Судебное издевательство. Почему украинские суды работают не для людей?
Те, кто сталкивался с нашей судебной машиной, сразу поймут суть заголовка этой статьи. А те, кому не доводилось… – тех это тоже касается, – от сумы и тюрьмы в нашей стране не застрахован никто…
Наверное, больше всего нервотрепки возникает из-за организации работы судов. Попадая в суд, человек сразу перестает чувствовать себя человеком, ибо понимает, что здесь он «никто» и никто не думает о его проблемах и удобстве. Многочасовые очереди, волокита, в конце-концов, просто хамство…
Вся организация работы судов продумана под суды, а не под людей, на средства которых эти суды существуют. А кто отвечает за это? Читаем «Положення про Державну судову адміністрацію України» (ДСА), утвержденное постановдением Кабмина № 14 от 14.01.2009 р.
«Основними завданнями ДСА є:
– організаційне забезпечення діяльності судів загальної юрисдикції;
-участь у межах своїх повноважень у формуванні судів;
– удосконалення організаційного забезпечення діяльності судів.
4. ДСА відповідно до покладених на неї завдань:
1) забезпечує належні умови діяльності судів;
4) виконує функції головного розпорядника коштів Державного бюджету України щодо фінансового забезпечення діяльності судів;
5) вивчає практику організації діяльності судів;
13) визначає нормативи навантаження суддів у судах усіх рівнів та розробляє пропозиції щодо кількості суддів у відповідних судах;
26) здійснює організаційне забезпечення діяльності судів;
34) розглядає звернення громадян з питань, що належать до її компетенції, вживає заходів до усунення причин та умов, які породжують такі звернення, здійснює організаційне забезпечення розгляду органами суддівського самоврядування та кваліфікаційними комісіями заяв, пропозицій, а також скарг на діяльність суддів».
Исходя из функций и полномочий судебной администрации, я обратился туда вот с таким письмом.
Территориальное управление государственной судебной администрации в Донецкой области
83086, г. Донецк, пр. Лагутенко, 14
05 апреля 2011 года
Уважаемая судебная администрация!
К вашим задачам, насколько я понимаю, относится организация работы судов. В связи с этим у меня, как гражданина, и временами, как участника судебных процессов, возникают постоянно вопросы относительно организации судебной системы.
Дела начинаются с подачи исков. Конституция и процессуальное законодательство Украины гарантируют беспрепятственную и свободную подачу исков, но в какой суд не зайдешь, везде натыкаешься на объявление такого характера – исковые заявления принимаются только в такие-то дни недели (как правило, один – два дня в неделю), в такое-то время (чаще всего с 9 до 12, иногда еще и после обеда). В то же время, в нашем законодательстве нет никаких ссылок на возможность установления какого-то графика или расписания приема исков.
Более того, в декабре во всех судах всегда вывешиваются объявления – в связи со сдачей годового отчета никакие заявления не принимаются и не рассматриваются до 15 января. Каким законом это предусмотрено? Я такого не нашел.
По причине установления таких вот графиков в день приема заявлений в судах люди с утра записываются в списки (все под номерами, как заключенные), скандалы, нервотрепка и т.д. Знаю, что в некоторых судах разозленные люди сметали охрану и рвались в кабинеты председателей судов, дабы высказать все, что огни думают по поводу его работы.
Короче, в судах у нас сейчас порядки, как в советских учреждениях и магазинах – любой пришедший воспринимается как помеха их важной государственной работе. Отсюда вопрос – почему такое унижение и пренебрежительное отношение судебных канцелярий к гражданам и налогоплательщикам, за счет которых и для которых живут и работают суды? И почему никто не занимается организацией надлежащей работы судов?
Идем дальше. Вам удалось подать иск, но это еще не повод для радости. Знаете, какое самое популярное, любимое и наиболее часто произносимое работниками судов слово? Слово – «Ожидайте». Ожидать приходится в среднем полтора – два часа. Причины стандартные – проводится заседание по другому делу, судья в совещательной комнате по другому делу, судья заболел, судья на совещании и так далее. Особенным цинизмом по этому поводу отличаются работники апелляционного суда по гражданским делам. Там на столы в фойе выкладывают списки рассматриваемых дел и можно любому убедиться – на одно и то же время назначается рассмотрение сразу до десятка дел. Поэтому люди томятся в ожидании и спрашивают, например, часов в двенадцать, – а на какое сейчас время рассматривают дела? Секретарь им спокойно отвечает – на половину десятого, ожидайте.
В моей практике был случай, когда я с 12 часов просидел до вечера чтобы услышать от судей, что у них рабочий день закончился, поэтому все не рассмотренные дела переносятся на другой день.
Объяснение всегда у всех одно – нам мало платят, у нас куча дел, у нас полно работы, мы ничего не успеваем. Я всегда в этом случае и судьям и секретарям говорю – если вам трудно, увольняйтесь, ищите работу полегче. Но почему-то в суде вакансий практически не бывает, и туда так просто не устроишься даже на рядовую, ну очень трудную и плохо оплачиваемую работу, не говоря уже за должность судьи. Откройте секрет – почему так, если там так трудно?
Можно долго расписывать все измывательства, которые приходится терпеть людям в процессе рассмотрения дела. В принципе все они сводятся к одному слову – хамство. Пренебрежительное и процветающее хамское отношение всех категорий работников судов.
Завершим тем, чем заканчиваются дела – получением копии решения. Чтобы получить его на руки, нужно пройти еще более нудную процедуру. Вначале нужно подать заявление. В канцелярии при этом говорят – получите решение через… (далее возможны вариации от недели до двух, хотя реально проходит значительно больше времени). Опять же, я не нашел нигде в законодательстве, что судебные решения выдаются не менее, чем через десять дней после подачи заявления (наиболее часто встречающийся срок). А вот то, что суды должны выдавать или направлять сторонам копию судебного решения максимум в пятидневный срок после его принятия, указано в процессуальных кодексах.
Причину неотправки почтой принятого решения некоторые суды по-прежнему объясняют отсутствием надлежащего финансирования. В связи с этим у меня возникает очередной вопрос – гражданский иск невозможно подать, если по нему не оплачены судебный сбор и информационно-техническое обеспечение судебного процесса. В кодексе сказано четко – платеж за информационно-техническое обеспечение судебного процесса используется на оплату услуг почты. По искам материального характера размер такой оплаты – 120 грн. То есть, еще до подачи иска оплачены конверты, марки и тому подобное. Куда же деваются эти деньги?
Организацией работы суда должен заниматься его председатель. Я бы оценивал его работу именно по наличию очередей. Причем, для судебной администрации не составляет труда провести такую оценку в любом суде. Зашли в помещение суда, спросили находящихся там людей, что они там делают, сколько времени ждут и что они думают по поводу всех этих безобразий. Дальше, в принципе, можно не ходить, а сразу ставить вопрос о замене председателя суда. А при назначении на должность председателя суда ставить только одну задачу – нормальная организация работы.
Вижу, что письмо получилось не в официальном стиле, но исправлять не буду – может быть, так будет понятнее. Однако ответ на это обращение прошу мне направить, потому как терпеть уже нету больше сил, и нужно что-то делать. Тем более, что для устранения перечисленных безобразий не нужно дополнительного бюджетного финансирования, нужно только желание что-то сделать.С уважением,В.Яковлев
Вот какой ответ автор получил из судебной администрации.
Как видим, отписались и перевели стрелки. Из Апелляционного суда я получил следующий ответ.
Шановний Вікторе Степановичу!
На ваше звернення щодо організації роботи Апеляційного суду Донецької області повідомляю, що справи призначаються та розглядаються у суді відповідно до графіку розгляду справ у період робочого часу з 8-00 до 17-00 години.
В середньому упродовж робочого дня складами суддів призначаються до розгляду 40-60 цивільних справ.У зв’язку з існуючими об’єктивними причинами, що обумовлені особливою складністю деяких спорів, що розглядаються, фіксацією процесу технічними засобами, явкою учасників судового розгляду та т. ін. передбачити упродовж якого саме часу буде розглядатись та чи інша справа неможливо.
Справи призначаються складами суддів з урахуванням усіх об’єктивних чинників, у тому числі, вимог ст. 303-1 ЦПК України, відповідно до якої, апеляційна скарга на рішення суду має бути розглянута протягом двох місяців з дня постановлення ухвали про прийняття апеляційної скарги для розгляду, а апеляційна скарга на ухвалу суду першої інстанції – протягом п’ятнадцяти днів з дня постановлення ухвали про прийняття апеляційної скарги до розгляду.
Робота щодо видачі учасникам судового розгляду копій ухвалених судових рішень організована в апеляційному суді у відповідності до вимог діючого процесуального законодавства, а також «Інструкції з діловодства в апеляційному загальному суді», затвердженої наказом Державної судової адміністрації України № 35 від 11.05.2007 р.
Відповідно до вимог діючого законодавства, кошти сплачені на інформаційно-технічне забезпечення розгляду справ перераховуються до Державного бюджету України. Розпорядником коштів Державного бюджету України є Кабінет Міністрів України. Упродовж 2010 р. вказаним органом державної влади виділені асигнування на забезпечення функціонування судових органів України які задовольнили тільки 27% фактичних потреб (выделено автором).Здійснення контролю за організацією діяльності судів, розробка, організація та виконання заходів поліпшення стану організаційного забезпечення діяльності судів, у відповідності до вимог ст. 127 Закону України «Про судоустрій у статус суддів», належить до компетенції Ради суддів України.
Суддя призначається на адміністративні посади голови суду, заступника голови суду та звільняється з цих посад в порядку, визначеному Законом.
Розглянути більш детально Ваше звернення не є можливим у зв’язку із тим, що у ньому відсутні більш конкретні відомості щодо осіб – працівників суду, з діями яких Ви не згодні (выделено автором).
Идя навстречу высказанным в ответе пожеланиям, привожу то, с чем не согласен не только я, а и те, кому довелось испытать на себе отношение к людям нашей судебной системы.
От людей, желающих сдать исковые заявления, судей оберегает милиция
И металлическая решетчатая дверь с объявлениями, по каким дням и в какое время можно сдавать заявления, а также, по каким дням и в какое время можно получить копию судебного решения. Как видим, и то у другое – один день в неделю.
Так выдают судебные решения в назначенный день.
А это список рассматриваемых дел, пять из которых на одно и то же время. И это только один лист.
Такое объявление встречает желающих сдать судебное решение для исполнения.
Чтобы доказать, что объявление об обязательной отправке всех почтовых отправлений заказным письмом и оплате их заявителем, как говорится, «от лукавого», привожу текст статьи закона, на которую сделана ссылка.
«Стаття 31. Надсилання документів виконавчого провадження
1. Копії постанов державного виконавця та інші документи виконавчого провадження (далі – документи виконавчого провадження), що державний виконавець зобов’язаний довести до відома сторін та інших учасників виконавчого провадження, надсилаються адресатам із супровідними листами простою кореспонденцією, крім постанов про відкриття виконавчого провадження або відмову у відкритті виконавчого провадження, про повернення виконавчого документа стягувачу відповідно до статті 47 цього Закону, що надсилаються рекомендованим листом з повідомленням про вручення».
Естественно, не предусматривает эта статья (как, впрочем, и другие) необходимости предоставления гражданами конвертов и марок…
Автор: Виктор Яковлев, «ОстроВ»
Tweet