Страховщики перестарались (письмо начальника ГАИ)
Никто пока не знает, какова цена «месячника» наведения порядка на дорогах Украины. Зато сама кампания все больше отдает коррупцией. Как помнят автолюбители Украины, перед новогодними праздниками высшее (на то время) руководство ГАИ государства несколько раз громогласно заявляло, что в 2008 году установит практику остановки транспортных средств, не имеющих на лобовом стекле так называемых стикеров (наклеек). Выдаваемых страховыми компаниями одновременно с заключением договора страхования гражданской ответственности в связи с указаниями Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств».
То есть, данный стикер, по логике руководства ГАИ, являлся визуальным ориентиром инспектору ГАИ об отсутствии у водителя договора страхования. И, как следствие, – право остановки автомобиля сотрудником ГАИ с дальнейшим составлением протокола об административном правонарушении.
Сомнительная законность подобных поползновений была очевидной: согласно Правил дорожного движения, остановка транспортных средств возможна исключительно в результате обнаружения сотрудниками ГАИ публичного нарушения водителем этих самих Правил.
Проехал перекресток на красный цвет или въехал под «кирпич», нарушил правила обгона либо же скоростной режим движения – инспектор ГАИ имеет полное право остановить автомобиль для проверки документов и фиксации совершенного правонарушения.
Законом не предусмотрены (а значит – запрещены для сотрудников ГАИ) остановки транспортного средства под поводом «проверка документов», «месячник борьбы» с чем либо, «…а что в багажнике?», или «мало ли что, а вдруг автомобиль в угоне…». И уж тем более – остановка автомобиля вследствие предположения, что у водителя не все в порядке с договором обязательного страхования ответственности автотранспортных средств.
Однако, в 2008 году обещанный «страховочный террор» на дорогах не наступил. И отсутствие стикера не является (и не может являться) поводом для остановки автомобилей.
Более того, мы получили официальное подтверждение от начальника Департамента ГАИ МВД Украины С. Коломийца, в котором весьма обосновано изложены и объяснены противоправность остановки транспортных средств в связи с отсутствием стикеров:
Советуем каждому автолюбителю распечатать приведенное нами письмо. И в случае проявления сотрудниками ГАИ непомерного усердия и самодеятельности (то есть в случае остановки автомобиля под поводом «А почему стикера нет?») популярно и основательно объяснять письменную позицию начальства. А при необходимости – сообщать о подобных случаях по телефонам доверия МВД, поскольку подобные действия инспекторов ГАИ будут оцениваться как проявление открытого грабежа и превышения полномочий.
Позволим себе также озвучить версию, согласно которой старое (предновогоднее) руководство ГАИ Украины с удивительным упорством убеждало всех, что с Нового – 2008-го – года проехать без стикера будет невозможно в силу возросшей бдительности сотрудников ГАИ на дорогах и «натравке» на стикер (точнее, его отсутствие).
Учитывая то, что рассказы о стикерах и их обязательности озвучивались на пресс-конференциях, совместно проводимых с представителями страховых компаний, версия одна: страховики, будучи обеспокоены отсутствием инициативы водителей в покупке полисов (что естественно, сказывалось на прибылях страховых компаний), дабы понудить покупать полисы, «уговорило» (естественно, не бесплатно) руководство ГАИ о необходимости проявления активности в наведений «стикерно-страховочного» порядка. А высокое начальство ГАИ, отрабатывая «заказ», принялось пугать водителей малоприятными перспективами проявления нелояльности к страховикам.
Народ в панике бросился скупать полисы у первых попавшихся страховиков, лишь бы подешевле и поскорее; главное – стикер бы давали на стекло. С Нового года, действительно, планировалось начало «террора», однако, на беду заказчиков – страховых компаний, незадолго до времени «Ч» руководство ГАИ республики было сменено.
Естественно, что новые руководители департамента ГАИ оказались не в курсе «договоренностей» страховиков со старым руководством. И отказались от пропиаренных начинаний в наведении страховочного порядка на дорогах. Единственный, кто от этого пострадал – те же страховые компании, которые «вкинули бабло» впустую (надеемся, что затраты окупились во время возросшей продажи полисов перед Новым годом – вследствие запугиваний водителей).
Допускаем, что новое руководство ГАИ через некоторое время может «внезапно» осознать, что езда без стикера – социальное зло, и тождественна нарушению Правил дорожного движения. И объявить о начале очередной «охоты на ведьм». Будет занимательно наблюдать, как подобное шатание во мнениях, а прежде всего – отказ от мнения, высказанного в приложенном выше письме, будет толковаться в таком случае!
Кстати, уж если затронули тему незаконности действий ГАИ в целом, то и проводимая компания по наведению порядка на дорогах также далека от законности. Об этом не писал только ленивый. Мы же заметим, что инициативы руководства ГАИ и МВД в целом – явно преступны. Ибо повлекли непоправимые финансовые потери и необоснованные затраты для государства.
Какие яркие методы «месячника борьбы за порядок на дорогах»: переброска сотрудников ГАИ из региона в регион и немедленное (после нарушения) сопровождение нарушителя с задержанными документами в суд…
Но переброска сотрудников ГАИ из региона в регион требует оплаты им командировочных, затраты на поселение, питание, сам проезд; в масштабах государства – миллионов гривен в день.
То же самое, если сотрудники ГАИ задерживали водителя с документами и препровождали нарушителя в суд сразу же после нарушения – это тоже влекло значительные затраты. Ведь водитель не обязан ехать на своем транспорте в суд, а именно сотрудники ГАИ его обязаны доставить. Кроме того, даже если водитель ради экономии времени и соглашался ехать в суд на своем транспорте, то за ним следовала патрульная машина с сотрудниками ГАИ (отдать документы в канцелярию суда и вернуться на место патрулирования).
Подобные операции и поездки с места на место также влекли грандиозные – в масштабах страны – затраты (хотя бы на тот же бензин).
А ведь подобные затраты не были предусмотрены законодательством; соответственно, они являются неоправданными, необоснованными.
Надеемся, что компетентные органы, прежде всего Контрольно-ревизионная служба, Генпрокуратура, Счетная палата, Министерство финансов дадут правовую оценку подобному рвению милицейского начальства. А также назовут истинную цену наведения порядка на дорогах.
Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»
Tweet