Путь «Чапая»: как криминальный «авторитет» стал хранителем «общака» семьи Тимошенко

Василий Данылив, известный в криминальном мире как Вася Чапай, прошел все ступени криминальной иерархии: от мелкого грабителя могил и памятников в Ивано-Франковской области, затем сутенера-наркоторговца до соорганизатора коррупционных транснациональных схем в энергетике. Венцом его карьеры стало превращение в держателя кассы личных средств Юлии Тимошенко – в бытность ее премьер-министром.

Начало пути. Атаки на челноков

Криминальная деятельность Василия Мельниковича (затем Бечваржа, затем Данылива) началась с его родины – села Кального, что в Ивано-Франковской области на границе с Закарпатьем. Ивано-Франковское радиотехническое училище, которое он закончил перед армией, не предлагало никаких перспектив в условиях развала «совка». Вместо работы по специальности Василий Мельникович выходит на «большую дорогу».

Дело в том, что недалеко от его родного села проходит трасса международного значения Киев-Чоп. С развалом Советского Союза трасса М 06 становится одним из главных маршрутов многочисленных челноков, перегона автотранспорта, нелегальной контрабанды.

Весь этот поток стал объектом внимания и усилий Василия Мельниковича и банды братков, которую он сам создал и возглавил. Банда очень скоро обзавелась скоростными автомобилями и практиковала перехват и грабеж «барыг» на безлюдных участках дорог. Собственно, благодаря молниеносным атакам на челноков коллеги по криминальному цеху одарили Василия Мельниковича прозвищем «Чапай» – по аналогии со стремительными кавалерийскими наскоками героя гражданской войны.

Однако и знания, приобретенные в радиотехникуме, не пропали всуе. Вася Чапай пришел к выводу, что на импорте цветных металлов в Восточную Европу можно неплохо заработать. Поскольку металлургических заводов у чапаевцев не было, решено было использовать все, что было под рукой. Помогла и политика. Дело в том, что в начале 1990-х на Западной Украине проходило активное разрушение символов советской эпохи. Часть этих символов в виде фигур и изголовий советских вождей была выполнена из цветных металлов и представляла интерес для «чапаевцев».

Когда «ленины» и «брежневы» на Ивано-Франковщине закончились, бандиты без зазрений совести перешли на современные символы Украины. Под руку охотников за металлом попадали памятники Тарасу Шевченко и просто изголовья с кладбищ вместе с элементами оградок из цветного металла. «Чапаевский» вандализм возмутил общественность и даже стал причиной уголовного дела против главаря ОПГ по факту исчезновения 30 памятников. «Уголовка» закончилась ничем, а металлический бизнес банды процветал, отодвигая на второй план традиционный разбой.

Агент Киселя и албанской мафии

Чтобы лучше управлять импортными поставками, Чапай в 1993 году переселяется в соседнюю Словакию. Там он в 1994 году учреждает фирму FEWEX, s.r.o., которая специализировалась на обработке металла и торговле металлопрокатом. Также он женится на чешке и берет ее фамилию – Бечварж. Заработанные на вывозе памятников деньги «чапаевцы» инвестировали в организацию борделей – сначала в Словакии, затем в Чехии. «Ночных бабочек» бандиты импортировали, естественно, из Украины. Их они покупали у украинских коллег по криминальному цеху.

Поставки «живого товара» для банды Чапая из Киева организовывала ОПГ Киселя. Со временем Чапай и Кисель наладили трансграничный наркотрафик. Но активность украинской банды не понравилась албанской мафии. Наркотики и проституцию в Чехии, потеснив русских, с середины 1990-х контролировали выходцы из Албании. Албанцы не стали церемониться – дело закончилось стрельбой, от которой пострадал и Василий Бечварж-Чапай.

Однако, Чапай все же успел уверить албанцев, что может быть им весьма полезен своими украинскими связями. Албанцы не прогадали. Благодаря стараниям Чапая и Киселя, они получали с Украины первоклассный «живой товар», который распределяли по европейским борделям. В свою очередь, в Украину через Чапая албанцы начали переправлять кокаин и синтетические наркотики, распространением которых занималась ОПГ Киселя.

Однако и металлический бизнес Чапая не увядал. Более того, он и стал трамплином, который вынес его на высшую ступень преступной иерархии в качестве организатора транснациональных коррупционных схем в энергетике.

Менеджер югославских мафиози

Торговля людьми и наркотики существенно увеличили финансовое плечо бандита. С помощью покровителей он налаживает коррупционный бизнес по экспорту электричества в Европу в начале 2000-х.

Если у читателя сложилось впечатление, что для того, чтобы организовать поставки электричества между странами, нужно закончить радиотехникум или научится воровать памятники Кобзарю, оно ошибочное. Транснациональная схема по экспорту электричества, которая нанесла миллиардные убытки Украине, – не плод умозаключений прикарпатского гопника. Для этого существовали куда более «светлые» в криминальном отношении головы.

Речь о двух одиозных югославских бизнесменах с огромным криминальным шлейфом, монопольно контролирующих электроэнергетику на Балканах Их имена – Вук Хамович (Vuk Hamovic) и Воин Лазаревич (Vojin Lazarevic). Вук Хамович до распада Югославии руководил НИИ «Энергодата». Сколотил капитал, занимаясь возвратом долгов, накопившихся между странами и компаниями на Балканах в энергетике.

Ему также приписывают огромные прибыли от операций с деньгами Милошевича и его окружения во времена блокады Югославии Западом. Воин Лазаревич известен как контрабандист, а также финансовый менеджер покойного короля криминального мира Югославии Желько Разнатовича Аркана (расстрелян в начале 2000г.). Покойный югославский «Дон Корлеоне» десятилетиями контролировал на Балканах потоки контрабанды, в том числе оружия и наркотиков.

С беловоротничковыми менеджерами Аркана Чапая-Бечваржа, по одной из версий, свели албанские мафиози. Деловые отношения между ними завязались на почве металлоторговли – украинский бандит поставлял на их заводы в Боснии и Герцеговине алюминий и цветные металлы. Однако очень быстро Хамович и Лазаревич сообразили, что украинский партнер может быть полезен не только дешевым металлом. Самым перспективным направлением бизнеса балканских делков являлась торговля электричеством по завышенным ценам.

Схема работала благодаря коррумпированию топ-менеджмента госкомпаний и местных политиков. Для максимизации прибыли они искали дешевое электричество. Оценив уровень коррупционных связей Чапая-Бечваржа в украинской власти, они предложили ему наладить грабительскую схему экспорта дешевого электричества из Украины. Чапай-Бечварж прикладывает усилия, и уже в 2003 году его фирма Коrlea Invest, благодаря протекции министра энергетики Виталия Гайдука, начинает выкупать экспортную электроэнергию у украинской «Укринтерэнерго» для последующей перепродажи в страны Восточной Европы.

Отношения между балканскими бизнесменами и Чапаем крепли из года в год. Украинский преступник через югославских аферистов выстроил хитроумную отмывочную сеть из фирм в Швейцарии, странах Восточной Европы и на Кипре, позволившую ему без труда коррумпировать чиновников и политиков в Украине и Восточной Европе. На правах младшего партнера Чапаю также перепадала доля от торговли электричеством на Балканах – в регионе, куда, к примеру, российскому энергобизнесу путь заказан и поныне.

Кассир Тимошенко: взлет и бесславный конец

Однако настоящий золотой дождь из энергоевро на фирмы Бечваржа начал падать со вторым приходом Тимошенко во власть. Украинский премьер добилась монопольного положения Бечваржа – ранее ему в той или иной мере приходилось делиться прибылями с другими экспортерами электричества. К 2008-2009 гг. компании Чапая (Korlea Іnvest, подконтрольное СП Ukrenergy Holding, венгерская Energy Capital ZRt ) контролировали практически весь экспорт электроэнергии из Украины.

Бизнес был классический – мародерский. Компании Бечваржа получали маржу в 30% и несколько сотен миллионов евро чистой прибыли. Государство в лице «Укринтерэнерго» – сотни миллионов убытков. Поскольку Юлия Владимировна привыкла щепетильные энергодела вести лично, ей не нужен был посредник в лице Виталия Гайдука.

Так Чапай-Бечварж превратился в личного кассира семьи Тимошенко и ее ближайшего окружения. Кроме «откатных» сотен миллионов евро на электричестве весьма к месту оказались отмывочные конторы и криминально-политические связи Чапая в Восточной Европе. Через эти конторы потекли деньги из других афер власти времен Тимошенко.

О степени доверия между партнерами свидетельствует и тот факт, что Юлия Тимошенко пыталась подключить фирмы Чапая к транзиту газа в Европу, который она безуспешно пыталась организовать через территорию Украины. По поручению Ю.Тимошенко, Бечварж регистрирует в конце 2008 года в Швейцарии дочку Коrlea Invest – фирму KazUkrEnergo AG, через которую предполагалось импортировать газ из Центральной Азии в Европу вместо скандальной «РосУкрЭнерго».

Процветал и чисто криминальный бизнес Чапая, прикрытый высшими покровителям в украинской власти (премьер-министр Ю. Тимошенко, министр МВД Ю. Луценко, высшие чины СБУ). Небывалого размаха достигла организация наркобизнеса и трафика «живого товара» с Украины. Знакомство с членом команды Тимошенко Андреем Кожемякиным позволило Чапаю наладить для европейских мафиози альтернативный балканскому коридор для поставки наркотиков из Латинской Америки в Евросоюз. Чапай также продолжал поддерживать тесные связи с украинскими ОПГ. Для них он оказывает услуги по отмыванию денег, посредничеству в покупке недвижимости и разрешению конфликтных ситуаций. Значительная часть криминальных доходов капает в кассу высокой «крыши» Чапая в украинской власти.

Выйдя на высокий бизнес-криминальный уровень, Василий Бечварж решил сменить фамилию на более милозвучную – Данылив. Делалось это с прицелом на парламентские выборы, на которых ему лично Юлией Тимошенко было обещано место в проходной части списка БЮТ.

О степени вовлечения криминального кассира в дела семьи Тимошенко свидетельствуют, к примеру, лоббисткие усилия по освобождения Богдана Данилишина и получению им и Александром Тимошенко политического убежища в Чехии. Также, согласно информации экс-майора Мельниченко, муж Тимошенко вместе с Даныливом предлагали ему дать фальшивые показания по делу Щербаня против президента Украины Виктора Януковича. Предложение, по словам Мельниченко, было сделано в Праге, в офисе карманной организации Данылива-Чапая «Украинская европейская перспектива», которую формально возглавляет «политический беженец» Данилишин.

Став трамплином в карьере Чапая, Тимошенко превратилась в причину его сокрушительного краха. С поражением лидера БЮТ на выборах транснациональная империя Чапая посыпалась, как карточный домик. Оно и не удивительно – ведь все было построено на протекции власти, которая с приходом Виктора Януковича изменилась. В 2010 году он теряет энергетический бизнес, пресекается и криминальный транзит, организованный им через Украину.

Балканские партнеры Чапая быстро от него отворачиваются. Разрыв с балканским бизнесом и криминалитетом оказался болезненным. По некоторой информации, в результате выставленных ими претензий Чапаю пришлось отказаться от большей части «нажитого непосильным трудом». При этом конфликт не снят – именно поэтому Данылив в последний год предпочитал отсиживаться в Украине, а не в Чехии.

В Украине Чапай оказался тоже никому не нужен. Турчинов и Кожемякин, захватившие власть в объединенной оппозиции, как известно, приложили максимум усилий, чтобы оставить за бортом процесса людей, лично близких Тимошенко. Среди них оказался и кассир Тимошенко, их вчерашний соратник. Чапаю не осталось ничего лучшего, как идти начальником штаба в маргинальную Соцпартию, оказывающую власти сервисные функции на выборах. Через нее он намеревался не столько стать депутатом (это было бы смешно), сколько найти подход к новой власти.

Последняя гастроль Чапая: покушение на менеджеров «Родовид-банка»

Но всему виной криминальные рефлексы. Под вынужденно снятым костюмом отбеленного европейского бизнесмена оказалась все та же кожанка франковского гопника-расхитителя могил. Ныне он обвиняется в организации покушение на бывшего вице-президента банка «Родовид» Дядечко. Согласно сообщениям в СМИ со ссылкой на правоохранительные органы, со счетов «Родовида» осуществлялся активный вывод денег, полученных от государства для спасения банка от банкротства.

Утверждается, что деньги уходили в пользу структур, связанных с БЮТ. Операции осуществлялись под контролем кассира Тимошенко – Чапая. Судя по всему, у последнего возникли претензии к операциям, которые незамедлительно реализовались в стрельбе по «Мерседесу» в селе Софиевская Борщаговка. Но оказалось, что от былой стремительности в атаках «чапаевцев», разжиревших на огромных финансовых потоках и от непомерного потребления кокаина, не осталось и следа.

Нападение было организовано более чем топорно и выглядело как действия случайных гопников-неудачников. Банкир выжил, и ныне скрывается за границей. Чапай же со своими четырьмя подельниками из Ивано-Франковска в конце августа был заключен в СИЗо. Так, судя по всему, бесславно заканчивается криминальная история 43-летнего ивано-франковского гопника, еще недавно претендовавшего на роль ведущего криминального авторитета Украины и Восточной Европы.

Сергей Носенко, специально для «УК»

 

You may also like...