Дети стали оружием манипуляций в руках террористов Донбасса

В последние дни представители так называемой самопровозглашенной ДНР для своих грязных манипуляций начали использовать сирот, детей из приютов и приемных семей. Боевики вызывающе запрещают им оставлять стены детских домов, расположенных в зоне АТО, или же силой вывозят в «безопасное место» — соседнюю Россию. В то же время у государства нет единой позиции относительно эвакуации таких деток.

В конце мая несколько автобусов с детьми из Славянска переправили в Крым (в МВД утверждают, что по согласию родителей). А недавно автобус с 25 детьми, который отправился из Снежного Донецкой области в Днепропетровскую область захватили террористы и переправили его в Россию.

— Ситуация с защитой прав детей на Востоке Украины вызывает тревогу: мы мониторим ситуацию всеми возможными средствами — помогают и общественные организации, и волонтеры. Именно от них мы получаем оперативную информацию. К сожалению, ситуация такова, что вопрос вывоза детей из опасных регионов не стал сегодня ключевым. Примерно из восьми миллионов детей Украины приблизительно один миллион проживает в Донецкой и Луганской областях (более 660 тысяч — в Донецкой, это самое большое  детское население Украины). 

Из них детей-сирот в Донецкой области — около десяти тысяч, в Луганской области — почти пять тысяч. Наибольшую тревогу вызывает  отсутствие координации в действиях, связанных с вывозом детей за пределы этих областей. Так, в целом сегодня оттуда вывезено на оздоровление только 10 тысяч детей. И там острейшая ситуация — с размещением семей с детьми, — рассказала  представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства Оксана Филипишина.

Представители общественных организаций и волонтеры, которые занимаются с переселенцами из Крыма и восточных областей Украины, утверждают, что стратегия государства в этой работе им непонятна. Никто не знает, что дальше делать с детьми и их родителями, какие услуги им должны предоставляться и на какой срок. В силу чего общественные организации действуют по своему усмотрению — с точки зрения целесообразности. Они сами координируют свои действия между собой, потому что о координации со стороны государства речи нет.

— За последние два месяца из Крыма и Севастополя выехали только два детских дома семейного типа, в которых воспитывается 14 детей. Это все, кто захотел, утверждает чиновник. Также из Луганской области выехали — три детских дома семейного типа (15 детей) и 4 приемных семьи (4 приемных ребенка); из Донецкой — 8 детских домов семейного типа, в которых воспитывается 45 детей и 12 приемных семей с 28 детьми. Расселены они в разных регионах, — рассказывает заместитель директора Департамента защиты прав детей и усыновления Минсоцполитики Светлана ИЛЬЧУК.

Как свидетельствуют волонтеры, родители вывозят детей кто куда: кто — к родственникам в соседние области, кто — в Россию, кто остается на месте. К сожалению, хуже ситуация с интернатами, которые не могут быть такими «мобильными». Этих детей как раз и выбрали для своих целей террористы.

 ОПЕРАЦИЯ «ПОХИЩЕНИЕ»

«Первый случай повлиять на так называемых «государственных детей» был несколько недель назад. Тогда в Краматорский приют, где находятся сироты, дети, лишенные родительской заботы и дети, статус которых еще не установлен, пришли представители самопровозглашенной республики и сказали, что будут защищать их, — говорит Дарья Касьянова, руководитель программы «Сиротству —нет!» благотворительного фонда «Розвиток України». — Почти сразу нам в фонд позвонили из местной службы по делам детей, сказали, что дети напуганы, их немедленно нужно вывозить. Мы собрали двенадцать детей и отправили в Киевскую область. В тот вечер в приют вернулись представители ДНР вместе с журналистами НТВ, спросили, почему никого нет. «Мы хотели снять, как дети спускаются в подвал», — сказали корреспонденты.

Впоследствии посланцы самопровозглашенной власти пришли в Краматорский детский дом «Антошка», в котором находятся 60 малышей в возрасте до четырех лет.

«Нужно сказать, что в тот день, когда появились представители ДНР в «Антошке», наблюдалась некая атака на сиротские дома так называемого северного региона Донецкой области — Славянска, Горловки, Краматорска, Артемовска. Представители ДНР предупреждали — не стоит перевозить детей на «враждебные территории» — ими считаются все, кроме России. Фактически и руководству этого детского дома запретили эвакуировать малышей», — говорит Касьянова.

Потом главного врача Анатолия Романова арестовали, а сотрудникам приказали собирать детей в Ростов. Между тем под детским домом собрались жители Краматорска и родители, которые требовали не трогать детей. Люди были готовы разобрать детей по домам. Впоследствии медика все же отпустили. Но дети —  ныне заложники ситуации, потому что до сих пор находятся в Краматорске, хотя их уже неделю ожидают в Харькове, куда они собирались выезжать в канун визита боевиков.

Главный врач харьковского детского дома Роман Марабян рассказывает «Дню», что в его заведении все готово. «11 июня к нам официально обратились коллеги из Краматорска с просьбой принять 33 ребенка из дома ребенка «Антошка», — рассказывает он. — Все вопросы по перевозке и размещению детей в харьковских домах ребенка были согласованы между департаментами здравоохранения ДОГА и ХОГА под четким руководством Минздрава. Было сделано все возможное для приема детей: выделены палаты, персонал, откорректированы планы по питанию и лечению малышей. 13 июня около 14:00 они должны были быть уже в Харькове. Но за день до того мне позвонил по телефону главный врач Краматорского дома ребенка господин Романов и сказал, что самопровозглашенная власть ДНР созвала срочное совещание по этому вопросу, поэтому приезд детей откладывается. Ныне ситуация такова: мы готовы принять детей в любой момент, но все зависит от ситуации в Краматорске».

ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗОНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕГОДНЯ ЗАТРУДНЕНА. ЕЩЕ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА — С ЭВАКУАЦИЕЙ ДЕТДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ: ТЕРРОРИСТЫ НЕ УПУСКАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ «ГОСУДАРСТВЕННЫХ» ДЕТЕЙ В СВОИХ МАНИПУЛЯЦИЯХ. ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЗАЛОЖНИКАМИ СИТУАЦИИ И РИСКУЮТ ЖИЗНЬЮ / ФОТО РЕЙТЕР

Но самым громким делом считается то, когда террористы захватили автобус с сиротами и фактически похитили детей. 12 июня 25 детей-сирот и воспитанников детских домов семейного типа из города Снежное ехали на отдых на Днепропетровщину. Автобус остановили представители ДНР, и развернули в сторону границы с Россией. Уже во время пересечения границы на контрольно-пропускном пункте «Должанский» мама-воспитатель детского дома семейного типа с двумя родными и семью приемными детьми категорически отказалась оставлять Украину.

Российские пограничники ей говорили, чтобы она не кричала, потому что «едет отдыхать на море». Наконец маму и ее детей отпустили. А всех других без соответствующих документов и разрешений вывезли в лагерь для беженцев в Новошахтинск Ростовской области. Дальше были просьбы, требования и нота протеста. Отечественное Министерство юстиции подготовило даже заявление в Европейский суд по правам человека с требованием к России вернуть детей. И вот через сутки после похищения самолет с детьми приземлился в аэропорту Днепропетровска…

 БЕЗ ЕДИНОГО РЕШЕНИЯ

«В прошлые выходные процесс (эвакуации людей. — Ред.) почти прекратился. Накануне нам в фонд звонили и пытались выяснить, по каким маршрутам мы вывозим детей, где останавливаемся, мимо каких блокпостов проезжаем. Поэтому мы решили, что массово людей из Славянска и Краматорска мы не вывозим», — говорит Касьянова.

Тогда же неизвестные обзванивали родителей-опекунов в Енакиево и Горловке, представлялись работниками опекунского совета и требовали, чтобы уже на следующий день родители с детьми были на местных железнодорожных вокзалах с документами. Оттуда детей планировали отправлять «на оздоровление» в Россию. Узнав о таких звонках, чиновники и представители благотворительных фондов начали сами звонить приемным родителям, а только в Горловке таких около трехсот человек, чтобы узнать, в чем дело. Оказалось, что звонки и предложения действительно были. Кто-то даже соглашался. Но большинство не желали ехать в Россию. Кроме того, представители служб по делам детей выходили на вокзалы, но никаких массовых выездов, к счастью, зафиксировано не было.

«Террористы из ДНР под принуждением и с угрозами расправы требуют у органов опеки   данные в отношении детей», — говорит представитель Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Оксана Филипишина. Она просит приемных родителей, прежде чем соглашаться на предложения представителей ДНР, вспомнить случай, который произошел несколько недель назад, когда детей родители отпустили на отдых в «Артек»: «Почти две сотни детей из Славянска, которых отправили вроде бы в «Артек», поехали фактически в никуда, — говорит она.

— Официальные органы Крыма ничего не знали о прибытии детей. Притом, что дети выехали по документам, с доверенностью родителей. Сегодня они сменили уже четвертый лагерь: были в Симферополе, Форосе, Севастополе. Ныне в Бахчисарае. Потому что никто не оплатил за их пребывание в «Артеке».

Что же касается эвакуации детских домов и интернатов, то руководители этих учреждений не могут самостоятельно принимать решения по  переезду. Команду может давать ведомство, которому они подчиняются. А это может быть Министерство образования, социальной политики или здравоохранения. Упомянутые учреждения должны направлять письмо с указанием места пребывания и деталями переезда. Они же должны позаботиться и об охране.

«Представители самопровозглашенной власти нашли такую тонкую болевую зону, на которую и давят, — говорит Дарья Касьянова. — Так часто бывает, что местные чиновники не могут быстро принять необходимые решения по эвакуации, и Киев не говорит, как сделать — на расстоянии объективно оценить ситуацию трудно. Мы готовы были вывезти почти двести детей из Краматорского приюта, но так и не дождались официального письма от Минсоцполитики».

«Единого решения в отношении детей разных по возрасту и состоянию здоровья нет. Они абсолютно несогласованные и разные, каждое министерство, не имея единой политики в отношении оценки ситуации с безопасностью этих детей, действует на свое усмотрение», — говорит и Оксана Филипишина. Сегодня в Украине детскими домами семейного типа и приемными семьями занимается Минсоцполитики, частью интернатов и детскими домами — Минобразования, частью (где проживают дети от 0 до 5 лет) — Министерство здравоохранения.

 ПРАВА ДЕТЕЙ… ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ

Запоздалая реакция и затягивание — это следствие политики, которая проводилась в отношении защиты прав детей последние четыре года, считают эксперты. А политика была крайне неудовлетворительной. При этом в Украине до сих пор нет Плана мероприятий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка на 2014 год (это — основной документ, который должен гарантировать права детей).

— Ныне с введением в Украине Национального плана действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка у нас катастрофа. В 2012 году мы выделяли на эти потребности 270 миллионов гривен. Сегодня же основным координирующим органом данного закона признано Минсоцполитики, которое на реализацию Плана действий выделило только 197 тысяч гривен (в 8 раз меньше, чем в 2012 году. — Ред.), — говорит руководитель Партнерства «Каждому ребенку» Василиса Дыбайло. — Я считаю, что  нужно обращаться в правительство и парламент: следует дать понять, что невозможно финансировать данный закон по остаточному принципу. Невозможно финансировать все другие программы, когда основной закон для детей не выполняется, не финансируется и даже по нему не пишутся отчеты.

Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка, принятый в 2009 году, рассчитан до 2016 года. Более 10 общественных организаций приняло участие в оценке его реализации, начиная с 2010 года. Выводы следующие: отсутствует стратегическое планирование, формализм, недостаточная координация работы разных органов государственной власти, недостаточное внимание к мероприятиям программы.

— Начиная с 2010 года, на уровне государства разрабатывались и принимались ежегодные планы действий. Однако наш анализ показывает, что сам процесс составления проходил и продолжает проходить неэффективно, — говорит президент Международного женского правозащитного центра «Ла Страда» Екатерина Левченко. 

— Так, значительная часть задач, сформулированных в законе, не вошла в план: не отражена тема торговли детьми, жестокого обращения с ними и сексуальной эксплуатации; также не принимаются меры  для развития физической культуры детей; не упоминалась даже иммунизация. Очень актуальна, но не выполнялась часть, которая касается доступа к социальным услугам несовершеннолетних и молодежи, которые проживают в сельской местности. Также мало внимания уделялось детям-беженцам. Это сегодня очень бьет по внутренне перемещенным лицам из Донецка, Луганска, Крыма, которые хотя и не являются беженцами, но в то же время сталкиваются с кучей нерешенных проблемы.

Но в первую очередь нужно как можно быстрее решать вопрос безопасности детей на территориях, где ведутся боевые действия. Представители министерств говорят, что проводится активная работа: хочется надеяться, что благодаря ней больше детей не пострадает. Также власти уже сейчас нужно думать об учебе детей эвакуированных, и вообще — о продолжительном пребывании семей с детьми в других регионах.

Автор: Оксана МИКОЛЮК,  Тетяна КАТРИЧЕНКО, «День»

You may also like...