Украине попытаются навязать «ужас без конца»?
Время относительно небольших и малокровных акций скоро завершится. Этот шаблон практически одинаково действует везде: прологом для переговоров становится масштабный теракт. Приступ массовой паники и общественная истерия имеют потенциал принуждения к миру куда больший, нежели концентрация вражеских войск по ту сторону линии фронта
Одним недолгим спичем Херман ван Ромпей как минимум сделал серьезную заявку на получение кремлевской пенсии. В последнюю неделю своей каденции на посту председателя Европейского совета он выступил в парижском Институте политических исследований. И заявил, в частности, что ЕС должен "найти такой вариант выхода из украинского кризиса, при котором Украина станет децентрализованным (или федерализованным) государством".
По странному стечению обстоятельств это вот "или" прозвучало всего через два дня после интервью главы европейской дипломатии Федерики Могерини, сказавшей, что ЕС ожидает от Украины автономии для Донбасса, причем тогда же ее пресс-служба все опровергла, сославшись на трудности перевода. Ван Ромпей, очевидно, оправдываться за столь милое Кремлю слово не будет. Но это еще полбеды. В числе рекомендаций председателя – переговоры в формате палестино-израильских соглашений "Осло-1993" во избежание балканского сценария.
Ван Ромпей – человек далеко не глупый, но с этим предложением он оказался в роли пресловутого полезного идиота. Если, конечно, не допускать, что Кремль решил трудоустроить отставного еврочиновника. Потому что балканский сценарий – это ужасный конец. Распад Югославии был безусловной катастрофой. Но он произошел стремительно, причем все республики бывшей федерации либо стали членами ЕС за относительно короткое время, либо готовятся ими стать. Противоречия между бывшими врагами, хоть и не сняты совсем, введены в политико-правовое русло и в целом контролируемы внешними арбитрами.
Приступ массовой паники и общественная истерия имеют потенциал принуждения к миру куда больший, нежели концентрация вражеских войск по ту сторону линии фронта
Формат Осло – ужас без конца. Вкратце напомню о чем речь: в 1993 г. Израиль и арафатовская Организация освобождения Палестины (ООП) обменялись письмами о взаимном признании. Долгие годы израильские власти отказывались иметь дело со структурой, которую они официально признавали террористической, предпочитая вести переговоры с ее спонсорами среди арабских государств. От этого подхода пришлось отказаться, признав международную субъектность ООП после первой масштабной палестино-израильской войны.
Взамен ООП от имени всей Палестины признавала право Израиля на существование, обязалась решать конфликты мирным путем и отказывалась от терроризма. Это сильно напоминает наши нынешние реалии.
И результат будет тот же. Не только в том смысле, что мир не наступит, а смена режима в автономии перечеркнет все договоренности, но и в том, что это тоже путь к неминуемому разводу, причем путь очень долгий. Сейчас, почти 20 лет спустя, в Европе началась волна признаний палестинского государства. Опять-таки, не случайно выступление ван Ромпея предшествовало голосованию по этому вопросу в Европарламенте (которое, правда, было отложено).
В общем, переговоры Oslo-style – это не сильно завуалированная капитуляция и замораживание, а не решение проблемы к вящему удовольствию Кремля. Вопрос в том, как этого добиться, если украинское общество демонстрирует не так усталость от войны, как раздражение ее ходом и действиями власти. Российские спецслужбы и подполье дают на него простой – опять же палестинский – ответ. Вроде очередной серии взрывов в Харькове.
Время относительно небольших и малокровных акций, боюсь, скоро завершится. Этот шаблон практически одинаково действует везде: прологом для переговоров становится масштабный теракт. Приступ массовой паники и общественная истерия имеют потенциал принуждения к миру куда больший, нежели концентрация вражеских войск по ту сторону линии фронта.
К тому же это гораздо дешевле. И – удобнее: Москва в совершенстве овладела фразой "где ваши доказательства?", так что крайними вольно или невольно станут, естественно, лидеры "патриотов Донбасса". Нерукоподаваемые сейчас, но вполне могущие повторить путь Ясира Арафата к международному признанию – за отказ, как мы помним, от террористических методов борьбы.
При этом, как недавно заявил один высокий чин, на теракты у себя дома украинцы могут ответить тем же. Воздержусь от гаданий насчет возможности появления соответствующих приказов, но подобный сценарий в инициативном порядке исключать точно не стоит.
Более того, российскому руководству это настолько на руку, что оно и само может повторить сценарий вроде "Каширского шоссе" или, к примеру, "Норд-Оста" – найти убежденных фанатиков правого дела не составит труда. Как минимум это станет серьезным ударом по репутации Украины. Как максимум – поводом к большой войне по лекалам Глейвицкого инцидента.
В то же время кампания террора на своей территории может оказаться полезной и украинскому руководству – как центральному, так и на местах. Причем "заказывать мокруху" совершенно не обязательно, достаточно просто улучить момент – воспользоваться проколом спецслужб в случае, если теракт предотвратить не удастся. Или обеспечить возможность такого прокола. Предпосылки к подобному сценарию очевидны.
Среди внутренних факторов это может быть борьба за послушание регионов, с одной стороны, и расширение полномочий – с другой. Среди внешних – установка на "мир любой ценой" под давлением экономическим и (или) третьих стран. На поверхности – отказ в очередном транше МВФ или смена настроений в ЕС ввиду пробуксовки реформ и модернизации.
Нельзя списывать со счетов и обычную в таких случаях дилемму "свобода или безопасность": общественный выбор в пользу второго обычно служит дополнительным стабилизатором и страховкой власти от неприятных сюрпризов, обусловленных провалами в экономической и социальной политике.
Тем не менее очень хочется надеяться, что эту высоту цинизма, давно преодоленную соседями, украинские элиты не возьмут никогда.
Автор: Алексей Кафтан, ДС
Tweet