«Временные неприкосновенцы»: бывший замминистра при Януковиче купил себе пропуск в парламент
Сразу после назначения на пост генпрокурора Юрий Луценко пообещал открыть серию криминальных производств против народных депутатов. Изначально его слова были восприняты как очередной пример голого популизма на новой должности. Тем более, что, согласно украинскому законодательству, для следственных действий против нардепов с них нужно снять неприкосновенность путем голосования в зале Верховной Рады.
В цикле «Временные неприкосновенцы» мы попытаемся предположить, кто из депутатов может повторить судьбу Онищенко. И осветим наиболее одиозных парламентариев, над которыми, по инсайдерским данным, сгущаются тучи.
Публиковаться материалы будут в алфавитном порядке фамилий «героев». Открывает цикл Валерий Давыденко – избранный в Раду от партии «Заступ» и голосующий сегодня в составе фракции БПП.
Валерий Давыденко
43-летний Валерий Давыденко, по данным его прошлогодней декларации о доходах, человек небедный, хотя и неотягощенный лишним имуществом. Его общий доход составил 4,3 млн гривен, правда, 4,2 млн из них были получены от продажи движимых и недвижимых активов. В результате у депутата на сегодняшний день нет ни одного автомобиля, а ютится он со своей семьей в квартире на 44 квадратных метра.
Скромный официальный статус Давыденко далек от его положения в системе украинской политики – в которой нынешний член президентской фракции создавал себе личный капитал с помощью… «семьи» Януковича.
Впервые имя черниговского предпринимателя Давыденко стало известно широкой общественности в 2007 году. Тогда он, генеральный директор компании «Агродом», оказался одним из новых совладельцев «Терра Банка» − вместе со своим партнером Юрием Колобовым. Затея оказалась провальной и за семь лет от одного из старейших украинских банков (основанного еще в 1995-ом году) ничего не осталось, в августе 2014-го в «Терру» была введена временная администрация.
Однако знакомство с Колобовым принесло свои внушительные плоды. Вскоре после избрания Виктора Януковича на пост президента Колобов стал министром финансов, а Валерий Давыденко получил должность зама министра аграрной политики.
Давыденко, бизнес-интересы которого всегда были в первую очередь связаны именно с АПК, теперь получил мощный протекторат. В ведомстве он работал под началом Николая Присяжнюка – партнера легендарного Юры Енакиевского, вместе с которым они контролировали отечественный аграрный сектор. В интересах «Семьи» и, конечно, своих собственных.
Результаты работы Валерия Давыденко оказались настолько удачными, что Геннадий Москаль назвал его в числе чиновников, деятельность которых привела к многомиллиардным финансовым претензиям со стороны Китая. Получив у КНР кредит на $3 млрд в обмен на поставки зерна, Государственная продовольственно-зерновая компания Украины отправила грузов лишь на $153 млн. А вместо Китая украинское зерно по более высоким ценам экспортировалось в Эфиопию, Иран, Швейцарию, Египет и повстанцам в Сирию.
«Финансовые злоупотребления и нарушения исполнения контракта, в результате которых наносится вред государству и подрываются международные договоренности между Украиной и Китаем, стали возможными благодаря совместной антигосударственной деятельности министра АПК Украины Присяжнюка Н.В., заместителя Министра АПК Украины Давыденко В.М., заместителя Министра иностранных дел Украины Майка В.А.», − сообщил Москаль.
После Майдана и смены власти Присяжнюк отправился в бега, скрываясь от уголовного преследования, однако Валерий Давыденко решил остаться и побороться за статус народного депутата. Поскольку иначе (к тому же, после принятого закона о люстрации, под действие которого подпадает Давыденко), «семейному» чиновнику было бы весьма непросто защищаться от интереса правоохранительных органов. И на внеочередных парламентских выборах Давыденко примыкает к «Заступу» − партии, финансируемой крупнейшим агромагнатом Олегом Бахматюком.
«Заступ» оказался одним из наиболее впечатляющих технологических проектов, шокировавший даже опытных специалистов тем объемом средств, который был направлен на его агитацию. Вернее сказать, «агитацию» − поскольку речь шла о банальной джинсе в СМИ, которой «Заступ», по-видимому, решил полностью придавить электорат и лишить его возможности действовать осмысленно на избирательном участке.
Вот что писал о схемах работы «Заступа» эксперт Института массовой информации Роман Кабачий: «Созданный перед выборами «Заступ», позиционирующийся как «защитник аграриев», является либо классическим техническим проектом, либо же бездарно тратит деньги спонсоров. Такой вывод можно сделать из размещаемой в СМИ политической заказухи «Заступа». Новая «аграрная партия» надувает себя с сумасшедшей скоростью с помощью вкачанных денег – заказывает «экспертные мнения», скупает полосы в газетах и места в новостных лентах, лишь бы успеть всех убедить, что они существуют».
В итоге, за месяц до выборов, «Заступ» уже стал лидером – но не симпатий избирателей, а интернет-джинсы. Именно партия Давиденко заказывала более трети (!) всех проплаченных новостей в интернет-СМИ.
Коррупцией в СМИ «Заступ» не ограничился – деньги партии раздавала непосредственно за голоса. Причем это происходило конкретно в 208-ом округе на Черниговщине, где баллотировался Валерий Давыденко.
17 октября, за неделю до выборов, наблюдатели общественной организации «Опора» зафиксировали следующий инцидент. В центре города Бахмач двое молодых людей раздавали жителям деньги «от кандидата Давыденко» под расписку и копию личных данных. Нарушители были задержаны, причем с доказательной базой – мешком, в котором оказались 257 тысяч гривен и 80 комплектов ксерокопий паспортов. Деньги были разложены в конверты суммами по 250, 500 и 700 гривен. По этим фактам было открыто 5 уголовных производств. Однако Валерий Давыденко с оглушительным успехом выиграл – победив даже кандидата от Радикальной партии Ляшко в родном округе самого Ляшко.
Несмотря на последовавший грандиозный скандал, «заступовец» Давыденко официально стал депутатом и сразу после попадания в парламент перешел в Блок Петра Порошенко. Где трудится по сей день. Хотя о реальной работе Давыденко в парламенте говорить не уместно – по данным сайта «Слово и дело», нардеп выполнил ровно ноль тех обещаний, которые фиксировал в своей избирательной кампании.
Логично предположить, что договоренность о столь весомом политическом прикрытии, как членство во фракции БПП, была призвана уберечь Давыденко от любых посягательств – тем более, перспектив криминальной ответственности. Но позволим себе вспомнить криминальное выражение «Не по масти понт», которое лучше всего определяет ситуацию, складывающуюся вокруг Давыденко. О чем ниже.
Попав в парламент, Давыденко оказался в орбите внимания замглавы АП Виталия Ковальчука, который привлек нардепа к технологическому проекту «Наш край» − останкам Партии регионов, собранным в качестве управляемой оппозиции. В результате Давыденко продолжил с успехом заниматься защитой и укреплением своих бизнес-интересов в родной Черниговской области.
Виталий Ковальчук – «серый кардинал» АП и нынешний куратор Давыденко
Например, именно депутаты «Нашего края» и лично примкнувший к ним Давыденко делали все, чтобы не дать вступить в должность новому мэру Чернигова Владиславу Атрошенко.
Однако именно в Чернигове Давыденко оказался в центре ситуации, в которой переплетены интересы слишком многих влиятельных сторон. Речь идет о функционировании областной таможни, стабильно входящей по результатам сборов в десятку крупнейших в стране.
С начала года в Чернигове бушевал скандал, связанный с закрытием частного «Терминал-центра» − крайне эффективного и удобного для предпринимателей пункта оформления грузов в черте города. Одним из основных лоббистов его закрытия публично выступал Давыденко. И причина проста, как разъяснил активист движения «Под контролем» Сергей Старченко – супруга Давыденко открыла альтернативный таможенный терминал в Козельце.
Таким образом, под контроль четы Давыденко может попасть колоссальный финансовый поток – ведь только в мае таможенные сборы области в госбюджет составили более 272 млн гривен.
Естественно, что в столь значительном обогащении нардепа заинтересованы далеко не все силы – тем более, оберегающие таможенные потоки. Напомним, что ГФС входит в орбиту интересов ближнего круга президента. И спасет ли Давыденко от их агрессивного противодействия членство во фракции БПП – большой вопрос. Ведь упомянутый уже Александр Онищенко тоже до поры до времени не вылезал из АП.
Ну а какой именно из эпизодов бурной карьеры Давиденко может быть использовать для предъявления ему обвинений, зависит от вкуса правоохранителей – во всяком случае, выбор у них будет обширный.
Автор: Сергей Колесник, по материалам интернет-СМИ
Tweet