Дефицит жилья как предтеча краха проекта Украина

Дешевое жилье в Украине невозможно построить в принципе из-за коррумпированных процедур выделения земли и выдачи различных согласований на местах. Это как раз те факторы, которые и определяют запредельно высокую стоимость нового жилья. При этом центральная власть сквозь пальцы смотрит на местных чиновников-взяточников. Проблема недоступности жилья для граждан ведет к вырождению украинцев. Большую часть из нас нынешняя «элита» сознательно обрекла на поэтапную, «мягкую» ликвидацию.

Недостаток жилищного строительства – не просто проблема, это – проявление хронических болезней общества. Болезни, если их запустить, уже очень скоро приведут к вырождению украинцев.

На днях замгубернатора Донецкой области Александр Алипов заявил, что в области разработана программа строительства и приобретения доступного жилья на 2011-2017 года, а также пилотный проект «Строим вместе», который уже реализуется в Старобешево. Но власти не скрывают, то это – капля в море. По объему построенного жилья область занимает десятое место среди регионов Украины.

По данным Алипова, на начало 2010 года на квартирном учете в области насчитывалось 84,3 тыс. семей. При этом почти 70% очередников находятся на учете больше 10 лет. Реально в жилье, либо в улучшении его условий нуждаются 2/3 жителей региона. А ежегодно улучшают свои жилищные условия до 3% очередников. При сохранении такой тенденции срок ожидания новой жилплощади превысит 50 лет. Проблема № 1 в том, что в Украине (как и в России) жильё необходимо бедным, а строят его для богатых.

Главная причина недоступности «квадратов» – низкий уровень дохода большинства населения. В том же Донецке средняя официальная зарплата – 2600 грн. в месяц -$325. (А по оценкам независимых экспертов – чуть более $200). При этом средняя стоимость квадратного метра как для нового, так и для старого составляет $0,9-1 тыс. или $45-47 тыс. за самую скромную «двушку»: новое жилье еще нужно отремонтировать – а это $10 тыс. При таких доходах рядовому гражданину придется копить на жилье целых 27 лет – и это если не пить, не есть и откладывать всю свою среднюю зарплату.

Стандартный выход – ипотека. Она в Украине вроде бы есть, но реально ее нет. Процентные ставки в 20-21% годовых в гривне делают кредиты под покупку жилья бессмысленными. О какой массовой ипотеке может идти речь в стране, где коэффициент расхождения между очень богатыми и очень бедными составляет 1000 к 1 (!), а большинству граждан только на питание и коммунальные услуги в целом приходится тратить почти 80% заработанного. Напомним, в Украине хозяева предприятий получают 35-40% прибыли, государство в виде налогов -30-35%, бюрократам достается 10-15% и столько же менеджерам, а создающие эту прибыль труженики довольствуются 5-6%, в то время как в высокоразвитых странах им выделяется треть прибыли.

Западная практика показывает, что вести речь об ипотеке можно только в том случае, если она будет реализовываться под 1-3% на срок до 30 лет. Но таких условий украинские банки не обещают даже в отдаленной перспективе.

Варіантiв немає…

«В некоторых экономически успешных странах мира существуют, помимо ипотеки, иные механизмы финансирования строительства первичного жилья, например, лизинговые схемы, главное достоинство которых в том, что население избавлено от необходимости выплачивать высокие проценты по банковским кредитам, – отметил к.э.н., замдиректора «Объединенных консалтинговых систем» Евгений Сытник. Однако в украинских реалиях, похоже, любой эффективный и полезный механизм, заимствованный за рубежом, превращается в свою полную противоположность, плодя тысячи обманутых инвесторов, банкротов и бездомных».

Не стоит ждать помощи и от различных фондов. Например, Госфонд содействия молодежному жилищному строительству при Кабмине поначалу худо-бедно выдававший льготные кредиты и компенсировавший процентную ставку (для около 30 тысяч молодых семей), постепенно «умер». Все иные программы поддержки нуждающихся в жилье – неэффективны и являются пиарходом власти.

Самая поверхностная причина смерти этой, как, впрочем, и других госпрограмм – коррупция. С одной стороны, не секрет, пробраться в очередь на получение государственного (муниципального) жилья можно только за немаленькую взятку. С другой стороны, дешевое жилье в Украине невозможно построить в принципе из-за коррумпированных процедур выделения земли и выдачи различных согласований на местах. Это как раз те факторы, которые и определяют запредельно высокую стоимость нового жилья. При этом центральная власть сквозь пальцы смотрит на местных чиновников-взяточников.

Отношение нынешней власти к рассматриваемой проблеме с циничной откровенностью будучи проездом в Донецке год назад выразил экс-министр регионального развития и строительства Владмир Яцуба:

«Стройте себе жилье сами. Другого способа решить жилищную проблему у государства нет». А в качестве успешного примера поведал о своих родителях, которые, якобы, в 1951-м соорудили себе особняк из ошметков телеграфных столбов и замешенной ногами соседей глины…

«Отже якщо хтось хоче створити сім’ю, – бери і роби. Заробляй і роби. Іншого варіанту немає», – изрек бывший министр, а ныне советник президента. И добавил, что надо брать земельные участки – и самим строить себе «гнезда».

Он, должно быть, не знает – как «просто» взять участок, сколько стоят стройматериалы, каков уровень дохода тех, у кого нет крыши над головой? Яцубе и ему подобным и в голову не приходит простая мысль: люди, которые не могут удовлетворить даже базовую потребность – в жилье, а следовательно в продолжении рода – обязательно потребуют от власти ответа на вопрос: почему на стадионы-аэропорты у государства денег в избытке, а на жилье для граждан – нет и не будет?

Заколдованный круг

По данным Госкомстата, более половины украинских семей не имеют детей. Если в 1999 году бездетными было 55,8% семей, то сейчас уже 63%. А согласно результатам всеукраинского опроса АПСМ «Вэйс-Украина» (проведен ещё в 2007 году – в «золотой век сверхприбылей»!) жителей в возрасте от 20 до 45 лет – 83% заявили, что хотели бы иметь не менее трех детей, если бы позволяли материальные, в первую очередь, жилищные условия. То есть, инстинкт самосохранения и стремление к развитию у наших сограждан в норме. Ненормальны условия существования-прозябания, в которые граждане впрессованы озабоченной только собственным благополучием «элитой».

И как бы ни забалтывали проблему ультралиберальные экономисты и идеологи, утверждая, что демографический спад – беда всех европейских стран и в целом белого мира и мало зависит от уровня жизни и обеспеченности жильём – в Украине люди хотят рожать и единственное препятствие – бедность.

Возник заколдованный круг: бедность не позволяет гражданам самостоятельно решать жилищную проблему – без жилья нет роста рождаемости, а демографический спад (дескать, старики вымирают – квартиры освободятся) делает жилищную проблему для власти неактуальной.

Как разорвать этот круг? «Сейчас нужна политическая воля и вмешательство государства, – сказал директор Донецкого филиала Национального института стратегических исследований, д.э.н., профессор Юрий Макогон. – Власть, не считаясь с затратами и забыв на время только об извлечении прибылей, должна немедленно приступить к реализации комплексной программы сбережения украинского народа.

И опять таки, первым пунктом этой программы должно стать строительство доступного жилья. Это потянет металлургию, значительно расширит внутренний рынок, резко снизит уровень безработицы, стимулирует развитие импортозамещающих и энергосберегающих технологий, в том числе в строительной сфере, то есть, в конечном итоге удешевит строительство и сделает жильё действительно доступным для рядовых украинцев».

С этим согласен и к.э.н., замдиректора "Объединенных консалтинговых систем" Евгений Сытник. По его словам, строительство жилья очень позитивно влияет на экономику, создает спрос не только в сопряженных отраслях (например, производство цемента, кирпича, других стройматериалов), но и в сфере реализации мебели, бытовой техники, что вполне понятно. Не случайно в США учет строительства новых домов является важным показателем экономической активности.

«Если говорить об Украине, – подчеркнул Сытник, – то масштабное строительство квартир способно создать тот самый пресловутый внутренний рынок металла, о котором столько говорится, но мало что делается».

Все опрошенные нами эксперты сошлись в убеждении, что без масштабных проектов строительства и реконструкции жилфонда демографический спад не остановить, поэтому государство должно минимально удовлетворять жилищные потребности по мере их возникновения – из расчета одной небольшой комнаты на человека.

«Конечный механизм может быть такой, – предположил директор Агентства социально-политического моделирования «Вэйс-Украина» Сергей Чепик. – Вы достигли совершеннолетия и желаете отселиться? Извольте получить у государства в кредит «малосемейку» – малогабаритную «однушку». Достанется она вам по строго фиксированной цене и с процентами, не превышающими ставки рефинансирования центробанка нашей страны. Женились? Получите у государства в кредит «двушку».

Выплаченные к этому времени за «однушку» деньги вам зачтут при погашении стоимости новой квартирки. А в освобожденную вами «малосемейку» въедет новый жилец и начнет расплачиваться за нее с государством. У вас родилась двойня? Поздравляем – переезжайте в четырехкомнатную квартиру или в коттедж, таунхаус. Но вот дети выросли, да и разлетелись по своим собственным «однушкам». А супруги остались вдвоем: зачем им целый коттедж? Пускай перебираются в «двушку» и получают от государства денежную компенсацию».

Корпорация-вампир

Почему же украинская власть упорно не хочет строить доступное жилье для рядовых граждан? Помимо указанных, есть и две глубинные причины.

Первая – в Украине нет гражданского общества. Что такое гражданское общество? Это общество, в котором осознание взаимосвязанности частных интересов отдельных граждан делает их силой, способной влиять на власть. Зачатки его наблюдаются в западных областях и в столице, а на Востоке – как и в СССР – увы, только власть и население.

Помните акцию уничтожаемого среднего класса – «Достали!»? Очень немногие наемные работники поддержали тогда своих работодателей – мелких и средних предпринимателей. Потому что даже в золотой век сверхприбылей, когда представители МСБ могли платить нормальные зарплаты и хоть как-то помогать персоналу в решении насущных проблемы – они этого не делали. Стремясь, как и крупный бизнес, к прибыли любой ценой, то есть, в первую очередь, за счет своих сотрудников. Теперь, когда разоряются предприниматели и остаются без работы их сотрудники – ни тех, ни других не поддерживают работники бюджетных сфер, страшась за свои рабочие места.

В то же время, если во Франции начинают бастовать дальнобойщики или авиадиспетчеры – их поддерживают практически все, понимая: все взаимосвязано, и необоснованное повышение цен на бензин, удорожание перевозок приведет к росту цен на все остальное, а значит, затронет всех. Белые французы не возмущаются, когда иммигранты требуют лучшего жилья, чем то, что предоставлялось им ранее, поскольку понимают: новое строительство – новые рабочие места, рост связанного с этим малого и среднего бизнеса и т.д.

У нас же народ в буквальном смысле вымирает (по 200 – 250 тысяч в год!), но при этом, зомбированный провластными СМИ народ, озабочен лишь стенаниями о том, что Донбасс кормит «западенцев», Бандера не Герой Украины, а «историк» Бузина подрался с кем-то на ток-шоу.

А теперь представим, что граждане потребовали от власти – масштабного строительства для преодоления безработицы, гармонизации окружающей среды, преодоления демографического спада. Выгодно это или нет гражданам, 2/3 которых мечтают об улучшении жилищных условий? Напомним, критический износ коммунальных сетей от 65% до 80%, причём более 30% коммуникаций, по техтребованиям, давно выработаны; уже через десять лет, когда закончится срок эксплуатации многочисленных «хрущевок», их жители останутся без крова.

Вторая причина вытекает из первой: отсутствие гражданского общества позволяет власти трансформировать Украину (по примеру России) в государство-корпорацию. «Процесс пошел» во времена Кучмы, а при режиме Януковича будет завершен. Государство-корпорация функционирует с одной лишь целью – извлечения владельцами корпорации максимальной прибыли из всего и вся.

Логика госкорпорации несовместима с логикой национального государства, цель которого – умножение и всестороннее развитие граждан, делающее их, а, следовательно, и державу, обеспечившую им условия развития конкурентоспособными в высокотехнологичном мире. Логика корпорации сводится к так называемой оптимизации, то есть – в понимании нынешней власти – урезаниям, закрытиям, сокращениям, в первую очередь, «лишнего» населения (персонала). Будет ли гарант выделять землю под строительство жилья для тех, кого он, как глава корпорации, решил переселить на небеса?

«Сетования власти на то, что у государства нет денег на решение жилищной и других социальных проблем – циничная манипуляция, – считает политолог Иван Степных. – Смешно высчитывать реальную стоимость квадратного метра жилья до тех пор, пока более 40% экономики в тени, гигантские суммы, как и ранее, выводятся в оффшоры, а бюрократический аппарат насквозь коррумпирован».

Ведь губернатор Донецкой области (личный ставленник гаранта Конституции) Анатолий Близнюк неспроста назойливо талдычит о том, что пенсионеры должны отдать государству свои квартиры, а в обмен получить жильё меньшей площади. (Заброшенное, в депрессивных поселках?)

Это значит, что уже разработана и в любом случае (если сохраниться режим Януковича) будет реализовываться программа «оптимизации населения», то есть ускоренного устранения из жизни «лишних», по мнению власти, граждан. Пенсионеров (да и всех, кого сочтут «экономически неэффективными) повышением тарифов окончательно загонят в долговую яму, а за долги лишат квартир. Цель ясна: снизить нагрузку на Пенсионный фонд да еще и получить дармовой жилзапас, который будет приватизирован среди своих и сдаваться в аренду, лишая арендаторов возможности копить на собственные квартиры. Зачем же при таком раскладе «яцубам» и «близнюкам» заботиться о строительстве нового жилья, они уверены: умершие и нерожденные не спросят…

Крах проекта «Украина»?

Оптимизация через сокращение персонала результатирует ( и то не всегда) экономическим эффектом в рамках предприятий и организаций. Но на государственном уровне она деструктивна. Краткосрочные и в большинстве мнимые выгоды владельцев государства-корпорации от сокращения персонала-народа оборачиваются – как вопиет о том весь исторический опыт – серьезным дефицитом рабочей силы в перспективе.

К 2025 году Украине не будет хватать более полумиллиона квалифицированных работников. Понимает ли это элита? Да, и, надо полагать, надеется преодолеть дефицит специалистов с помощью иммигрантов из азиатских республик экс-СССР и Африки. Однако, следует учитывать, что квалифицированных работников «втянет» ЕС, а в Украине будут оседать только те, кто и своим странам не нужен.

Политолог Иван Степных считает, что сценарий «Массовая иммиграция» никаких проблем не решит, создаст массу новых проблем, а в конечном итоге приведёт к ослаблению и самой украинской «элиты». В глобальном раскладе места ей не предусмотрено так же, как половине жителей Украины не предусмотрено места в создаваемой режимом Януковича госкорпорации.

«Уже сейчас по данным ООН Украина на четвертом месте в списке стран с наибольшим количеством мигрантов – 6,8 миллионов. Их будет много больше. Это при том, что наша страна – не Германия и не Франция, как по уровню жизни, так по культурному наследию. То есть интегрировать, окультурить приезжих мы не сможем, они принесут свои ценности и свой образ жизни. Это будет конец проекта «Украина», – уверен Степных.

Есть ещё один, большинством отечественных экспертов и политиков игнорируемый аспект. Как бы мы не возмущались действиями нашей «элиты», мы всё же признаём её своей, иначе социум давно бы взорвали бунты. А вот для иммигрантов наша «элита» – чужда, они будут генерировать свою элиту. Поэтому попытка украинских властей решить приближающуюся демографическую катастрофу привлечением мигрантов – закончится социальным взрывом. Получается, что во избежание этого взрыва, нашей «элите» для самосохранения придется строить жильё и создавать рабочие места – не для ранее уничтоженных ею соотечественников, а – вдумайтесь – для африканцев и азиатов!

Сохраниться и преумножить свою собственность – наша «элита» может только сохранив и преумножив свой народ. Увы, Януковичу и его команде неисправимых «профессионалов» – эту азбучную истину понять сложнее, чем теорему Ферма.

«Мы до сих пор упорно сопротивляемся очевидному: большую часть из нас нынешняя «элита» сознательно обрекла на поэтапную, «мягкую» ликвидацию, – констатировал директор Агентства социального моделирования «Вэйс-Украина» Сергей Чепик. – Одни уедут (по сводным данным опросов почти половина украинцев до 45 лет хотели бы покинуть страну) другие состарятся и умрут. Рожать будет некому. Украинцы вымирают по 250-300 тысяч в год.

По прогнозу Института демографии и социальных исследований НАН к 2050 году, население страны сократится почти на 20 млн. и будет составлять 21,5 млн. человек. А демографы ООН высчитали, что к указанному сроку украинцев останется в лучшем случае 19 млн., а в худшем – всего лишь13 млн. Это не гипербола, не субъективизм, не нагнетание алармистских тенденций. Это – сценарий, который может стать безальтернативным».

Автор: Геннадий Дубовой, Донецкая область, ОСТРОВ 

You may also like...