Украина: остаться в живых…

Удар по здоровью нации: международные доноры сворачивают финансирование программ, позволявших Украине сдерживать эпидемию СПИДа и туберкулеза. Украина, где зафиксировано 440 000 ВИЧ-инфицированных и 1,5 миллиона больных туберкулезом, свои проблемы будет решать сама. 

«Украина находится в преддверии очень важного переходного периода. На данный момент несколько международных агентств собираются уходить из Украины, ведь в мире много государств, нуждающихся в помощи гораздо больше». На эти слова, сказанные вице-президентом Фонда «Евразия» Энди Вилсоном в Давосе еще в январе 2008-го, никто из украинских чиновников особого внимания не обратил. А зря. Уже в 2009-м Украине предстоит самостоятельно бороться с бедностью и эпидемиями, не рассчитывая на поддержку со стороны международных доноров.

Мы — не в фаворе

Иностранная помощь Украине в последнее десятилетие неуклонно сокращается. В этом году завершило все свои программы в Украине Министерство Великобритании по вопросам международного развития (DFID), отказавшись начинать новые, Агентство США по международному развитию (USAID) сократило финансирование в три раза.

Канадское агентство по международному развитию в этом году не сокращало свое финансирование социальных проектов, но планирует их двукратное уменьшение в 2009-м, а руководство ЕС вот уже два года как не финансирует социальные программы в Украине (см. «Иностранная помощь Украине», стр. 40).

Обобщенной информации о том, сколько всего в Украине реализуется донорских программ, предусматривающих оказание безвозмездной помощи, нет даже у департамента по координации международной технической помощи Минэкономики — там считают лишь средства доноров и кредиторов, которые те непосредственно выделяют государству. Однако результатов этих подсчетов — конкретных сумм — в открытом доступе нет.

18 сентября c. г. «ВД» обратилась с официальным запросом в Минэкономики. Хотя чиновники ведомства заверили, что ответ в адрес редакции отправлен, однако на момент сдачи номера данных мы так и не получили.

Впрочем, донорская помощь, выделяемая из-за рубежа непосредственно государственным структурам, — лишь верхушка айсберга. К примеру, USAID преимущественно работает путем создания собственных фондов или адресной помощи нуждающимся. Не все благотворительные фонды афишируют свои бюджеты, но общий тренд прослеживается четко — международные фонды сокращают финансирование медицинских и социальных программ в Украине.

И дело не только в разразившемся финансовом кризисе. Западные институты считают трату выделяемых денег неэффективной. А коль желающих освоить эти средства по всему миру хоть отбавляй, то и доноры поступают соответствующим образом.

«О временах, когда Украина была одним из крупнейших реципиентов донорской помощи, нужно забыть, — объясняет Виктор Лях, исполнительный директор Фонда «Восточная Европа». — Общий объем помощи ежегодно сокращается, и такая тенденция наблюдается последние два-три года. Уже большое количество международных благотворительных организаций сократили свои программы в Украине».

«Политика международного развития оказывается разменной картой большой политики, — говорит Валерий Олийнык,
и. о. директора проекта «Сеть гражданского действия в Украине» (UCAN). — В начале 2000-х в моде была Сербия, потом международные доноры переключились на Ирак и Афганистан». Последние две страны стали приоритетом в оказании финансовой помощи для правительства США. Япония в годы финансового кризиса предпочитает ограничиться помощью странам Юго-Восточной Азии, а страны Европы и ООН — Африке.

Полжизни работы на репутацию

Объясняя сокращение донорской помощи, представители иностранных фондов указывают на рейтинги ООН, согласно которым Украина переместилась из бедных в число стран среднего уровня развития. А также на общий характер своей деятельности, подразумевающий финансирование лишь в течение нескольких лет.

«Мы с 1993 года учим украинские организации работать по мировым стандартам, и они уже должны демонстрировать собственные видимые результаты, — говорит Любовь Палывода, независимый консультант проекта международной помощи «Гідна Україна». — Кроме того, критерии финансирования ужесточились — доноры требуют детализированную документацию, с обоснованием необходимых сумм и целей, на которые будут потрачены деньги».

Государственные и некоторые общественные структуры Украины уже давно зарекомендовали себя как ненадежные партнеры и союзники. «Иностранцы опасаются иметь дело с Украиной, ведь существует достаточно ведомств, через которые «отмываются» огромные суммы денег либо же реализуются некие коррупционные схемы, — сетует Виталий Выговский, представитель Центра ресоциализации «Победа».

— Некоторые из наших предприимчивых граждан делают бизнес даже на общественных организациях, зарабатывая на этом огромные деньги. И потому международные доноры опасаются иметь с Украиной дело, перестраховываясь через ужесточение процедуры финансирования».

«Когда государственные органы начинают вмешиваться в систему оказания помощи, это часто превращается в систему взяток и разбазаривания средств, — сообщил  представитель фонда, пожелавший остаться неназванным. — И когда потом чиновники в прессе заявляют о неэффективном использовании денег, мы понимаем, что за всеми этими разговорами стоит проблема коррупции».

В качестве примера можно привести отказ Специальной комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабмине предоставить статус гуманитарной помощи грузам с лекарствами, которые в сентябре этого года должны были прибыть в Украину. Купленные на деньги Глобального фонда по борьбе со СПИДом лекарства облагались 20%-м НДС и 6%-м таможенным сбором, что позволило бы пополнить государственный бюджет 50-ю млн грн., если бы программа реализовывалась до 2012 г., как и было первоначально запланировано.

Однако официальный представитель Глобального фонда Андреас Тамберг уже намекнул, что подобные фокусы правительства даром не пройдут. Как подтверждение — отказ Глобального фонда выделить Украине грант на $94,6 млн на борьбу с туберкулезом. Так что в 2009-м Украине придется бороться с эпидемией этого заболевания исключительно за бюджетные деньги.

В сентябре Счетная палата констатировала неэффективное использование 4 млн грн. Проекта Международного банка реконструкции и развития «Фонд социальных инициатив». В 2002-2008 гг. было выделено $60 млн, из которых кредит МБРР составил $47 млн. Исполнитель в лице Украинского фонда социальных инвестиций, как показал аудит Счетной палаты, 81% денег потратил на проведение ремонтно-строительных работ, а не на непосредственно создание эффективных моделей социальных услуг, как это предполагалось Проектом.

И если обычная мировая практика заключается в том, что страны-доноры предпочитают работать напрямую с правительством страны-реципиента и субсидировать непосредственно бюджет, в украинских реалиях это привело к прямо противоположной стратегии: минимизации точек соприкосновения с государством. «Мы уже давно фокусируемся на проектах прямой помощи нуждающимся, поскольку считаем наиболее приемлемой для себя именно такую форму сотрудничества, — говорит Питер ван Флит, секретарь посольства Нидерландов в Украине. — Она, по нашему мнению, является наиболее рациональной в украинских реалиях».

Жить за свой счет

Пока трудно сказать, каких денег не досчитается Украина в 2009-м: к составлению бюджетов на следующий год международные организации приступили только в ноябре. По оценкам собеседников «ВД», речь может идти о $70-100 млн. Причем сокращение финансирования придется именно на области социальной политики и здравоохранения. «На данные отрасли у нас не предусмотрено выплат с 2006 г., — говорит Дэвид Стулик, пресс-секретарь представительства Еврокомиссии в Украине. — Могут финансироваться лишь отдельные проекты в рамках программы технического сотрудничества».

«В будущем году Европейская комиссия около 50% средств, планируемых в виде помощи, будет направлять непосредственно украинскому правительству, — говорит Джеффри Лабовиц, глава представительства Международной организации миграции в Украине. — Но Украине следует определиться с приоритетами в гуманитарной сфере, иначе ваше правительство ничего не получит».

В качестве приоритетов финансирования за счет зарубежных доноров на 2009 г. Кабинет Министров указал энергетику и торговые отношения, так что именно эти отрасли и получат европейское финансирование. Что же касается социальных проектов, то они в список первоочередных направлений иностранной помощи не попадут.

При этом на нужды Минздрава и Минтруда в бюджете-2008 заложены более чем скромные суммы — 4,7 и 3,5 млрд грн. соответственно. Чем в профильных министерствах намерены компенсировать сокращение финансирования социальных программ — остается тайной.

Финансирование Национальной программы по профилактике ВИЧ/СПИДа на 2009 г. было запланировано в размере 227 тыс. грн., при формировании же бюджета эта сумма уменьшилась до 108 тыс. грн. А если исходить из потребностей самой Программы, то в будущем году на борьбу с эпидемией потребуется 3,65 млн грн. Видимо, украинские чиновники так до конца и не верят, что международные фонды оставят их один на один с проблемами здравоохранения.

Существующая стратегия Кабмина по привлечению иностранной помощи не определяет ни четких целей, ни системы оценки эффективности использования этой помощи. Да и правовой базы относительно иностранной помощи до сих пор нет. В сложившихся обстоятельствах можно было бы привычно кивать на бизнес — мол, вот кто должен вытягивать Украину из вороха социальных проблем. С этим отчасти согласны и иностранные доноры.

Вот только представители украинских благотворительных организаций считают, что, во-первых, государственные программы должны финансироваться государством, а во-вторых, что в условиях финансового кризиса им не до благотворительности. И это трудно оспорить. Украина же, где зафиксировано 440 тыс. ВИЧ-инфицированных и 1,5 млн больных туберкулезом, свои проблемы будет решать сама.

Скандалы иностранных доноров с украинским правительством

2004. Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией приостановил выплату Украине более $7 млн первого транша в рамках гранта для борьбы с ВИЧ-СПИД на общую сумму $92 млн. Причина: неэффективность управления программой. Минздрав был уличен в коррупционных схемах тендерных закупок лекарств.

2006. Всемирный банк приостановил выплату льготного кредита размером $60 млн в рамках проекта «Контроль туберкулеза и ВИЧ-СПИДа в Украине». Причина: недостаточное освоение средств украинским правительством. Минздрав вновь запятнал себя нечестными способами использования денег.

2007. Глобальный фонд отказал Украине в получении гранта на борьбу с туберкулезом на сумму $94,6 млн из-за недостаточной детализации статей расходов в правительственной заявке.

2008. Комиссия по вопросам гуманитарной помощи отказалась присваивать статус гуманитарной помощи грузу — якобы из-за несоответствия груза характеру гуманитарного. Речь шла о лекарственных препаратах, закупленных на средства Глобального фонда (общий объем финансирования — $151 млн). Взимая 20% НДС и около 6% таможенных сборов, государство заработает до 2012 г. 50 млн грн. Глобальный фонд пригрозил Украине отклонить ее заявку относительно финансирования мер по контролю над туберкулезом.

2008. Счетная палата заявила о срыве в 2007 г. Минфином, Минтруда и Минэкономики проекта по совершенствованию системы социальной помощи, в рамках которого Всемирный банк выделил Украине кредит на сумму $99,4 млн. Проект был реализован неэффективно и не принес ожидаемых результатов.

Юлия Пихновская, ВД

 

You may also like...