась информация, что происходит посадка on time. Никто из сотрудников авиакомпании или аэропорта ничего не объяснял. Примерно через час пассажирам объявили, что рейс задерживается, и когда будет его отправление – объявят позже.
«Затем сказали, что самолет будет через час, поэтому все пассажиры остались ждать. «Каждый час» нам обещали в течение трех часов. В конце концов, все стали возмущаться, ведь если рейс задерживаться более чем на два часа, пассажирам должны предоставлять гостиницу или хотя бы еду и питье. Тем более, что среди пассажиров были и пожилые люди, и маленькие дети. Поэтому нам пришлось практически штурмом взять будку для транзитных пассажиров (потому что в основном все ехали транзитом) и добыть себе купоны на еду», – вспоминает пассажирка
Около 3 часов ночи пассажиров пригласили на посадку и загрузили в самолет, где стюардессы провели стандартный инструктаж о правилах поведения на борту самолета, а командир экипажа объявил, что вылет начнется через 10-15 минут. В итоге четверть часа растянулась на все 13 часов.
«Нам все время говорили, что мы вот-вот будем отправляться, но самолет оставался на месте. Причем вначале нам не разрешали даже вставать со своих мест и ходить в туалет. Через какое-то время нас все же покормили рейсовыми запасами, но поскольку рейс короткий, то из еды были лишь бутерброды. И когда они закончились, в ход пошли запасы экипажа. Потом закончилась вода, и мужчинам наливали виски, поскольку не было другой жидкости», – рассказывает пассажирка.
При этом пассажиров из салона не выпускали. Единственный раз, когда им попытались предоставить такую возможность, командир экипажа по громкой связи на весь самолет сказал, что пассажиры могут «забирать свои вещи и валить отсюда». Но около 8 утра смена экипажа закончилась, и они сами покинули самолет со 138 пассажирами на борту.
Новый экипаж появился лишь через час, и это обнадежило уставших людей. Тем более, что вдобавок к одной машине, очищавшей наледь с крыльев и корпуса самолета, подогнали еще одну. Командир даже стал заводить двигатель, но тот через некоторое время заглох а с ним выключился и свет, а также прекратилась подача воздуха. Таким образом, стало понятно, что проблема не только в погодных условиях, но и в серьезной неисправности машины.
Продержав пассажиров в самолете еще несколько часов, «Аэрофлот» все же вынужден был их освободить, тем более, что одной женщине стало очень плохо, и ее забрала «скорая». Пассажиры проследовали в транзитную зону с требованием предоставить им другой рейс, но там ответили, что посадят их на тот же самолет, который вылетит в 18 часов вечера. На возмущения пассажиров транзитная служба не реагировала.
Как рассказывают пассажиры, в субботу, 25 декабря, подобная ситуация произошла лишь с их рейсом. Тем более что иностранцев из дальнего зарубежья и едой обеспечивали бесперебойно, и достаточно успешно расселили в гостиницах.
Во время заключения в салоне пассажиры написали коллективное заявление-жалобу на имя руководства «Аэрофлота» с требованием объяснить, почему с ними так поступили. Все пассажиры оставили свои подписи, указав имя, фамилию и контактный телефон. Правда, они признают, что на компенсацию или даже объяснение не рассчитывают. «Это было сделано лишь для того, чтобы как-то успокоить пассажиров, которые подняли бунт. Ведь они уже курили в самолете, и экипаж ничего по этому поводу не говорил», – рассказывает пассажирка.
Очевидно, у «Аэрофлота» было два повода держать людей в закрытом самолете на взлетном поле так долго. Вначале на них просто хотели сэкономить, чтобы не тратиться на питание и размещение. Когда ситуация оказалась критической, стало очевидно, что нужно как можно дольше сохранить инцидент в тайне, ведь пока пассажиры не вырвались на свободу, о нем знали лишь они и члены экипажа. Интересно, знает ли об этом инциденте украинское посольство, и последует ли какая-то реакция от дипломатов?
В Борисполе
По заверениям заместителя гендиректора по аэродромно-техническому обеспечению «Борисполя» Петра Липовенко, в киевском аэропорту предусмотрен пятикратный резерв по электропитанию с помощью генератора. А пресс-секретарь аэропорта Оксана Ожигова добавляет, что к сложным погодным условиям они готовы.
«Ввиду того, что у нас зимы снежные, мы заблаговременно проводили подготовку и техники, и ВПП, и запасались необходимыми жидкостями и препаратами для подготовки судов. Так что мы подготовлены к таким сложным условиям, как сейчас. Поэтому для нас они не являются неожиданными, – говорит она. И объясняет, что гололед, подобный московскому – одна из самых сложных ситуаций для аэропортов. «Мы можем говорить о том, что мы тоже готовы, но не хотелось бы попасть в такую ситуацию», – осторожничает О. Ожигова.
Автор: Василий Салатов, UGMK
Tweet